Открытый урок по биологии для 8 класса на тему «Витамины»

Тишкина Наталия Петровна, город Тверь,

ГУ СКОШ VII вида, учитель биологии.

«Витамины».

Открытый урок по биологии в 8 классе.



Цель урока: Расширить представление учащихся о своем организме.

Задачи урока:

Образовательная: Выяснить природу витаминов, их биологическую роль в организме человека. Способы профилактики авитаминозов, сохранения витаминов в продуктах.

Развивающая: Расширить представления учащихся о процессах, происходящих в организме человека, роли витаминов в сохранении здоровья. Развитие монологической речи учащихся, способности решать проблемные ситуации.

Воспитывающая: Воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Коррекционная: Развивать умение самостоятельно работать с учебником и предъявляемыми пособиями, слушать мнение своих одноклассников, приходить к согласию при решении проблемных вопросов.

Методы:

Словесный: Рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа, чтение текстов слайдов и учебника, работа с таблицами.

Наглядный: Работа со слайдами на интерактивной доске, работа с муляжами фруктов и овощей, картинками, опорным плакатом.

Частично-поисковый: Нахождение ответов на предлагаемые проблемные ситуации, работа по заполнению плаката.



-2-

Оборудование:

Презентация на интерактивной доске, натуральные объекты овощей , фруктов ,семян; картинки овощей, фруктов и пищевых продуктов, таблички на парты команд (Витамины А, В,С, D), , плакат с изображением человека, знаки витаминов разным цветом для каждой команды, магнитофон, CD— диск с мелодиями.

Форма проведения урока:

Игровая, групповая, индивидуальная, фронтальная.

ХОД УРОКА.

Актуализация знаний.

1.Назовите питательные вещества, необходимые человеку. (Белки, жиры, углеводы).

2.Какова суточная потребность в белках, жирах и углеводах у людей, не связанных с физическим трудом? (Белки 109 г, жиры-104г, углеводы-433г.).

3. В чем сущность обмена веществ?

4.Какие вещества расщепляют белки, жиры и углеводы?

4. Как называются вещества, ускоряющие процесс обмена веществ?

5. Какие вещества, кроме белков, жиров и углеводов нужны нашему организму? (Минеральные соли, вода, витамины?).

6. Что вы уже знаете о витаминах? (После ответов учащихся предлагаю упорядочить и расширить свои знания о витаминах и роли, которую они играют в организме человека ).

Изучение нового материала.

  1. Объявление темы урока. (Слайд на доске).

  2. Учитель: Вот как сказал бы о витаминах ребенок детсадовского возраста. Стихи С. Лосевой.



-3-

Что такое витамины?. Для чего проникли в лук,

В молоко и мандарины, в черный хлеб, в морковь, урюк?

Рассмотрю-ка их в окрошке через дедовы очки.

Кто они? Соринки? Мошки? Человечки? Паучки?

Может в перце и петрушке, незаметные на взгляд,

Очень маленькие пушки по бактериям палят?

Если так, то витамины мне нужны наверняка.

Съем на полдник апельсины, на ночь выпью молока.

А как вы понимаете, что такое витамины? Предположения учащихся).

Вы уже ученики 8 класса и о витаминах знаете, побольше, чем малыш из детского сада, а расширить свои знания о них вам поможет урок, который состоится сейчас. Какие же задачи необходимо для этого решить?

  1. Совместно с учащимися формулируются задачи урока:

-Понять, что такое витамины?

-Узнать, где находятся витамины?

-Понять, какое значение имеют витамины для организма человека и почему?

-Узнать, как сохранить витамины?

3.Вопрос учащимся? (Слайд). Как вы считаете, давно ли человек знает о витаминах? Кто впервые открыл витамины? ( После предположения команд , учитель рассказывает об истории открытия витаминов. (Демонстрация слайдов).

4.Рассказ учителя об истории открытия витаминов.

До конца ХIХ века человечество не знало, что некоторые тяжелые болезни возникают из-за отсутствия в пище свежих овощей и фруктов. В 1881 году русский врач Н.И.Лунин производил опыты с двумя группами мышей. Одной группе он давал цельное молоко, а другой искусственную смесь , куда входили вещества, содержащиеся в цельном молоке. Мыши,



-4-

питавшиеся цельным молоком, были здоровы, а мыши, питавшиеся искусственной смесью, погибли.

Что предположил Н.И.Лунин? (Учащиеся высказывают версии).

Лунин предположил, что в пище есть незаменимые вещества, необходимые для поддержания жизни.

Голландский врач Эйкман, работавший в тюрьме на острове Ява, подтвердил, что Лунин прав. Куры, питавшиеся на тюремном дворе пищевыми отбросами, в которых был , в основном, только шлифованный рис, болели параличом. Признаки их болезни напоминали болезнь бери-бери, которой болели жители островов.

В 1911 году польский химик Казимир Функе выделил из рисовых отрубей вещество, которое излечивало паралич голубей. Функ назвал его «витамин». (Вита-жизнь, амин- азот).

Задание командам: Найдите в учебнике ответ на вопрос, что же такое витамины? (После ответов учащихся на слайде демонстрируется определение).

Витамины это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ.

Объяснение учителя:

Витамины образуют Ферменты (органические вещества ) (катализаторы обмена веществ)

Не образуются в наших Образуются в наших

клетках. клетках.

Расщепляют белки, жиры,

углеводы.



-5-

Вопрос командам. Где могут содержаться витамины, необходимые нашему организму? ( Беседа с учащимися о нахождении витаминов в продуктах питания растительного и животного происхождения, о

водорастворимых витаминах ( витамины группы В и РР) и витаминах, растворимых в жирах (витамины А, D, Е, К).

Сообщения учащихся о витаминах А, В, С, Д. (Иллюстрация на интерактивной доске, демонстрация натуральных объектов).

Дополнение учителя о витаминах К, РР, Е. (Таблица на слайде).

Загадки командам.

О каком витамине идет речь?.

Этот витамин едим со щами и с плодами, овощами,

Он в капусте и шпинате, он в шиповнике, томате.

Поищите на земле: он в салате, щавеле.

Лук, чеснок, редиска, брюква. И укроп, петрушка, клюква.

И лимон, и апельсин. В них во всех его едим. (Витамин С).



Рыбий жир всегда полезный, хоть противный, надо пить.

Витамин там есть: поможет от рахита защитить. (Витамин D).



Свекла, яблоко, картофель, репа, тыква, помидор.

Витамин они имеют и отдать его сумеют.

Он в наружной части злаков, хоть он там неодинаков.

Очень важно, спозаранку съесть за завтраком овсянку. (Витамин В).





-6-

Где нам витамин найти, чтобы видеть и расти?

В моркови, печени, желтке он есть.

Вобщем, все не перечесть. (Витамин А).

Задание командам: Поход в магазин. Набрать как можно больше овощей, фруктов и пищевых продуктов, содержащих витамин вашей команды. (Учащиеся на столах в классе ищут овощи, фрукты, пищевые продукты, картинки с изображением объектов, в которых может содержаться витамин, за который отвечает команда (время1 минута). Результаты обсуждаются, оценивается правильность выполненного задания.

Вопрос командам. Можете ли вы объяснить термины: Авитаминоз, гипервитаминоз, гиповитаминоз? (Слайд ). (Обсуждение, работа с учебником, запись в тетрадях).

Авитаминоз – отсутствие витаминов.

Гипервитаминоз –избыток витаминов.

Гиповитаминоз – недостаток витаминов.

Работа с таблицей №4 (нормы потребления витаминов, последствия гиповитаминоза и гипервитаминоза).

Задание командам. Используя таблицу 4 учебника, стр. помогите решить проблему.

Группе А. Экспедиция В.Беринга закончилась трагически. Моряки и сам Беринг заболели, болезнь выражалась в том, что кровоточили десна, шатались и выпадали зубы, образовывались синяки на теле, что говорило о кровотечении из сосудов. Многие умерли. Что это была за болезнь? Как можно было спасти моряков? (Гиповитаминоз витамина С вызвало цингу. Были необходимы свежие овощи, кровь животных).



-7-

Группе С. Мужчина пришел к врачу с жалобой на быструю утомляемость, постоянную раздражительность, да к тому же ночные судороги ног. Как вы думаете, что предположил врач? ( Гиповитаминоз витамина В).

Группе В. Ваша знакомая жалуется на то, что кожа стала сухой, трескается, темнеет, ногти крошатся, а волосы стали ломкие и секутся. Что бы вы ответили своей знакомой? ( Гиповитаминоз витамина А, необходимо есть овощи и фрукты, содержащие этот витамин).

Группе D. Ваш знакомый жалуется, что постоянно болит голова, язвочки на слизистой рта, немеют руки и ноги. Что бы вы предположили? Гипервитаминоз витамина А, необходимо обратиться к врачу).

Всем группам. На одном из уроков ученик мне сказал, что съел сразу всю упаковку витаминов, и ничего с ним не было. Что бы вы ответили на моем месте? (Внешние симптомы могут сразу и не проявиться, но может быть нарушение работы внутренних органов, особенно почек и печени).

Рассказ учителя о сохранении витаминов. Каждый учащийся получает памятку). ( Приложение).

Задание командам: На фигуру человека закрепить значок витамина вашей команды. Причем, на тот орган или систему органов, на который данный витамин влияет( на задание 2 минуты). (Вывешивается плакат с изображением фигуры человека и рисунками отдельных органов на ней, рядом поясняющие надписи: кожа, мышцы, мозг, нервы, орган зрения и так далее. Дети должны прикрепить значки витаминов рядом со словами или органами).

Закрепление материала урока.

Вопросы командам ( « Да» или «Нет»). Блиц-опрос, кто быстрее ответит.

1.Витамины – биологически активные вещества, они способствуют обмену веществ в организме.

2. Люди употребляют витамины в большом количестве, и это правильно.

-8-

3.Недостаток одного витамина не приводит к сбоям в работе нашего организма, не может вызвать тяжелую болезнь.

4.В организме человека витамины не образуются или образуются в очень небольших количествах.

5.Основным источником витаминов являются растения.

6.Витамины способствуют образованию ферментов.

7.Овощи для варки нужно класть не в кипящую, а в холодную воду.

8.Витамины разрушаются при контакте с кислородом.

Подведение итогов урока.

Демонстрируется слайд с задачами урока.

Вопрос классу. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Пользуясь вопросами слайда, учащиеся формулируют итоги урока.

Витамины – биологически активные вещества, способствующие образованию ферментов в организме человека. Они находятся в растительной, а так же в животной пище. Для нашего организма нужно очень небольшое количество витаминов в сутки. Если витаминов в организме слишком мало — это гиповитаминоз, слишком много –гипервитаминоз, если почти нет- авитаминоз. Такое содержание витаминов может привести к болезни или смерти человека. Нужно знать,

как сохранить витамины в продуктах, чтобы они приносили пользу нашему организму.

Определяется команда- победитель. Выставляются отметки отвечавшим ученикам.

Задание на дом. Прочитать параграф, ответить на вопросы в конце параграфа. Посмотреть дома продукты и ответить на вопрос: »Какие витамины вы получаете с продуктами в вашем доме? Правильно ли вы храните и готовите пищу, чтобы сохранить витамины в продуктах?».

-9-



Используемая литература:

1. Учебник «Биология человека» -8 класс.

Авторы А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш, изд. Вентана-Граф 2009г.

2.Детская энциклопедия ,том 7, Москва, Просвещение,1966.

3.Яндекс.Стихи про витамины. Детская творческая студия «Каляки-Маляки. РУ. Полезные стишки про овощи, фрукты и витамины. авторы С.Лосева, Л.Зильберг).- www. Kalyakimalyaki. ru/ paper 241. html.



































Приложение. -10-

Памятка.

«Как сохранить витамины в овощах и фруктах».



В процессе приготовления пищи овощи и фрукты теряют

витамины. Если вы хотите, чтобы ваши любимые блюда

были не только вкусными, но и полезными, соблюдайте

несложные правила приготовления овощей и фруктов.

= Нарезанные овощи и фрукты нужно хранить недолго в

закрытой посуде и смешивать только перед едой.

= Фрукты чистить нужно только перед едой. Нарежьте их

маленькими дольками, чтобы витамины лучше усвоились.

= Овощи и фрукты при варке кладите в кипящую воду и варите

их при закрытой крышке, Потеря витаминов будет меньше.

= Готовые вареные овощи сразу же выньте из отвара, иначе

они станут водянистыми и безвкусными из-за того, что в отвар

перейдут витамины и минеральные соли.







































Свежие документы:  Тестовые задания по биологии для 9 класса "Пищеварение"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: