Оптимизация учебно-воспитательного процесса как средство здоровьесбережения школьников


Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Лузы Кировской области














Оптимизация учебно-воспитательного процесса как

средство здоровьесбережения школьников











работу подготовила

учитель экологии

Кальчук Л.А.















г. Луза, 2011 г.



Оптимизация учебно-воспитательного процесса как

средство здоровьесбережения школьников


Проблема здоровья подрастающего поколения вызывает озабоченность общества, государственных организаций, участников образовательного процесса.

В Концепции модернизации российского образования, в нормативных документах Министерства образования, материалах всероссийских, областных, городских конференций она выдвигается как приоритетное направление работы образовательных учреждений.

Практика моей работы в этом направлении показала, что желаемого результата можно добиться путём оптимизации условий и применения эффективных форм, методов и приёмов работы в учебно-воспитательном процессе.

Исходя из того, что основной формой работы в школе является урок, мною прежде всего были разработаны и апробированы требования оптимизации урока с позицией здоровьесбережения:

  1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм:

  • оптимальное освещение;

  • оптимальный температурный режим;

  • оптимальные физико-химические свойства воздуха (проветривание);

  • оптимальный цветовой фон панелей и пола кабинета;

  • соответствие классной мебели росту школьников.

2.Соблюдение требований к организации урока:

  • выделены четыре этапа урока: подготовительный, основной, закрепляющий, завершающий;

  • чередование видов деятельности с целью поддержания высокого уровня работоспособности и предупреждения утомления с учетом возрастных особенностей детей;

  • использование методов и методик, адекватных возрастным возможностям и особенностям школьников;

  • усвоение знаний, отработка умений и навыков должны осуществляться на уроке;

  • создание ситуации успеха на каждом уроке;

  • использование индивидуального подхода;

  • нормирование, контроль объема учебной нагрузки и домашних заданий соответственно возрасту;

  • избегание любых замечаний в адрес детей по поводу дисциплины с целью гуманизации отношений;

  • стимулирование у детей желания жить, быть здоровыми;

  • формирование у учащихся позитивной самооценки;

  • проведение микропауз и физкультминуток с целью предупреждения утомления;

  • психолого – педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.

Моя деятельность как учителя направлена на создание системы комплексной работы, организованной на едином методическом фундаменте, сочетание принципов педагогики сотрудничества, эффективных педагогических технологий, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьников к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание личным примером здорового образа тжизни.

Приоритетное направление в работе по психолого – педагогическому сопровождению учебно – воспитательного процесса в моей практике включает деятельность по развитию основных, структурных компонентов психологической культуры: интеллектуального, практического (поведенческого) и ценностно – смыслового. Постоянно провожу работу по формированию:

  1. психологического климата на уроке;

  2. стиля педагогического общения учителя с учащимися;

  3. характера проведения опросов и экзаменов, подходов к проблеме оценивания;

  4. степени реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно «группы риска»);

  5. структуры работы с «трудными подростками в классе».

В своей педагогической деятельности придерживаюсь принципов:

  1. принцип ненанесения вреда;

  1. принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся;

  1. принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям детей;

  1. комплексный междисциплинарный подход;

  1. приоритет адаптивных методов обучения;

  1. принцип формирования ответственности школьников за свое здоровье.

Систему работы осуществляю по алгоритму:






Формирование здоровьесберегающей грамотности провожу на основе программного материала по биологии, экологии, основ проектной деятельности. Приступая к работе, я прежде всего провела «ревизию» используемых в своей практике педагогических приемов и техник в аспекте предполагаемого их воздействия на здоровье детей. При этом определила, что самыми оптимальными будут формы:

На уроке — групповая, попарно, малыми группами при выполнении практических и лабораторных работ, исследовательских практикумов; при закреплении материала на этапе рефлексии (Приложение 1), при изучении нового материала; в ходе дифференцированного обучения.

Достоинство работы в группах в том, что создается ситуация, в которой невозможно обойтись без сравнения полученных результатов, гипотез, отработки различных версий, их быстрой проверки и на этой основе определения оптимальных вариантов действий, оказания помощи.

Программа курса «Человек и его здоровье» предусматривает большое количество практических и лабораторных работ. Я переориентировала часть из них на изучение здоровья, а не физиологических процессов, поскольку полученные результаты служат реальной основой для формирования заинтересованного личностного отношения к своему здоровью, мотивов здорового образа жизни (Приложение 2).

В ходе выполнения практикума решаю главную задачу по здоровьесбережению – вовлечение учащихся в самостоятельные исследования основ защиты и улучшения собственного здоровья: самоанализу и самооценки своего физического здоровья, от которого зависит работоспособность, адаптационные возможности, оптимальное воздействие со средой обитания.

При работе использую инструктаж выполнения лабораторной или практической работы, а в конце урока – инструктаж домашнего задания.

Наиболее значимой в целях сохранения психического здоровья является индивидуальная работа

— работа по индивидуальным карточкам с учетом дозирования объема и сложности материала

— индивидуальное выполнение домашнего эксперимента, при этом часто использую прием сочетания разных форм работы: на I этапе все учащиеся индивидуально решают проблему, поставленную в начале занятия; затем, на II этапе, шепотом попарно обсуждают варианты решения проблемы; после чего, на III этапе в ходе фронтальной коллективной беседы находят оптимальный вариант ее решения.

В ходе проверки знаний применяю индивидуальное тестирование с обоснованием ответа.

Использую в своей практике следующие методы работы:

1. Метод эвристической (поисковой), сократической беседы, в ходе которой учащиеся решают проблемные вопросы и добывают часть знаний в процессе дискуссии, коллективных размышлений, индуктивных и дедуктивных умозаключений, опираясь на свои знания.

2. Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач – все учащиеся по заданию учителя самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

3. Частично – поисковый лабораторный метод – учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента, самонаблюдения (Приложение 3) или работая с натуральным объектом, прибором.

Из методов мотивации учебного процесса применяю метод создания ситуации успеха.

На уроках ОПД действенными методами являются метод опроса и анкетирования с целью ориентации учащихся на здоровый образ жизни. Ситуационные задачи дают возможность профилактики вредных привычек и сохранению здоровья. Ситуационные задания предполагают мобилизацию знаний, полученных при изучении разных дисциплин. На уроке экологии в 9 классе по теме «Здоровый образ жизни» предлагаю учащимся написать эссе «Моя гражданская позиция: я выбираю здоровый образ жизни» (Приложение 4). Интересно проходят уроки с использованием метода проектов, в ходе которых создаются условия для решения учащимися собственных проблем средствами проекта. При этом использую совокупности разнообразных способов деятельности и интегрирую знания из различных предметных областей.

Реализацию практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся я осуществляю не только на уроке, но и во внеурочное время в ходе оздоровительной работы со своим классом, работы кружка «Юный эколог», в массовой работе через опорную школу по экологии, через профильный экологический лагерь.

В работе с классом в роли классного руководителя использую программу «Нравственность и здоровье», разработанную мною на 17 классных часов. Организую совместное питание учащихся своего класса в школьной столовой, готовлю их к проведению школьного турслета, дня Здоровья, планирую инструктажи по охране здоровья.

Через работу научного общества по экологии приобщаю школьников к просветительной работе по вопросам ценности здоровья и здорового образа жизни (беседы на классных часах в 9 – 11 кл.).

В план работы опорной школы по экологии включаю мониторинговые исследования здоровья учащихся 5 и 11 классов с целью анализа динамики здоровья на выходе из школы. Ориентирую учащихся на проведение исследований по темам:

  1. Здоровое детство – здоровое будущее.

  1. Мониторинг здоровья учащихся по антропометрическим и методико – биологическим показателям.

  1. Санитарно – эстетическая оценка классного помещения.

Таким образом, представленная система педагогических мер помогает мне выработать у школьников здоровьесберегающую грамотность. На основе грамотности идет избирательный процесс на глубину проникновения и понимания тех или иных вопросов сохранения и профилактики здоровья, т.е. формирование здоровьесберегающей образованности. Постепенно школьники набирают опыт деятельности по вопросам ценностного отношения к здоровью, ориентации на здоровый образ жизни, проведении профилактики заболеваний, использовании ресурсов своего здоровья, выбора индивидуальных систем оздоровления.

В конечном итоге у школьников осуществляется поэтапное формирование, развитие и совершенствование здоровьесберегающей компетентности, культуры и здоровьесберегающего менталитета, что способствует выполнению в будущем профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении сохранения и укрепления не только индивидуального, но и общественного здоровья.

Результативность

В результате использования в течение двух последних лет комплексной системы здоровьесбережения достигнуты следующие успехи:

1. Результатам анкетирования показывают:

1.1Уровень ориентации на ЗОЖ составил:

Таблица 1

Уровень


2008– 2009 г. г.


2009 – 2010 г. г.

Высокий (от 31 – до 36 б.)

28%

33%

Средний (от 27 – до 30 б.)

43%

51%

Низкий (от 21 – до 26 б.)

29%

27%


1.2 Анализ пропусков уроков по болезни (6, 9 – 11 кл.) показал следующие результаты:

Таблица 2


Класс


2008 – .2009 г. г.


2009 – 2010 г. г.

6

255 дней

45 дней

9

230 дней

163 дня

10

76 дней

38 дней

11

181 день

164 дня


Количество уроков, пропущенных по болезни в 6 – х классах в 2007- 2008 уч.г. снизилось на 83%, в 9 – х классах – на 31%, в 10 – х классах – на 50%, в 11 классе – на 10%.

2. Уровень обученности изменился следующим образом:

Диаграмма 1

низкий уровень средний уровень высокий уровень


3. Динамика групп здоровья учащихся: Таблица 3

Группы здоровья

2008 – 2009 г. г.

2009 – 2010 г. г.

I

32%

33%

II

56%

57%

III

11%

10%


4. Уровень тревожности по результатам анкетирования:

Таблица 4

Уровень

Общая тревожность

Школьная тревожность

Самооценочная тревожность

Межличностная тревожность

Норма

60,7%

96,4%

92,8%

89,2%

Низкий

39,3%

5,6%

7,2%

7,1%

Повышенный




3,7%



Таким образом, апробация системы работы по оптимизации учебно – воспитательного процесса с целью здоровьесбережения учащихся показала положительные результаты, что подтверждается данными мониторинга.







Приложение 1


Внимательно прочитайте текст выступления, прозвучавший на заседании школьного дискуссионного клуба. Выделите аргументы (тезис подчеркнут). Подчеркните в тексте места, где вы заметите ошибки в отношении тезиса или аргумента; пронумеруйте эти фрагменты. После текста укажите номер фрагмента и вид ошибки.

Обсудите в группе, как вы могли бы использовать обнаруженные ошибки, если бы вам нужно было выступить оппонентом.

Безответственное отношение к своему здоровью непозволительно.

Безответственное отношение к своему здоровью означает, что человек не соблюдает правила поддержания здоровья (неправильно питается, сидит на сквозняке, кривится за письменным столом и т.п.), не задумываясь, потакает вредным привычкам (курит, наедается на ночь и т.п.) или не лечится при первых признаках заболевания. Такое отношение недопустимо, поскольку человек не сам наделил себя здоровьем: Бог, родители – в любой концепции иное существо дало ему здоровье. Человек не может отнять у себя здоровье, что он не волен себе дать. Значит, он не имеет права вести себя так, чтобы отнимать у себя здоровье, т.е. безответственно к нему относиться.

Любой курильщик, обжора, спортсмен – экстремал стремится к самореализации, поскольку это заложено в природе человека. Потеря здоровья ставит предел самореализации, а значит, безответственное отношение к своему здоровью недопустимо с точки зрения человеческой природы…

Потеря здоровья ложится тяжким бременем на близких – они переживают и, кроме того, вынуждены заботиться о больном, обслуживать его, лишать себя каких – то материальных благ ради его лечения. «Подхватив» инфекционное заболевание и не обратив внимания на ухудшение самочувствия, человек, который безответственно относится к собственному здоровью, становится разносчиком инфекции, заражает других людей, доставляя им незаслуженные страдания. Таким образом, человек просто не имеет морального права на безответственное отношение к своему здоровью.

Молодому человеку кажется, что его здоровье – неисчерпаемая чаша. Он просто не обращает на него внимания, транжирит ресурсы своего организма. Но в более старшем возрасте ему может просто не хватить этих ресурсов, для каких – то важных, например, карьерных, достижений. Следовательно, безответственное отношение к собственному здоровью является ошибкой, какие бы причины его ни вызывали.

Допущены ошибки:_________________________________________________



Приложение 2




Эксперимент с целью мотивации на ЗОЖ

Тема: «Уход за зубами»

Многие чистят зубы, перемещая щетку слева направо. Такие движения не очищают ротовую полость от частичек пищи, застрявших между зубами.

Чтобы убедиться в этом, возьмите расческу, вату и зубную щетку. Расческой прочешите вату.

  1. Что наблюдаете? (часть ваты остается между зубьями расчески). Удалите вату зубной щеткой, перемещая ее слева направо и справа налево, как обычно чистят зубы многие дети.

  1. Что наблюдаете? (удалить вату не возможно). А теперь проделайте вертикальные движения, направленные от основания расчески к свободным концам ее зубьев.

  1. Что наблюдаете? (вата начала удаляться из расчески).

Сделайте вывод из эксперимента о правильности чистки зубов.

Приложение 3

Самонаблюдение с целью профилактики вредных привычек

Тема: «Кожа»

1) Рассматривание задней части ногтевой пластинки – корня ногтя, с которой ноготь растет.

2) Рассматривание передней поверхности ногтевой пластинки, имеющей розовый цвет, так как под пластинкой просвечивают кровеносные сосуды.

  1. Рассматривание луночки белого цвета на заднем крае ногтя, которая состоит из плотных клеток, через которые кровеносные сосуды не просвечивают.

ВОПРОС:

Почему нельзя грызть ногти и заусеницы?

(можно занести инфекцию или заразиться глистами, яйца которых могут оказаться под ногтями. Ногтевой валик окружен подкожицей она не имеет нервных окончаний и кровеносных сосудов. Ее можно «сгрызть» без боли, но при этом нередко обнажаются глублежащие слои валика, не защищенные от поражения микроорганизмами. Эти слои начинают засыхать, образуя заусеницы. Ногтевой валик воспаляется, деформируется, что может привести к серьезным кожным заболеваниям ).

Анализ результатов самонаблюдения позволяет подвести к профилактике здоровья.







Приложение 4


Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение общеобразовательная средняя школа №2 г. Лузы Кировской области




ЭССЕ

МОЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ:

Я выбираю здоровый образ жизни


Моя гражданская позиция:


Я выбираю здоровый образ жизни, так как считаю, что именно от образа питания, поведения, привычек, — то есть образа жизни, зависит здоровье и продолжительность существования.

В настоящее время нам предоставляется возможность проследить за теми, кто заботится о своем здоровье и за теми, кто его беспристрастно губит. На этих примерах видно, что человек, живущий лишь своими похотями, — нездоровый человек не только морально, но и биологически: курение приносит вред сердцу, печени, ранний половой образ жизни – заболевания СПИДом и другими болезнями, неправильное питание вызывает ожирение, наркотики – зависимость и нарушение деятельности всего организма. Вместе с тем люди, следящие за своим здоровьем, выбирают здоровый образ жизни, отказываются от каких – либо соблазнов современности, занимаются спортом, следовательно, их жизнь не просто лучше, но и интереснее.

По моему мнению, начать жизнь правильно помогает семья. Благодаря ее воздействию, мы либо привыкаем к спорту, правильному питанию, либо нас прельщает больше курение, выпивка и так далее. Вредные привычки зарождаются в семье, а уж дети, смотря на жизнь родителей, выбирают: мораль, аморальное поведение, жизнь с вредными привычками или возможность контролировать себя, свои прихоти…

Из всего выше сказанного я делаю вывод, что человек, ведущий нездоровый образ жизни аморален и не занимает ведущие позиции в обществе, следовательно, его жизнь сводится к существованию.





Литература:

  1. Муртазин Т. М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.

  2. Никитина В. Ю. Открытые уроки природоведения и биологии: 5 – 8 классы/ В. Ю Никитина. – Ростов н/Д: Феникс. 2008 (Библиотека для учителя)

  3. Анастасова Л. П. и др. Человек и окружающая среда: Учебник для дифференцированного обучения: 9 кл./ Л. П. Анастасова, Д. П. Гольнева, Л. С. Короткова. – М.: Просвещение, 1997. – 320 с.

  4. Зверев А. Т. Экология: Учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных школ/А. Т. Зверев, Е. Г Зверева.Изд. 3-е. – ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ЗАО «Дом педагогики», 2002. – 336 с.


Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Причины мутаций. Пути атимутационной защиты" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: