Рабочая программа по биологии 6 класс


МОУ «Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»

«Согласовано»

Руководитель МО учителей естественного цикла и технологии



____________Л.Г. Цепилова

Протокол № _________от

«____»____________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по СМР МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»

________ И.М. Котляренко

«____»___________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»

_____________В.В.Шатило

Приказ №_______ от «___»_____________ 2013 г.







Рабочая программа







Название предмета – биология

Уровень изучения предмета — базовый

Ф.И.О. педагога – Таволжанская О.В.

Класс — 6 «А», 6 «Б», 6 «В», 6 «Г».

















2013 год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, а также программы основного общего образования по биологии. V – IX классы. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов (Сборник нормативных документов. Биология). М.: «Дрофа», 2013г.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства. Основанных на использовании биологических систем.

Общая характеристика курса

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции.

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Место курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 часов для обязательного изучения биологии в 6 классе основной школы из расчёта 1 учебный час в неделю.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Изменения, внесенные в авторскую программу

Содержание, а так же последовательность изучения разделов и тем курса в рабочей и авторской программах находятся в полном соответствии.

Содержание разделов «Строение и многообразие покрытосеменных растений», «Классификация растений» соответствуют авторской программе.

Количество часов на изучение раздела «Жизнь растений» увеличено на 2 часа за счет резервного времени авторской программы:

1 час на изучение темы «Размножение семенных растений». Данная группа растений многочисленная и востребованная человеком, поэтому этот материал имеет большое практическое значение, и 1 часа для её изучения недостаточно.

1 час для обобщения и систематизации знаний по разделу «Жизнь растений, тем более что в данной теме запланировано проведение экскурсии «Зимние явления в жизни растений».

Выделен 1 час на обобщение и контроль знаний по курсу биологии за 6 класс за счет сокращения времени на изучение раздела «Природные сообщества» до 2 часов. Считаю это целесообразным, так как материал всего курса очень объёмный, а различия между изученными организмами и изучаемыми в дальнейшем животными существенны.

Тематическое планирование


Тема

Количество часов

по авторской программе

по рабочей программе

Строение и многообразие покрытосеменных растений

14

14

Жизнь растений

10

13

Классификация растений

6

6

Природные сообщества

3

2

Резервное время

2

Итого

35

35

Количество и темы лабораторных работ соответствуют таковым в авторской программе и включают полный перечень лабораторных работ, обозначенных Примерной программой по биологии, в связи с хорошим оснащением кабинета биологии. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Количество и темы практических работ, экскурсий соответствуют таковым в авторской программе.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. М.: «Дрофа», 2013г.,

методического пособия для учителя:

Программа основного общего образования по биологии. VI – IX классы. Авторы Пасечник В.В., В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. (Сборник нормативных документов. Биология). М.: «Дрофа», 2013г.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов, в них входит лабораторных работ- 13, экскурсий- 3, практических работ-3, контрольных тестовых работ- 3.

Основная форма обучения – урок. Предусматриваются следующие формы организации учебной работы: фронтальные, групповые и индивидуальные, которые применяются в разных звеньях процесса обучения.

Для осуществления правильного, целенаправленного управления процессом обучения предусматривается обратная связь — проверка знаний обучающегося, которая дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести коррективы. При контроле получает информацию и сам ученик. Рабочей программой предусмотрен текущий, тематический (промежуточный) и заключительный (итоговый контроль).

Текущий контроль позволяет выявить недостаточный уровень усвоения учебного материала учащимися и своевременно устранить обнаруженные пробелы в знаниях учеников. Преобладающими формами текущего контроля являются устный опрос, работа по карточкам, обучающая самостоятельная работа, контролирующая самостоятельная работа и т. д.

Тематический учет способствует приведению в систему знаний и умений учащихся, дает им возможность увидеть содержание темы в целом, проследить за развитием основных понятий и явлений, осмыслить взаимосвязи между ними и ведущими теориями курса биологии. Основная форма тематического контроля, предусмотренные в рабочей программе, — это тестирование.

Заключительный (итоговый) контроль проводится по ведущим понятиям и теориям биологии, изучаемым в данном биологическом курсе на разных уровнях усвоения знаний и с учетом возрастных особенностей учащихся, в форме контрольного тестирования.

Все типы заданий, входящие в тестированный контроль распределяются по видам деятельности:

— задания, требующие знания и воспроизведения фактов, явлений, правил, определений (воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации);

— задания, требующие применения усвоенных знаний по образцу или с небольшой степенью вариативности (применение знаний и умений в измененной ситуации);

— задания, требующие творческого применения знаний (применение знаний и умений в новой, нестандартной ситуации).

Одной из задач обучения является сохранение здоровья обучающихся. На уроках предусматривается реализация здоровьеориентированного образовательного процесса. Применяются следующие формы и методы:

— соблюдение санитарных норм и правил (обстановка и гигиенические условия в классе (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски);

— проведение техники безопасности на уроках биологии два раза в год;

— осуществление смены видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и др.);

— учет средней продолжительности и частоты чередования различных видов учебной деятельности;

— применение следующих видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа;

— использование методов, способствующих активизации инициативы и творчества самовыражения учащихся;

— учет места и длительности применения ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами);

— применение физкультурных и других оздоровительных моментов;

— проведение уроков, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

— учет психологического климата на уроке;

— применение на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, небольших стихотворений, музыкальных минуток;

— учет темпа и особенностей окончания урока;

— составление календарно- тематическое планирования с учетом реализация здоровьеориентированного образовательного процесса.


  1. Результаты освоения курса биологии

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— видоизменения органов цветковых растений;

— основные процессы жизнедеятельности растений;

— особенности минерального и воздушного питания растений;

— виды размножения растений и их значение;

— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение;

— взаимосвязь растений с другими организмами;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и смены растительных сообществ;

— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ;

— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

— объяснять роль различных видов размножения у растений;

— определять всхожесть семян растений;

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками;

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;

— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

— под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

— различать объём и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— осуществлять классификацию;

— определять аспект классификации;

— под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— понимать важность ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— уметь проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;

— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами как для доказательства. Так и для опровержения существующего мнения.

Личностные результаты обучения

— воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

— знание и соблюдение правил поведения в природе;

— осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

— понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

—  умение реализовывать теоретические познания на практике;

— умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

—  понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

—  воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;

— признание права каждого на собственное мнение;

— готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— умение отстаивать свою точку зрения;

— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

— понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— умение слушать и слышать другое мнение;

— умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.


  1. Планируемые результаты изучения курса

Выпускник 6 класса научится:

-характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

-применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

-владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (проводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

-ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник 6 класса получит возможность научиться:

-определять понятия: «однодольные растения», «двудольные растения»,

«семядоля », «эндосперм », «зародыш », «семенная кожура», «семяножка», «микропиле»; отрабатывать умения, необходимые для выполнения лабора­торных работ; изучать инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа;

— закреплять понятия из предыдущего урока;

определять понятия: «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», « стержневая корневая система», « мочковатая корневая система»; анализировать виды корней и типы корневых систем;

определять понятия: «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения»; анализировать строение корня;

определять понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные кор­ни», «дыхательные корни»; устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней;

определять понятия: «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», «придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение»; анализировать результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега;

определять понятия: «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование»; заполнять таблицу по результатам изучения различных листьев;

— определять понятия: : «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев»; выполнять лабораторные работы и обсуждать их результаты;

— определять понятия: «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползу­чий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «древесина». «сердцевина», «сердцевидные лучи»;

— определять понятия: «видоизменённый побег», «корневище», «клубень», «луковица»;

— определять понятия: «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чаше­листики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения»;

заполнять таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой;

— определять понятия: : «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие»; анализировать и сравнивать различные плоды; обсуждать результаты работы;

работать с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами; наблюдать за способами распространения плодов и семян в природе, готовить сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»;

— определять понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «поч­ва», «плодородие», «удобрение»; выделять существенные признаки почвен­ного питания растений; объяснять необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений; оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе;

выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза; определять условия протекания фотосинтеза; объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека;

выделять существенные признаки дыхания; объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ; объяснять роль кислорода в процессе дыхания; раскрывать значение дыхания в жизни растений; устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза;

— определять значение испарения воды и листопада в жизни растений;

— объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ; объяснять механизм осуществления проводящей функции стебля; объяснять особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях; проводить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты; приводить доказательства необходимости защиты растений от повреждений;

— объяснять роль семян в жизни растений; выявлять условия, необходимые для прорастания семян; обосновывать необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ;

— определять значение размножения в жизни организмов; характеризовать особенности бесполого размножения; объяснять значение бесполого размножения; раскрывать особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым; объяснять значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира;

определять понятия: «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий»; объяснять роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений;

— определять понятия: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление », «искусственное опыление»; объяснять преимущества семенного размножения перед споровым; сравнивать различные способы опыления и их роли; объяснять значение оплодотворения и образования плодов и семян;

— определять понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой»; объяснять значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком;

— определять понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царст­во»; выделять признаки, характерные для двудольных и однодольных растений;

— выделять основные особенности растений семейств Крестоцветные, Розо­цветные, Паслёновые, Бобовые, Сложноцветные, Злаковые, Лилейные; определять растения по карточкам;

— готовить сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников;

— определять понятия: «растительное сообщество», «растительность», «ярус-ность»; характеризовать различные типы растительных сообществ; устанав­ливать взаимосвязи в растительном сообществе;

— определять понятия: «смена растительных сообществ»; работать в группах; подводить итоги экскурсии (отчёт);

— определять понятия: «заповедник», «заказник», «рациональное природо­пользование»; обсуждать отчёт по экскурсии; выбирать задание на лето.


  1. Содержание курса

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

(14 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Корневой чехлик и корневые волоски.

Строение почек. Расположение почек на стебле.

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.

Клеточное строение листа. Строение кожицы листа.

Внутреннее строение ветки дерева.

Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).

Строение цветка. Различные виды соцветий.

Многообразие сухих и сочных плодов.

Раздел 2. Жизнь растений (13 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Вегетативное размножение комнатных растении.

Определение всхожести семян растений и их посев. I

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

Раздел 3. Классификация растений (6 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств (с учетом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.

Раздел 4. Природные сообщества (2 ч)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.



  1. Календарно- тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Характеристика деятельности учащихся

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Планируемая дата

Фактическая дата

6 А

6 Б

6 В

6 Г

6 А

6 Б

6 В

6 Г



Строение и многообразие покрытосеменных растений


14.










1.

Техника безопасности на уроках биологии. Строение семян.

Лабораторная работа №1 «Строение семян однодольных и двудольных растений»

Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения»,

«семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа.

Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян.


4.09.

4.09.

4.09.

4.09.






2.

Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа №2 «Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы»

Определяют понятия: «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», « стержневая корневая система», « мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем.


7.09


7

7.09

7.09

7.09






3.

Зоны (участки) корня. Лабораторная работа №3 «Корневой чехлик и корневые волоски»

Определяют понятия: «корневой чехлик», « корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня.


18.09.

18.09.

18.09.

18.09.






4

Условия произрастания и видоизменения корней.

Определяют понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные кор­и», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней.


25.09.

25.09.

25.09.

25.09.






5.

Побег и почки. Лабораторная работа №4 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

Определяют понятия: «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», «придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега.


2.10.

2.10.

2.10.

2.10.






6

Внешнее строение листа. Лабораторная работа №5 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Определяют понятия: «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев.


12.10.

12.10.

12.10.

12.10.






7

Клеточное строение листа. Лабораторная работа №6 «Клеточное строение листа. Строение кожицы листа»

Определяют понятия: : «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты.


19.10.

19.10.

19.10.

19.10.






8

Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.


26.10.

26.10.

26.10.

26.10.






9

Строение стебля. Лабораторная работа №7 «Внутреннее строение ветки дерева»

Определяют понятия: «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползу­чий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «древесина». «сердцевина», «сердцевидные лучи».


2.11.

2.11.

2.11.

2.11.






10

Видоизменения побегов. Лабораторная работа №8 «Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица)»

Определяют понятия: «видоизменённый побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.


9.11.

9.11.

9.11.

9.11.






11

Цветок. Лабораторная работа №9 «Строение цветка»

Определяют понятия: «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чаше­листики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения».











16.11.

16.11.

16.11.

16.11.






12

Соцветия. Лабораторная работа №10 «Различные виды соцветий»


Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой.


30.11.

30.11.

30.11.

30.11.






13

Плоды. Распространение плодов и семян. Лабораторная работа №11 «Многообразие сухих и сочных плодов»

Определяют понятия: : «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы;

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений».


7.12.

7.12.

7.12.

7.12.






14

Контрольно-обобщающий урок.


18.12.

18.12.

18.12.

18.12.







Жизнь растений


13 ч.










15.

Минеральное питание растений.

Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе.


25.12.

25.12.

25.12.

25.12.






16.

Техника безопасности на уроках биологии. Фотосинтез.

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека.


11.01.

11.01.

11.01.

11.01.






17.

Дыхание растений.

Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.


18.01.

18.01.

18.01.

18.01.






18.

Испарение воды растениями.

Листопад.

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений.


25.01.

25.01.

25.01.

25.01.






19.

Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа №12 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Приводят доказательства необходимости защиты растений от повреждений.


27.01.

27.01.

27.01.

27.01.






20.

Прорастание семян. Практическая работа №1 «Определение всхожести семян растений и их посев».

Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ.


1.02.

1.02.

1.02.

1.02.






21.

Способы размножения растений.

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.


8.02.

8.02.

8.02.

8.02.






22.

Размножение споровых растений.

Определяют понятия: «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений.


15.02.

15.02.

15.02.

15.02.






23.

Размножение голосеменных растений.

Определяют понятия: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.


22.02.

22.02.

22.02.

22.02.






24.

Половое размножение покрытосеменных растений.


5.03.

5.03.

5.03.

5.03.






25.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Практическая работа №2 «Вегетативное размножение комнатных растении»

Определяют понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком.


15.03.

15.03.

15.03.

15.03.






26.

Обобщающий урок.

Экскурсия №1 «Зимние явления в жизни растений»


Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Готовят отчет по экскурсии.


22.03.


22.03.

22.03.

22.03.







Классификация растений


6 ч.










27.

Основы систематики растений.

Определяют понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений.


29.03.

29.03.

29.03.

29.03.






28.

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные. Практическая работа №3 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений»

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные, Розоцветные, Паслёновые, Бобовые, Сложноцветные, Злаковые, Лилейные. Определяют растения по карточкам.





Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников.


5.04.

5.04.

5.04.

5.04.






29.

Класс Двудольные растения. Семейства Паслёновые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые).


9.04.


9.04.


9.04.


9.04.







30.

Класс Однодольные растения. Семейства Лилейные и Злаковые. Лабораторная работа №13 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»


15.04.

15.04.

15.04.

15.04.






31.

Культурные растения.


22.04.

22.04.

22.04.

22.04.






32.

Обобщающий урок.

Экскурсия №2 «Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте».

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Готовят отчет по экскурсии.


30.04.

30.04.

30.04.

30.04.






33.

Контрольно-обобщающий урок.


Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую. Выбирают задание на лето.


7.05.

7.05.

7.05.

7.05.







Природные сообщества.


2 ч.










34.

Растительные сообщества.

Экскурсия №3 «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах».

Определяют понятия: «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе.

Определяют понятия: «смена растительных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчёт).


14.05.

14.05.

14.05.

14.05.






35.

Влияние деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. Подведение итогов.

Летние задания.

Определяют понятия: «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчёт по экскурсии.


21.05.

21.05.

21.05.

21.05.













  1. Формы и средства контроля

п/п

Виды и формы контроля

Тема

Примерные сроки проведения

1.

Входной контрольный тест.


18.09.

2.

Тематический тест

«Строение и многообразие покрытосеменных растений»

18.12.

3.

Рубежный контрольный тест


23.12.

4.

Тематический тест

«Жизнь растений»

22.03.

5.

Тематический тест

«Классификация растений»

30.04.

6.

Итоговый контрольный тест

Итоговое контрольное тестирование по курсу биологии за 6 класс.

21.05.


  1. Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Основная

Пасечник В. В. «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» учебник для учащихся общеобразовательных учреждений- М, «Дрофа», 2013г (Гриф: Рекомендовано МО РФ).


50

100

Пасечник В. В. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» — М, «Дрофа», 2013г.


50

100

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования-

М. «Просвещение»,2011 г.


1

100

Фундаментальное ядро содержания общего образования-

М. «Просвещение»,2011 г.


1

100

Программа основного общего образования по биологии. V – IX классы. Авторы Пасечник В.В., В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов (Сборник нормативных документов. Биология)- М.:«Дрофа», 2013г.


1

100

Дополнительная

Журнал «Биология в школе»


12

100

  1. Коробкин В.И., Передельский

  2. Л.В. Экология, Ростов-на-Дону

  3. «Вектор», 2001г.


1

100

Митчелл П., «101 ключевая идея: экология»- М. «Аванта» 2001г.


1

100

Муртазин А.В. Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1997


1

100

Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 2005


1

100

Холланд Д. Энциклопедия для детей- М. «Махаон» 2011г.


1

100

Оборудование и приборы

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Видеомагнитофон


1

100

Диапозитивы, диафильмы


+

100

Диапроектор


1

100

Кодоскоп


1

100

Компьютер с программным обеспечением


1

100

Магнитная доска


1

100

Мультимедиапроектор


1

100

Муляжи


7

100

Набор микропрепаратов растительных и животных клеток


1

100

Таблицы


20

100

Телевизор


1

100

Транспоранты к кодоскопу


+

100

Учебные звукозаписи


+

100

Учебные кинофрагменты


+

100

Лабораторная работа №1 «Строение семян однодольных и двудольных растений»

Препаровальная игла


15

100

Лабораторная работа №2 «Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы»

Гербарный материал


30

100

Лабораторная работа №3 «Корневой чехлик и корневые волоски»

Лупа


15

100

Лабораторная работа №4 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

Лупа


15

100

Скальпель

5

5

50

Лабораторная работа №5 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Гербарный материал


30

100

Лабораторная работа №6 «Клеточное строение листа. Строение кожицы листа»

Микроскоп


20

100

Покровное стекло


30

100

Предметное стекло


30

100

Препаровальная игла


15

100

Лабораторная работа №7 «Внутреннее строение ветки дерева»

Лупа


15

100

Препаровальная игла


15

100

Скальпель

5

5

50

Лабораторная работа №8 «Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица)»

Лупа


15

100

Скальпель

5

5

50

Лабораторная работа №9 «Строение цветка»

Лупа


15

100

Лабораторная работа №10 «Различные виды соцветий»

Гербарный материал


15

100

Лабораторная работа №11 «Многообразие сухих и сочных плодов»

Коллекция плодов


15

100

Лабораторная работа №12 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Лупа


15

100

Лабораторная работа №13 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»

Гербарный материал


15

100

Лупа


15

100

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.


1

100

1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова


1

100

Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.


1

100

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.


1

100

Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы — Арбесман, И.В. Копылов. ООО


1

100

Интернет-ресурсы

Педагогическая библиотека

http://www.pedlib.ru




Интернет — библиотека

http://www.kniga.ru




Публичная Интернет- библиотека

http:// www.public.ru /mail.asp.




Научная сеть

http://scenct. rambler.ru/




Коллекция «Естественно- научные эксперименты»: биология

http://experiment.edu.ru




Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://schoolcollection.informatika.ru.




Кабинет биологии

http://omc.mosuzedu.ru/ index




Сеть творческих учителей

http://www.itn.ru




Тестовые работы

http://albinaandr.siteedit.ru/page 15




Подготовка к ЕГЭ

www.ege.edu. ru





  1. Приложение

Спецификация проверочных работ.

Цель работы: оценить уровень подготовки учащихся по изучаемым темам

Документы, определяющие содержание работы.

— Обязательный минимум содержания основного общего биологического образования;

— Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования;

— программы для общеобразовательных школ;

— оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии;

Структура и содержание.

Каждая проверочная работа состоит из трёх частей.

Часть А содержит 10 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх, из них – 8 – базового и 2 – повышенного уровня.

Часть В включает 1 задание повышенного уровня на соответствие между биологическими объектами, процессами и явлениями.

Часть С включает 1 задание базового уровня со свободным ответом.

В работах используются задания базового и повышенного уровня. Задания базового уровня составляют большую часть и соответствуют минимуму содержания биологического образования. Эти задания требуют воспроизведения знаний путём выбора одного верного ответа из четырёх. Задания повышенного уровня предполагают более сложные виды учебной деятельности, требуют четкого, полного, обоснованного ответа по существу вопроса в соответствии с эталоном. В то же время они соответствуют минимуму содержания биологического образования. Задания этой группы относятся к группе применения знаний в изменённой ситуации и предусматривают установление соответствия между биологическими объектами, процессами, явлениями, а также свободный ответ.

Критерии оценивания  тестовых работ

Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.

Все тестовые работы выстроены по одной и той же схеме: задания обязательного уровня до первой черты, задания среднего уровня между первой и второй чертой, задания уровня выше среднего – после второй черты. Шкала оценивания выполнения тестовой работы такова:

Отметка «3» — успешное выполнение только заданий обязательного

минимума;

Отметка «4» — успешное выполнение заданий обязательного минимума и

одного дополнительного (после первой или второй черты);

Отметка «5» — успешное выполнение заданий всех трех уровней


Итоговое контрольное тестирование за курс биологии за 6 класс.

Вариант 1

Часть А

Выберите один правильный ответ.

А1 Зона проведения расположена:

а) после зоны всасывания;

6) между зонами всасывания и растяжения;

в) после зоны растяжения;

г) после зоны растяжения и всасывания

А 2 Зона проведения расположена:

а) после зоны всасывания;

6) между зонами всасывания и растяжения;

в) после зоны растяжения;

г) после зоны растяжения и всасывания

А3 Лист алоэ:

а) простой черешковый;

б) простой сидячий;

в) сложный черешковый;

г) сложный сидячий

А4 Ситовидные трубки расположены:

а) в пробке коры;

б) в древесине;

в) в сердцевине;

г) в лубе коры

А5 Развитие пыльцы происходит;

а) на тычиночной нити;

в) в пыльниках;

б) на рыльце;

г) в завязи

А6 Плод помидора относится к:

а) сухим многосемянным плодам;

б) сочным многосемянным плодам;

в) сухим односемянным плодам;

г) сочным односемянным плодам

А7 Как доказать, что в банке, где находится растение на ярком свету, образовался кислород?

а) Обработать йодом;

б) опустить горящую лучинку;

в) опустить тлеющую лучинку;

г) поместить другое растение

А8 Значение испарения заключается в:

а) защите от воздействия низких температур;

б) передвижении органических веществ;

в) поступлении кислорода;

г) защите от перегрева

А9 Клетка, образующаяся после оплодотворения, называется:

а) спорой;

б) яйцеклеткой;

в) спермием;

г) зиготой

А10 Двойное оплодотворение характерно для:

а) голосеменных;

б) всех растений;

в) высших споровых;

г) цветковых

Часть В

В1 Установите соответствие между группой растений по способу опыления и их характерными особенностями.

Группа растений Характерные особенности по способу опыления

А) ветроопыляемое растение; 1) яркоокрашенный, крупный венчик;

Б) насекомоопыляемое 2) слияние половых клеток одного цветка;

растение. 3) невзрачные, мелкие цветки;

4) пыльца мелкая, легкая, сухая

5) опыление осуществляет человек

6) наличие запаха

7) пыльца крупная, липкая

8) чаще растут большими скоплениями.

Часть С

С1 По каким признакам можно отличить однодольные растения от двудольных?


Итоговое контрольное тестирование за курс биологии за 6 класс.

Вариант 2

Часть А

Выберите один правильный ответ.

А1 Верхушечный рост корня происходит в зонах:

а) деления и всасывания;

б) деления и растяжения;

в) деление и проведение;

г) всасывания и проведения

А2 Верхушечный рост корня происходит в зонах:

а) деления и всасывания;

б) деления и растяжения;

в) деление и проведение;

г) всасывания и проведения

А3 К какому типу тканей относится кожица листа?

а) к проводящим;

б) к покровным;

в) к механическим;

г) к основным.

А4 Обоеполый или раздельнополый цветок можно определить при наличии:

а) венчика;

б) чашечки;

в) цветоножки;

г) тычинок, или пестика, или того и другого вместе

А5 Плоды одуванчика распространяются при помощи: а) животных;

б)воды;

в) ветра;

г) саморазбрасыванием

А6 Какие вещества необходимы для фотосинтеза?

а) Вода и кислород;

6) кислород и углекислый газ;

в) вода и углекислый газ;

г) углекислый газ.

А7 Дыхание происходит в:

а) листьях;

б) стеблях;

в) корнях;

г) во всех органах растения

А8 Какие условия являются необходимыми для прорастания семян?

а) Вода, воздух;

б) вода, воздух, тепло;

в) воздух, тепло;

г) вода, воздух, перегной

А9 Каким способом вегетативного размножения можно развести герань в домашних условиях?

а) Корневыми отводками;

б) листовым черенком;

в) корневищами;

г) стеблевым черенком

А10 К насекомоопыляемым растениям НЕ относится:

а) орешник;

б) слива;

в) яблоня;

г) роза

Часть В

В1 Установите соответствие между названиями семейств и практическим значением растений данных семейств.

Название семейства Практическое значение

А) Крестоцветные; 1) декоративные растения;

Б) Бобовые. 2) лекарственные растения;

3) получение крахмала;

4) получение растительных масел, используемых в пищу;

5) овощные растения;

6) плодово — ягодные культуры;

7) кормовые растения;

8) получение муки.

Часть С

С1 Сравните бесполое и вегетативное размножение растений.

26

Таволжанская Ольга Викторовна, учитель биологии

Свежие документы:  Урок алгебры «Арифметический квадратный корень» 8 Класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: