Рабочая программа 8 класс


Утверждаю Согласовано Рассмотрено на заседании ЦМО

Директор МОУ СОШ №8 Зам. директора по УВР Протокол №1 от 30.08.2013


___________/Мочалина Н.В./ ____________/Кутузова А.М./ _______________/Шевцова Е.А./







Рабочая программа по биологии

на 2013-2014 учебный год





КЛАСС 8аб


УЧИТЕЛЬ _Шевцова Е.А.


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: ВСЕГО 8а,б – 69 В НЕДЕЛЮ 2

ПЛАНОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ УРОКОВ 0


ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ 7


ПЛАНОВЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ 21


ПЛАНИРОВАНИЕ СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВАНИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д, Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие для учителя М. Вентана-Граф, 2010 г


УЧЕБНИК А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. : учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2012г


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Рабочие тетради. № 1, 2 к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2012г.,

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д, Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие для учителя М. Вентана-Граф, 2012 г.












Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального базисного учебного плана. Она составлена в соответствии с Образовательным минимумом содержания биологического образования в средней школе.

Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев — М., изд. «Дрофа», 2001 г. — стр. 57-108), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю) и в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации:Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология: человек» (М., изд. центр «Вентана-Граф», 2010 год)

Данная программа направлена на формирование у учащихся представлений о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания позволит учащимся освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд самонаблюдений.

В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам. В рабочей программе учитель может изменять порядок изложения и числа часов, отведенных на их изучение.



Цели изучения предмета

освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


Концепция, заложенная в содержании учебного биологического материала

с учетом вида ОУ и контингента учащихся

В МБОУ СОШ №8 реализуются образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования. Образовательные программы строятся на основе требований к минимуму содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников, определенных федеральным компонентом и региональным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Томской области. Компонент образовательного учреждения на всех ступенях имеет свою специфику, наполнен содержанием, обеспечивающим преемственность образовательных программ.

Особенностью основной школы является то, что для обучающихся и воспитанников данного возраста характерно самоутверждение среди сверстников и взрослых в совместной учебной и вне учебной деятельности на базе тех знаний и умений, которые приобретены в начальной школе. В этот период происходит формирование индивидуальных способов реализации тех норм и требований, которые предъявляет окружающий мир. У подростка возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, активно проявляется потребность в общении, утверждении собственных представлений, мнений и оценок, регулирование отношений к нему разных людей. Таким образом, приоритетным направлением основной школы является ориентация содержания образования на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

В классах обучаются группа детей с ОВЗ. У них наблюдается недостаточная сформированность регуляторных процессов, которая проявляется в дефиците внимания (неусидчивы, суетливы и импульсивны) и недостаточность познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления). Так же у этих учащихся нарушены процессы, которые помогают учиться. У них страдает речь. Для учащихся с ОВЗ использую приемы по организации и поддержанию внимания, привлечению внимания (посмотрите внимательно), смена видов деятельности, учет сформированности мотивации, введение заданий по самоконтролю. Необходимо использовать упражнения по логической обработке материала (сравни, сопоставь, найди лишнее). Задания должны быть конкретными.

Я вижу следующие пути ориентации содержания биологического образования на личностно-деятельностный компонент:

-увеличение количества времени, отводимого на работу с реальными объектами живой природы через увеличение количества проводимых лабораторных и практических работ;

-использование разнообразных форм организации деятельности учащихся с реальными биологическими объектами, позволяющих эффективно использовать субъектный опыт учащихся и в наибольшей степени реализовать их способности, возможности, потребности и интересы;

-использование частично-поискового метода как основного для изучения биологических объектов действительности.


Формы и методы, технологии обучения

Особенности организации образовательного процесса соответствуют положениям Программы развития школы, Образовательной программы и Устава МБОУ СОШ №2. Педагогический коллектив работает в личностно ориентированном направлении. Это определяет формы, методы и технологии обучения, применяемые на уроках биологии. Взаимосвязь перечисленных структурных компонентов методики преподавания отражена в таблице1.

Таблица 1

Ступень образования

Ведущие методы преподавания

Оптимальные формы организации познания (ранжирование имеет смысл)

Используемые технологии обучения

Основное общее образование

— по характеру познавательной деятельности:

частично-поисковый;

— по источнику получения знаний:

словесно-практический

1. Работа в малых группах

2. Работа в парах

3. Индивидуальная работа

4. Фронтальная работа

— технология интерактивного обучения;

— ИКТ

— здоровьесберегающие


Программа курса рассчитана на 68 часов учебного времени, преподавание идет 2 часа в неделю. Для достижения целей образования применяю деятельностный подход, позволяющий максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания — лабораторных работ и экскурсий. При их проведении используются методы и приёмы технологии развития исследовательских навыков в форме индивидуальных и групповых исследований обучающихся. В течение года проводится: 5 лабораторных работ, 11 практических работ. По окончании полугодий проводится контроль знаний. Учёт возрастных возможностей учащихся, их конкретно- образного мышления, внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников позволяют создать задания по выбору.


Требования к уровню подготовки выпускников, освоивших рабочую программу основной школы

Необходимые требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС к результатам обучения и формируемыми компетенциями. Результаты соответствия отражены в таблице 2

Таблица 2

Формируемые компетенции

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения биологии ученик должен:

Ключевые

— знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

— реализовывать установки здорового образа жизни;

— показать сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, эстетического отношения к живым объектам;

— уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

— быть способным к выбору целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

— уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

Общепред-

метные

— показать сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать);

— овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты, делать заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Предметные

В познавательной сфере:

— выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий; организма человека; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ в организме, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

— приводить доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

— определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;

— объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

— различать на таблицах части и органоиды клеток; органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветковых растений, органы и системы органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

— сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

— выявлять изменчивости организмов; приспособления организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

— овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов

В ценностно-ориентационной сфере:

— знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни;

— проводить анализ и оценку последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;

В сфере трудовой деятельности:

— знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

— соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)

В сфере физической деятельности:

— освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма

В эстетической сфере:

— овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы


Оценка результатов обучения по рабочей программе

Выделяются следующие принципы при оценке результатов ее эффективности:

-Контрольные срезы проводятся в конце первого полугодия и учебного года с целью установления динамики личностных достижений учащихся.

-Результаты исследования фиксируются в Матрице личных достижений ученика

-Полученные результаты учитель учитывает при разработке рабочей программы на следующий учебный год.

Оценка практических умений учащихся.

Оценка умений ставить опыты.

Отметка «5»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов;

при закладке опыта допускаются: 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

в описании наблюдений допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

Правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов; работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

Допущены неточности и ошибки в закладке опыта, написании наблюдения, формировании выводов.

Отметка «2»:

не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование;

допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

Оценка умений проводить наблюдения.

Учитель должен учитывать:

правильность проведения;

умения выделять существенные признаки, логичность и биологическую грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

правильно по заданию проведено наблюдение;

выделены существенные признаки, логичность и научная грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «4»:

правильно по заданию проведено наблюдение;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»:

допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «2»:

Допущены 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

Неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Контроль знаний в форме устных ответов учащихся

Отметка «5» — ставится, если логически последовательно полностью раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология.

Отметка «4» — ставится, если при правильном ответе учащийся не способен самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его.

Отметка «3» — ставится, если учащийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит биологические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ.

Отметка «2» — ставится, если учащийся даёт не правильный ответ на поставленный вопрос, не демонстрирует умение использовать при ответе иллюстративный материал.

Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами, таблицами

Отметка «5» — ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи, при описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.

Отметка «4» — ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы, отсутствуют обозначения и подписи; есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.

Отметка «3» — ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его признаки, учащийся не может подтвердить свой ответ схемой, рисунком.

Свежие документы:  Тест по теме «Обратные тригонометрические функции» для 10 класса

Отметка «2» — ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие умения выполнять рисунки, схемы, неправильно заполняет таблицы.

Оценка ответов учащихся при проведении практических и лабораторных работ

Оценка «5» ставится в следующем случае:
— лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
— учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
— в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Примечания
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.

Тематическое планирование


Тема

Всего уроков

Практический компонент

Тест

лабораторная работа

Практическая работа

1.Введение. Общий обзор организма человека.


6

2


1

1

2.Опорно-двигательная система.


8

2


2

1

3.Кровь и кровообращение.


8

1


3

1

4.Дыхательная система.


5

2


2

1

5.Пищеварительная система.

6

1


2

1

6.Обмен веществ и энергии. Витамины

3


1

1

7. Мочевыделительная система

2


1

8. Кожа

3


1

1

9.Эндокринная система

3


1

10.Нервная система

5


3

1

11.Органы чувств. Анализаторы

5


3

1

12. Поведение и психика

6


3


13. Индивидуальное развитие организма.

6


1

Итого:

68

7


21

12




































Перечень лабораторных работ


8 класс

Лабораторная работа №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода».

10.09

Лабораторная работа №2 «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей».

13.09

Лабораторная работа №3 «Строение костной ткани».

24.09

Лабораторная работа №4 «Состав костей».

27.09

Лабораторная работа №5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки».

22.10

Лабораторная работа №6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».

29.11

Лабораторная работа №7 «Действие ферментов слюны на крахмал».

20.12


























Календарно — тематическое планирование

8 а класс

п/п

Дата

Тема урока

Лабораторные и практические работы, экскурсии

Форма урока

Медиа-ресурсы

Требования к уровню подготовки учащихся

Вводимые

понятия

Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ

Дом.

задание

По плану

факт

Тема 1. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР – 6 часов

03.09


Введение. Науки об организме человека.


Урок изучения нового материала

Диск: Биология 8 кл. «1С: Образование 3.0»


Знать: Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала я.


анатомия

физиология

гигиена


В.1,2

С.3-4, §1

06.09


Структура тела. Место человека в живой природе


Комбинированный урок

Диск: Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».


Знать: Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия.

Части тела, внутренние органы, мышцы, скелет, полости тела: грудная и брюшная, высшие приматы.


§2



10.09


Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

Л.р. № 1. «Действие фермента каталазы на пероксид водорода».

Урок-практикум

Диск: Биология 8 кл. «1С: Образование 3.0»


Знать: Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление

Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Строение клетки, ядро, клеточная мембрана, цитоплазма с органоидами. Рост, развитие, возбудимость, обмен веществ, деление клетки.

Работа по алгоритму

§ 3



13.09


Ткани.

Л.р. № 2. «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей».

Урок-

Практикум

Диск: Биология 8 кл. «1С: Образование 3.0»


Знать: Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты,

работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Мышечное волокно, нейрон, синапс, нейроглия, межклеточное вещество.


§4


17.09


Системы органов в организме. Уровни организации организма. нервная и гуморальная регуляции.


П.р. № 1. «Получение мигательного рефлекса и его торможения».

Урок-практикум

Диск: Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».


Знать: Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вы­рабатываемых ими гормонов.

Уметь: ставить опыты,

работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

рефлекс

рефлекторная дуга

рецепторы

нервная регуляция

гуморальная регуляция

гормоны



Работа по алгоритму

§1-5

кроссворд

20.09


Тест №1 по теме:

«Организм человека. Общий обзор».





§ 1 –5

Стр. 32-33


Тема 2. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 8 часов

24.09


Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Л.р. № 3. «Строение костной ткани».

Изучения нового материала, урок-практикум

Диск: Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».


Знать: Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены,


Мышцы, скелет, кости, хрящи, связки, компактное вещество, губчатое вещество, костно-мозговая полость, надкостница, костные клетки, костный мозг, сустав.

Работа по алгоритму

§6

27.09


Скелет головы и туловища


Л.р. № 4. «Состав костей».

Комбинированный урок

Знать: Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены

Отделы черепа: мозговой и

лицевой. Позвонок. Позвоночный канал.

Грудная клетка, ребра, спинной

мозг, крестец, копчик.


§7

Стр. 36

1.10


Скелет конечностей

П.р. № 2. «Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти».

Урок-практикум Диск: Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».


Знать: Обзор скелета конечностей Скелет поясов и свободных конечностей

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены

Плечевой пояс, кости рук, кости кисти, тазовый пояс, парная тазовая кость, кости ноги.

Работа по алгоритму

§8


4.10


Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.


Комбинированный урок

Диск: Биология 8 кл. «1С: Образование 3.0»

Знать: Первую помощь при травмах скелета и мышц.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены.

Перелом, вывих, растяжение связок.

Первая помощь: повязка, косынка, шина, пузырь со льдом.

§9

8.10


Мышцы человека.



Комбинированный урок

Знать: Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм

Гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы, сократимость. Сухожилия.


§ 10



11.10


Работа мышц.



Комбинированный урок

Знать: Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм.

Сила мышцы, амплитуда движения. Мышцы- синергисты. Статическая и динамическая работа. Средние ритм и нагрузка. Утомление. Работоспособность.


§11

Стр. 62

15.10


Нарушение осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы.


П.р. № 3. «Определение нарушений осанки и плоскостопия».

Урок практикум

Диск: Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».


Знать: Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены.

Осанка, нарушение осанки. Свод стопы. Плоскостопие. Гиподинамия. Статические и динамические упражнения. Допинг.

Работа по алгоритму

§6-12, 13

18.10


Тест№ 2 по теме:

« Опорно- двигательная система»





§6-13


Тема 3. КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ – 8 часов

22.10


Внутренняя среда. Значение крови и её состав.

Л.р. № 5. «Сравнение крови человека с кровью лягушки».

Изучения нового материала, урок-практикум

Знать: Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты,

работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Кровь, тканевая жидкость, лимфа,

гомеостаз, плазма крови,

фагоцитоз, антиген, антитело.

Работа по алгоритму

§14

25.10


Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови.


Комбинированный урок

Диск: Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».


Знать: Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Иммунитет, иммунная реакция,

вакцина, лечебная сыворотка, лимфоидная ткань


§15, 16

29.10


Строение и работа сердца. Круги кровообращения.


Комбинированный урок

Диск: Биология 8 кл. «1С: Образование 3.0»


Знать: Сердце и сосуды — органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Сердце, предсердие, желудочки, клапаны створчатые и полулунные, аорта, артерии, капилляры, вены.

Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения.


§17

8.11


Движение лимфы.

П.р. № 4. «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение»

Урок-практикум

Отток лимфы. Функции лимфоуз­лов

Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной поток, лимфатические узлы.

Работа по алгоритму

§18

12.11


Движение крови по сосудам.

П.р. № 5. «Пульс и движение крови. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки».

Урок-практикум

Диск: Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».


Знать: Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови. Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.


Артериальное кровяное давление: верхнее и нижнее. Гипертония, инсульт, инфаркт. Пульс, частота пульса.

Работа по алгоритму

§19

Во время утренней разминки проделать 2-ю часть П.р. №5. «Рефлекторный приток крови к мышцам, включившимся в работу» на стр. 89

15.11


Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

П.р. №6

«Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба»

Комбинированный урок

Знать: Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Автоматизм. Симпатический и блюждающий нервы. Гуморальная регуляция: адреналин, ацетилхолин. Абстиненция.


§20

П.р. №6. «Доказательства вреда курения»
на стр. 91

19.11


Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.



Урок-практикум

Диск: Биология 8 кл. «1С: Образование 3.0»

Знать: Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Тренированное и нетрениррованное сердце. Функциональная проба. Дозированная нагрузка. Тренировочный эффект.

Работа по алгоритму

§21

22.11


Первая помощь при кровотечениях.


Урок обобщения и систематизации знаний

Знать: Способы остановки кровотечения; виды кровотечений

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены.

Кровотечения: капиллярное, артериальное, венозное. Жгут. Закрутка. Давящая повязка.


§14-22

с. 99-100

Тема 4 ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 5 часов

26.11


Значение дыхания. Органы дыхания.


Изучения нового материала,

Знать: Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань — орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

воздухоносные пути

плевра


§ 23

29.11


Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Л.р. № 6. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».

Комбинированный урок

Знать: Обмен газов в легких и тканях

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, плевральная жидкость,

диффузия, гемоглобин.

Работа по алгоритму

§ 24,25

3.12


Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

П.р. № 7

«Измерение обхвата грудной клетки»

урок-

практикум

Диск: Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».


Знать: Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Грудная полость,

межреберные мышцы, диафрагма, дыхательные движения, модель Дондерса. Эмфизема легких.

Работа по алгоритму

§26

П.р. №8. «Измерение обхвата грудной клетки»
на стр. 110


6.12


Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.

П.р. №8. «Определение запылённости воздуха в зимнее время».

урок-практикум

Диск: Биология 8 кл. «1С: Образование 3.0»


Знать: Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены.

Грипп, туберкулез легких, рак легких, флюорография, ЖЗЛ, гигиена дыхания.

Работа по алгоритму

§ 14-27, 28

Стр.120

Сооб

10.12


Тест №3 по теме:

«Кровь. Кровообращение. Дыхательная система».

Урок контроля знаний






Тема 5 ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 6 часов

13.12


Значение и состав пищи.

Органы пищеварения

П.р. №9

«Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка.» П,р. № 10

«Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка»

Изучения нового материала

Диск: Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».


Знать: Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией.

Глотка, гортань, желчный пузырь, желчь, небо, пищеварительные железы, пищеварительный канал.


§ 29, 30

П.р. №10. «Местоположение слюнных желёз»
на стр. 125

17.12


Строение и значение зубов.



Знать: Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищева­рительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

Резцы, клыки, коренные зубы, молочные и постоянные зубы. Кариес.


§31

20.12


Пищеварение в ротовой полости и в желудке.



Л.р. №7 «Действие ферментов слюны на крахмал».

урок-практикум

Диск: лабораторный практикум

Слюна, крахмал, глюкоза, желудок, желудочный сок, брюшина.

Работа по алгоритму

§32

24.12


Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ


Комбинированный урок

Диск: Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».

Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении).

Аппендицит, кишечный сок,

брыжейка, ворсинка, гликоген, воротная вена, нижняя полая вена.


§33

27.12


Регуляция пищеварения.



Комбинированный урок

Знать: Регуляция пищеварения.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

Условный и безусловный рефлексы, временная связь. Условное и безусловное торможение. Режим питания.


§34

14.01


Заболевания органов пищеварения.



Комбинированный урок

Диск: Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».

Тест №4


Знать: Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены

Желудочно-кишечные заболевания, глистные заболевания, пищевые отравления.


§35

с. 145-146

Тема 6 ОБМЕН ВЕЩЕСТВ ЭНЕРГИИ – 3 часа

17.01


Обменные процессы в организме.

Нормы питания.


П.р. № 11. «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки».

Комбинированный урок

Диск: Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».


Знать: Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

обмен веществ

пластический обмен

энергетический обмен


Работа по алгоритму

§36, 37

21.01


Витамины



Комбинированный урок

Диск: Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».


Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, О. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота»), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), В (рахит). Их предупреждение и лечение.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

Гиповитаминозы, гипервитаминозы, авитаминозы, «Куриная слепота», болезни бери-бери, цинга, рахит.


§29- 38

таблица

24.01


Тест № 5 по темам » Пищеварение. Обмен веществ и энергии».

Урок контроля знаний





Тема 7 МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 2 часа

28.01


Строение и функции почек.



Изучения нового материала, урок-практикум

Знать: Строение и функции почек.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

почка: корковый и мозговой

слой, почечная лоханка


§39


31.01


Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.



Комбинированный урок

Диск: Биология 8 кл. «1С: Образование 3.0»

Знать: Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией.



§ 40

Тема 8 КОЖА – 3 часа

4.02


Кожа. Значение и ее строение


П.р. № 12 «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки».

Изучения нового материала

Диск: Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».

Знать: волосы, ногти — роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые железы. сальные.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

Эпидермис

дерма

гиподерма

пигменты

закаливание

терморегуляция

Работа по алгоритму

§41



7.02


Нарушение кожных покровов и повреждение кожи.



Комбинированный урок

Знать: Нарушения кожных покровов и их причины.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

Термический ожог, химический ожог. Обморожение. Стригущий лишай. Чесоточный зудень. Чесотка.


§42


11.02


Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание п.п. при тепловом и солнечном ударах.



Комбинированный урок

Диск: Биология 8 кл. «1С: Образование 3.0»


Знать: Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание п.п. при тепловом и солнечном ударах.

Уметь: оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены,

пользоваться микроскопом, ставить опыты.

Теплообразование, теплоотдача, терморегуляция. Закаливание. Солнечный ожог. Тепловой удар. Солнечный удар.


§43



Тема 9 Эндокринная система – 3 часа

14.02


Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.



Изучения нового материала

Диск: Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».


Знать: Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

Гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы.


§44


18.02


Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма


Комбинированный урок

Диск: Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».


Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпо­чечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гигантизм

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией.

Гормон роста, гипофизарные гиганты и лилипуты. Кретинизм. Базедова болезнь. Инсулин. Сахарный диабет. Адреналин и норадреналин.


§39- 45

21.02


Тест № 6 по темам » Мочевыделительная система. Кожа. Эндокринная система».

Урок контроля знаний




§39 — 45


Тема 10 НЕРВНАЯ СИСТЕМА – 5 часов

25.02


Значение, строение и функционирование нервной системы

П.р. № 13 «Выяснение действия прямых и обратных связей»

Изучения нового материала

Диск: Биология 8 кл. «1С: Образование 3.0»

Знать: Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

Центральная нервная система, головной и спинной мозг. Периферическая нервная система: нервы и нервные узлы. Прямые и обратные связи.


§46

Схема



28.02


Автономный (вегетативный) отдел нервной системы


П.р. № 14 . «Выявление действия вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи

Комбинированный урок

Знать: Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

Симпатический и парасимпатический подотделы. Блуждающий нерв.


§47



4.03


Нейрогормональная регуляция



Комбинированный урок

Диск: Биология 8 кл. «1С: Образование 3.0»


Гипоталамус, нейрогормоны


§48



7.03


Спинной мозг



Комбинированный урок

Диск: Биология 8 кл. «1С: Образование 3.0»

Знать: строение спинного мозга

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

Позвоночный канал, спино-мозговая жидкость, сера столбы, рефлекторная и проводящая функции спинного мозга

Работа по алгоритму

§49




11.03


Головной мозг: строение и функции


П.р. № 15. «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка»

Комбинированный урок

Диск: Лабораторный практикум

Знать: строение головного мозга

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

Серое и белое вещество

Продолговатый, средний, промежуточный мозг

Мост

мозжечок


§ 50

стр.194-195


Тема 11 ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ – 5 часов

14.03


Как действуют органы чувств и анализаторы

Орган зрения и зрительный анализатор


П.р. № 16

«Выявление функций зрачка и хрусталика»

П.Р.. №17 , «Обнаружение слепого пятна»

Изучения нового материала

Диск: Биология 8 кл. «1С: Образование 3.0»


Знать: Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира. Орган зрения. Положение глаз в черепе. вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный V анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

Брови

Веки

Ресницы

Глазницы

Роговица

Радушка

Зрачок

Хрусталик

Стекловидное тело

Сетчатка

Палочки

Колбочки

Желтое пятно

Зрительный нерв


§ 51, 52

Стр.220

П.р. №16. «Сужение и расширение зрачка. Принцип работы хрусталика. Обнаружение «слепого пятна»»
на стр. 199-200

18.03


Заболевания и повреждения глаз



Комбинированный урок

Знать: Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены

Дальнозоркость

Близорукость

Проникающее ранение глаза


§53

Стр.222

Сооб.

21.03


Органы слуха и равновесия. Их анализаторы


П.р. № 18. «Проверка чувствительности вестибулярного аппарата».

Комбинированный урок

Диск: Биология 8 кл. «1С: Образование 3.0»


Знать: Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприни мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

вестибулярный аппарат

децибел


Работа по алгоритму

§ 54

презентация

1.04


Органы осязания, обоняния, вкуса



Комбинированный урок

Диск: Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».


Знать: Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений — результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией.

тактильные рецепторы

токсикомания

обонятельные рецепторы

вкусовые рецепторы


§44-50

Стр.209 –

239

Подг.к тесту

П.р. №18. «Раздражение тактильных рецепторов»
на стр. 208


4.04


Тест № 7 по темам » Нервная система. Органы чувств».

Урок контроля знаний





Тема 12 Поведение и психика – 6 часов

8.04


Врожденные и приобретенные формы поведения



Изучения нового материала

Знать: Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения — торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная де­ят Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

поведение

мышление


§56, 57



11.04


Закономерности работы головного мозга

П.р. № 19. «Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений»

Комбинированный урок

Диск: Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».


рассудочная деятельность

торможение

явление доминанты


§58

15.04


Биологические ритмы. Сон и его значение


Комбинированный урок

Диск: Биология 8 кл. «1С: Образование 3.0»

Знать: Биологические ритмы: сои и его значение, фазы сна, сновидения. Воля, эмоции, внимание.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

сон

сновидения


§59


18.04


Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

П.р. № 20. «Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения»

Комбинированный урок

Диск: Биология 8 кл. «1С: Образование 3.0»


Знать: Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие память, воображение, мышление Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией.

память

воображение

мышление




§60


22.04


Воля и эмоции. Внимание


П.р. № 21

«Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияния активной работы с объектом на устойчивость внимания»

Комбинированный урок

Диск: Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».


Знать: Анализ волевого акта. Каче­ство воли. Физиологическая основа эмоций. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией.

воля

эмоции

внимание

Работа по алгоритму

§61


25.04


Работоспособность. Режим дня



Урок обобщения и систематизации знаний

Знать: Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.


работоспособность


§ 62

таблица

Тема 13 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА – 6 часов

29.04


Половая система человека.


Изучения нового материала

Диск: Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».

Знать: Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея). Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля — Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изме­нения, связанные с пубертатном. Календарный, биологический и социальный возрасты человека. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены

Яичники, яйцеклетка, семенники, сперматозоиды, половое размножение, оплодотворение, матка, плацента, пуповина, рост, развитие


§ 63

2.05


Наследственные и врождённые заболевания.


Комбинированный урок



§64

6.05


Внутриутробное развитие организма.

Развитие после рождения.


Комбинированный урок

Диск: Биология 8 кл. «1С: Образование 3.0»

эмбриональный период

плодный период

постэмбриональный период



§65

таблица

13.05


О вреде наркогенных веществ.


Комбинированный урок


§66

16.05


Психологические особенности личности



Урок обобщения и систематизации знаний

Знать: Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



§ 56-67

Подгот. к

тесту


20.05


Тест№ 8 по темам а. Индивидуальное развитие организма».

Урок контроля знаний






Повторение — 3ч

23.05


Повторение






27.05


Повторение






30.05


Повторение










Основные требования к знаниям и умениям учащихся в 8 классе.

Знать:


  • систематическое положение человека и его происхождение,

  • особенности строения и функции основных тканей и органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,

  • о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития организма человека,

  • об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,

  • приемы оказания до врачебной помощи при несчастных случаях,

  • правила гигиены, сохраняющих здоровье,

  • факторы, разрушающие здоровье человека,

Уметь:

  • распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ.труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

  • объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

  • оказывать первую помощь при несчастных случаях,

  • соблюдать правила личной и общественной гигиены,

  • пользоваться микроскопом, ставить опыты,

  • работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.


Демонстрации: микропрепараты, скелет человека, модели головного мозга, черепа конечностей, строение сердца, почки человека, приемы искусственного дыхания, измерения ЖЕЛ, оказание помощи при травмах О.Д.С., кровотечениях.

Планирование составлено на основе: примерной программы по биологии федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 г.)


Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы для учителя

1.Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. – 144 с. – («Методическая библиотека»)

2.Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005

3.Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2006

4. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д, Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие для учителя М. Вентана-Граф, 2004 г.

5.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003

6. Игошин Т.П. «Уроки биологии(6 кл.). Развернутое планирование» Академия развития, Ярославль, 2002.

7.Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов /С.С. Кашлев. – Мн.: Выш.шк., 2002

8.Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общении / авт.-сост. О.Я.Воробьёва. – Волгоград: Учитель, 2008

9.Крутский А.Н. Психодидактика среднего образования: монография / А.Н.Крутский. – Барнаул: БГПУ, 2008.

10.Ксензова Г.Ю.Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: Учебное пособие. – М..: Педагогическое общество России, 2005

11.Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989

12.Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003

13.Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование / авт. – сост. Г.П.Попова и др.. – Волгоград: Учитель, 2007

14.Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию/М.М.Новожилова, С.Г.Воровщиков, И.В.Таврель; Науч. Ред. Т.И.Шамова. – 2-е изд. – М.: 5 за знание, 2008

15.Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005

16.Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе / Под ред. Д.п.н., проф. Л.П. Ильенко. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2006

17.Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В.Хуторской. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005

Список литературы для учащихся

1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. : учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2008г

2. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Рабочие тетради. № 1, 2 к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2008г

3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене М.: Просвещение, 1989 г

4. Колесников Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии М. : Просвещение, 1989 г

5. В.Н. Людинский , Школьнику о вреде никотина и алкоголя, М.: Просвещение, 1986 г

6 . И.Д. Зверев, Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1978 г


Диски:

1. Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».

2. Биология 8 кл. «1С: Образование 3.0»

3. Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: «Каталитическая активность ферментов»


Цель: пронаблюдать каталитическую функцию ферментов живых клеток.


Оборудование: 1) 2 пробирки

2) флакон с водой

3) сырой и вареный картофель

4) перекись водорода (3%)


Ход работы:

1. В пробирки налейте воды на высоту примерно 3 см.

2. В одну добавьте 3-4 кусочка величиной с горошину сырого картофеля, в другую – столько же вареного.

3. В каждую прилейте 5-6 капель перекиси водорода.


Оформление результатов:

Опишите, что произошло в первой и второй пробирке.


Сделайте вывод, объяснив результаты опытов.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2

по теме: «Ткани человека под микроскопом»


Цель: познакомиться с микроскопическим строением некоторых тканей человеческого организма, научиться выявлять их отличительные особенности


Оборудование: 1) микроскоп

2) микропрепараты:

* для 1 варианта: «Железистый эпителий», «Гиалиновый хрящ»,

* для 2 варианта: «Нервная ткань», «Гладкие мышцы»


Ход работы:

Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепараты.


Оформление результатов: зарисуйте в тетрадь увиденное.


Сделайте вывод, перечислив отличительные особенности увиденных вами тканей (вид и расположение клеток, форма ядра, наличие межклеточного вещества)



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: «Изучение спилов костей и позвонков»


Цель: познакомиться со строением трубчатых и плоских костей, разнообразием и строением позвонков.


Оборудование: 1) раздаточный материал «Спилы костей»

2) наборы позвонков


Ход работы:

1. Рассмотрите спилы плоских и трубчатых костей, найдите губчатое вещество, рассмотрите его строение, в каких костях есть полость? Для чего она нужна?

2. Рассмотрите набор позвонков, какой из позвонков шейный? Какой грудной? А какой поясничный? Найдите на позвонках дуги, тела, отростки.


Оформление результатов:

зарисуйте в тетради увиденное, сделайте к рисункам подписи.


Сделайте вывод, сравнив

-плоские и трубчатые кости

-шейный, грудной и поясничный позвонки.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4

по теме: «Определение местоположения мышц и костей»


Цель: познакомиться с особенностями опорно-двигательной системы человека, связанными с прямохождением, трудовой деятельностью и речевой функцией.

Оборудование: 1) скелет кролика

2) череп человека

3) наборы позвонков человека


Ход работы:

1. Рассмотрите черепа человека и кролика, найдите их различия, найдите различия в позвоночниках человека и животного, в грудной клетке, поясах конечностей и скелете конечностей.

2. Прямохождение, трудовая деятельность и способность говорить связаны с работой мышц. – Какие мышцы человека отвечают за эти функции?


Оформление результатов и вывода:

Заполните в тетради таблицу:

Особенности скелета и мышц человека

а) связанные с прямохождением:

  • скелета

  • мышц


б) связанные с трудовой деятельностью:

  • скелета

  • мышц


в) связанные с речевой функцией:

  • скелета

  • мышц





ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»


Цель: познакомиться с микроскопическим строением эритроцитов человека и лягушки, научиться их сравнивать и соотносить строение с функцией


Оборудование: 1) микроскоп

2) микропрепараты «Кровь человека», «Кровь лягушки»


Ход работы:

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Рассмотрите микропрепараты, сравните увиденное.


Оформление результатов:

зарисуйте по 2-3 эритроцита человека и лягушки


Сделайте вывод, сравнив эритроциты человека и лягушки и ответив на вопросы: чья кровь переносит больше кислорода? Почему?


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: «Подсчет пульса в разных условиях»


Цель: пронаблюдать работу своего сердца в покое и после нагрузки.


Оборудование: часы с секундной стрелкой.


Ход работы:

сосчитайте свой пульс в покое и после 10 прыжков;

выполнив расчеты, сделайте вывод о степени тренированности своего организма.


Оформление результатов:

запишите число сердечных сокращений в состоянии покоя (а) и после нагрузки (в),

сосчитайте, на сколько процентов увеличился ваш пульс после прыжков:

в – а

——- · 100%

а


Сделайте вывод о тренированности своего организма

(если пульс изменился не больше, чем 30%, то достаточно; если больше – недостаточно).




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

по теме: «Определение жизненной емкости легких»


Цель: определить теоретическую и реальную жизненную емкость легких.


Оборудование: спирометр.


Ход работы:

1. В § 27 найдите формулу расчета жизненной емкости легких в соответствии со своим ростом, возрастом и полом и сделайте вычисления.

2. Определите свою реальную жизненную емкость легких с помощью спирометра.


Оформление результатов:

Запишите в тетради расчеты ЖЕЛ по формуле и свою реальную ЖЕЛ.


Сделайте вывод, ответив на вопросы: можно ли считать ваши результаты хорошими? Почему?


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

по теме: «Действие ферментов слюны на крахмал,

желудочного сока на белки»


Цель: — убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять

крахмал,

— выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки.


Оборудование: а) 1) кусочек накрахмаленного бинта

2) чашка Петри со слабым раствором йода

3) спичка, кусочек ваты

б) 4) штатив с 3 пробирками;

5) пипетка

6) термометр;

7) полусваренный куриный белок

8) желудочный сок;

9) 0,5%-ный раствор NaOH

10) водяная баня;

11) химический стакан со снегом


Ход работы:

а) Смочите вату на спичке слюной и нарисуйте ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта,

зажмите марлю между ладонями на 2-3 минуты,

затем опустите в раствор йода.

б) В каждую пробирку поместите хлопья белка куриного яйца,

прилейте по 1 мл натурального желудочного сока,

затем

*первую пробирку поместите на водяную баню (температура +37 ºС), *вторую – поставьте в стакан со снегом,

*в третью добавьте 3 капли раствора NaOH и поставьте на водяную баню (температура +37 ºС),

через 30 минут рассмотрите содержимое пробирок.


Оформление результатов:

Напишите в тетрадь ход и результаты опытов


Сделайте выводы по результатам опытов.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 9

по теме: «Составление пищевого рациона»


Цель: научиться составлять суточный пищевой рацион с учетом энергозатрат в соответствии с собственным возрастом и полом.


Оборудование: таблицы состава и калорийности продуктов.


Ход работы и оформление результатов:

составьте меню на 1 день, с учетом правил рационального питания и запишите его в тетрадь.


Химический состав и калорийность продуктов

(на 100 г продукта)


Количество ккал

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Бутерброды:





· с маслом и белым хлебом

197

2,8

12,2

18,9

· с маслом и черным хлебом

181

2,0

12,2

15,8

· с сыром и белым хлебом

179

7,0

8,2

15,8

· с сыром и черным хлебом

164

6,2

8,3

16,2

· с колбасой

354

10,3

12,7

47,3

· с ветчиной

325

11,8

10,0

46,9






Салаты:





· из капусты

82

1,0

4,7

8,9

· винегрет

60

1,1

2,4

8,5

· грибы соленые с луком

109

1,1

9,7

4,6

· икра кабачковая

154

1,7

13,3

6,9

· сельдь с картофелем

353

11,8

20,7

29,9






Супы:





· щи из квашенной капусты

212

3,2

12,4

21,9

· рассольник

256

3,8

12,3

32,2

· суп гороховый

348

15,4

6,8

56,3

· рыбный суп

175

17,9

8,6

6,4

· суп молочный с вермишелью

406

15,2

16,2

48,9






Блюда из яиц:





· яйца вареные (2 шт.)

131

10,3

9,8

0,4

· яичница

268

15,4

22,6

0,7

· яичница с колбасой

292

15,9

24,9

1,0






Рыбные блюда:





· рыба жареная

с гречневой кашей

436

20,7

18,7

54,3

· рыбные тефтели в соусе

246

16,0

12,3

17,7






Мясные блюда:





· гуляш из говядины

337

24,3

23,6

6,8

· жаркое из свинины

504

23,3

28,1

39,4

· плов из баранины

586

22,5

31,2

54,5

· печень тушеная

223

18,4

10,5

13,7

· жареное мясо

248

22,6

17,5

· котлеты

235

19,9

17,3

· голубцы

469

28,1

28,2

25,8

· блинчики с мясом

884

39,1

51,4

65,8

· курица жареная

173

16,2

12,2

· кролик жареный

195

21,3

12,2






Гарниры:





· рис отварной

305

4,8

7,8

53,9

· вермишель отварная

308

8,4

14,4

36,3

· капуста тушеная

178

4,0

8,5

21,4

· картофель жареный

528

4,4

30,6

58,8






Мучные изделия:





· пельмени

339

21,4

9,8

41,3

· блины со сметаной

372

7,8

14,0

53,8

· оладьи с вареньем

461

11,3

13,4

73,7

· пирожки с повидлом

343

4,0

1,6

45,7

· пирожки с мясом

214

9,9

5,6

20,9

· булочка

338

7,0

9,2

59,1






Сладкие блюда:





· кисель из ягод

140

0,3

34,7

· компот

132

0,4

32,5

· карамель

362

0,1

95,7

· шоколад

547

6,9

35,7

52,4

· мармелад

296

0,1

77,7

· пастила

305

0,5

80,4

· халва

510

12,7

29,9

50,6

· печенье

417

7,5

11,8

74,4

· вафли

342

3,2

2,8

80,1

· пирожное бисквитное

с кремом

330

4,4

12,4

53,6






Напитки:





· чай с сахаром

60

14,9

· кофе с молоком

145

2,5

2,6

28,0

· какао

204

5,4

5,7

32,8

· молоко

132

6,9

9,4

· кефир с сахаром

201

6,7

6,7

27,4






Фрукты, ягоды:





· апельсины

38

0,9

8,4

· земляника

41

1,8

8,1

· малина

41

0,8

9,0

· черная смородина

40

1,0

8,0

· яблоки

46

0,4

11,3



Сделайте вывод о соответствии калорийности данного меню и суточных энергозатрат, необходимых для вашего возраста и пола.




Свежие документы:  Экспресс-тест по творчеству А.И.Солженицына 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: