Рабочая программа по биологии в 5 классе


Северное управление министерства образования и науки Самарской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Сургут

муниципального района Сергиевский Самарской области

(ГБОУ СОШ пос. Сургут)


Программа рассмотрена на ШМО

естественно-географического цикла

«» 2013года

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы ___________________

Т.В. Баляба

«» 2013 г.



Рабочая программа по биологии.

5 класс. Базовый уровень.




Разработчик программы: Белова И.Г.,

учитель биологии и химии


Сургут

2013 год

Рабочая программа по биологии

для 5 класса (базовый уровень)

Пояснительная записка

Рабочая программа школы по биологии для 5 класса разработана на основе следующих документов:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).

2) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов).-М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).

3) Основная образовательная программа ГБОУ СОШ пос. Сургут. Основная школа, 2013.

4) Примерные программы  основного общего образования. Биология. Естествознание. М., 2010. — (Стандарты второго поколения).

5) Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., -Биология: программа.-М,:Вентана-Граф,2012.

6) Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А., -Биология: методическое пособие.- М.: Ветана-Граф

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами по русскому языку начального общего образования.

Данная программа является рабочей программой по предмету «Биология» в 5 классе базового уровня.

Цели и задачи изучения курса биологии в 5 классе.

Цели изучения биологии в 5 классе:

1.социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

2.приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

-ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

-формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта (УМК):

1. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2013.

2. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., -Биология: программа.-М,:Вентана-Граф,2012.

3. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А., -Биология: методическое пособие.- М.: Вентана- Граф

Распределение часов по темам в рабочей программе соответствует авторской программе Пономаревой И.Н.

Последовательность изучения тем в рабочей программе соответствует расположению учебного материала в учебнике биологии.

Формы текущего и итогового контроля

Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие ФГОС основной школы; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.

Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.

Система оценки предметных результатов освоения учебной программы с учётом уровневого подхода, принятого ФГОС, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля (Они могут осуществляться путем индивидуальной, групповой и фронтальных проверок):

1. Устный контроль.

— Опрос

— Устные контрольные работы и т.д.

2.Письменный контроль.

— Проведение контролирующих самостоятельных работ, биологических

диктантов, тестов, зачетов и т.д.

3. Лабораторный контроль.

— Позволяет проверить не только умения учащихся применять знания при решении практических задач, но и умение пользоваться таблицами, приборами, инструментами и другими средствами в ходе практических и лабораторных работ.

Для проверки программного материала по биологии и с целью разнообразить формы работы на уроке; а также увеличения количества оценок использовать различные формы и методы контроля: групповые и индивидуальные, устные и письменные, творческие задания, практические, работа с дополнительными источниками информации.

Классификация используемых методов контроля:

а) словесные;

б) наглядные;

в) практические;

г) репродуктивные;

д) проблемно-поисковые;

е) индуктивные;

ж) дедуктивные;

з) самостоятельная работа.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной контрольной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Оценкой достижения метапредметных результатов является также защита индивидуального или группового проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы используются следующие ресурсы: кабинет биологии, учебно-методическое оборудование кабинета (таблицы, мультимедиа, лабораторное оборудование), практические работы, работа с дополнительной литературой, проектные и исследовательские работы, интернет-ресурсы.

Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественно — научные предметы» обеспечивает:

формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

овладение научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

многообразие и эволюция органического мира;

биологическая природа и социальная сущность человека;

структурно-уровневая организация живой природы;

ценностное и экокультурное отношение к природе;

практико-ориентированная сущность биологических знаний.

Место курса биологии в базисном учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы.

Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, 5-6 из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Результаты освоения курса биологии

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественно- научной картине мира;

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи

живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;

овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Содержание курса биологии в 5 классе

Тема 1. Биология — наука о живом мире (8 ч)

Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)

Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)





урока

Тема урока

Тип урока

Цель урока

Содержание урока

Планируемые результаты (в соответствии ФГОС)

Дата проведения

предметные

метапредметные

личностные

Тема1. Биология-наука о живом мире -8 часов

1

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей

Изучение нового материала

Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются

Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой
природе — биология

Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Характеризовать особенности и значение науки биологии.

Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Формирование познавательного интереса к естественным наукам


2

Отличительные признаки живых организмов

Комбинированный

Познакомить учащихся с признаками живой природы, показать взаимосвязь органов в организме, систематизировать знания учащихся о живых организмах

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого

Характеризовать свойства живых организмов.

Сравнивать проявление свойств живого и неживого.

Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника.

Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника.

Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма

Познавательные УУД: Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника.

Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника.
Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Личностные УУД: умение сравнивать различные точки зрения

Формирование ответственного отношения к учению


3

Методы изучения живых организмов

Комбинированный

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их ис­пользования при изучении биоло­гических объектов и явлений

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях

Различать и характеризовать методы изучения живой природы.

Осваивать способы оформления результатов исследования

Познавательные УУД: умение проводить эле­ментарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать вы­полнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух

Понимание значимости научного ис­следования природы


4

Увеличительные приборы Л/р №1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

Практический

Познакомить учащихся с разнообразными увеличительными приборами

Увеличительные приборы

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ванн Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа № 1

«Изучение устройства увеличительных приборов»


Объяснять назначение увеличительных приборов.

Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения.

Изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с микроскопом.

Сравнивать увеличение лупы и микроскопа.

Получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать вы­полнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, от­вечать на вопросы учителя, работать в группах

Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии


5

Строение клетки. Ткани Л/р «Знакомство с клетками растений»

Практический

Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма

Строение клетки. Ткани

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Лабораторная работа № 2

«Знакомство с клетками растений»




Выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение.

Сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия.

Различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.

Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их.

Различать отдельные клетки, входящие

в состав ткани.

Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Формирование коммуникативной компетенции в процессе учебно-исследовательской деятельности





6

Химический состав клеток

Комбинированный

Формирование представлений о химическом составе клетки

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки

Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма.

Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы.

Анализировать представленную на рисунках учебника информацию о результатах опыта, работая в паре

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов


7

Процессы жизнедеятельности клетки

Комбинированный

Формирование представлений о жизнедеятельности клетки

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам.

Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы — биосистемы

Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки. Характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ». Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события. Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема)

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Личностные УУД: формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Формирование мотивов, направленных на изучение живой природы


8

Великие естествоиспытатели. Обобщение и систематизация знаний по теме

Обобщающий

Обобщение и систематизация знаний по теме

Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях. Выделять области науки, в которых работали конкретные учёные, оценивать сущность их открытий. Называть имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии. Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества. Рисовать (моделировать) схему строения клетки. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Познавательные УУД: овладение умением анализировать информацию, выделять в ней главное.

Личностные УУД: формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Понимание роли исследований и открытий ученых — биологов в развитии представлений о живой природе



Тема 2. Многообразие живых организмов-11 часов

9

Царства живой природы

Изучения нового материала

Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения.

Классификация живых организмов. Раздел биологии — систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации

Объяснять сущность термина «классификация».Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации — «царство» и «вид».Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике.

Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание научного значения класси­фикации живых организмов


10

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Комбиниро-ванный

Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы.

Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах

Характеризовать особенности строения бактерий. Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника. Различать понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот. Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: по­требность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий


11

Значение бактерий в природе и для человека

Комбинированный

Выявление связи образования атмосферы и почв с деятельностью бактерий

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения.

Роль бактерий в природе и жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями

Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерии, оценивать его значение для природы. Различать бактерии по их роли в природе и жизни человека. Характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве.

Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективные взаимодействие с одноклассниками

Формирование личностных представлений о ценности природы


12

Растения

Комбинированный

Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека

Характеризовать главные признаки растений.

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, определять термин «спора».Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы.

Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, пре­образовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД. по­требность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников. Эстетичес­кое восприятие природы.

Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля. Развитие навыков самооценки и самоана­лиза.

Коммуникативные УУД. умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Осознание важности растений в природе и жизни че­ловека


13

Л/р №3 «Знакомство с внешним строением растения»

Практический

Систематизация знаний учащихся о строении растений

Лабораторная работа № 3

«Знакомство с внешним строением побегов растения»

Различать и называть части побега цветкового растения. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием

Познавательные УУД: овладение составляющими исследовательской деятельности, проводить эксперимент, делать выводы и заключения

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Формирование практических умений


14

Животные

Комбинированный

Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе.

Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу. Личностные УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в со­ставе творческих групп

Представление о значении животных в природе, осо­знание их хо­зяйственного и эстетического значения для человека


15

Л/р№4 «Наблюдение за передвижением животных»

Практический

Систематизация знаний учащихся о многообразии животных

Лабораторная работа № 4

«Наблюдение за передвижением животных»

Готовить микропрепарат культуры инфузорий. Изучать живые организмы под микроскопом при малом увеличении. Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей. Формулировать вывод о значении движения для животных. Фиксировать результаты наблюдений в тетради.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Познавательные УУД: овладение составляющими исследовательской деятель-ности, проводить экспери-мент, делать выводы и за-ключения

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Формирование практических умений


16

Грибы

Комбинированный

Формирование представлений о грибах как представителях отде­льного царства живой природы, обладающих

признаками и растений и животных

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза)

Устанавливать сходство грибов с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов.

Различать понятия: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп


Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами


17

Многообразие и значение грибов

Комбинированный

Систематизация знаний учащихся о многообразии и значении грибов

Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека

Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин». Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника. Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов.

Объяснять значение грибов для человека и для природы

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять ре-зультаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасно-сти ситуации для здоровья, понимание важности сохра-нения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Формирование бережного отношения к природе


18

Лишайники

Комбинированный

Формирование представлений о лишайниках как представителях царства растения, обладающих

признаками и гриба и водоросли

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.

Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять ре-зультаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасно-сти ситуации для здоровья, понимание важности сохра-нения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Формирование интеллектуальных умений


19

Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение знаний по теме

Обобщающий

Обобщение и систематизация знаний по теме

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Определять значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять ре-зультаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасно-сти ситуации для здоровья, понимание важности сохра-нения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Формирование личностных представлений о ценности природы


Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля-7 часов

20

Среды жизни планеты Земля

Изучение нового материала

Формирование представлений о разных средах жизни и экологическими факторами среды

Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника.

Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина

Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самосто­ятельно оформлять конспект урока в тетради.

Личностные УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни.

Регулятивные УУД: раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение слушать одно­классников и учителя, высказывать свое мнение

Формирование личностных представлений о ценности природы


21

Экологические факторы среды

Комбинированный

Формирование представлений о различных экологических факторах. Изучение влияния де­ятельности человека на состояние окружаю­щей среды

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов

Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений.

Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

Регулятивные УУД: развитие навыков само­оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, ар­гументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Осознание су­ществования разнообразных взаимоотно­шений между живыми орга­низмами в природе. По­нимание причин возникновения

негативных последствий в природе в результате де­ятельности человека.

Принятие правил поведения в природе


22

Приспособления организмов к условиям существования

Комбинированный

Формирование представлений о влиянии условий среды на организм человека, взаимной приспособленности растений и животных

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений

Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений.

Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника

Познавательные УУД: умение давать опреде­ления понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу

Личностные УУД: по­требность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников.

Регулятивные УУД: раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Формирование интеллектуальных умений


23

Природные сообщества

Комбинированный

Формирова­ние элемен­тарных представле­ний о при­родных со­обществах планеты. Закрепле­ние знаний учащихся о круговороте веществ в природе

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ

Определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Характеризовать разные природные сообщества.

Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать вы­воды на основании сравнений.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Представление о многообразии природных сообществ как следствия разнообразия природных ус­ловий на по­верхности планеты.

Понимание важности пи­щевых связей для осущест­вления круго­ворота ве­ществ


24

Природные зоны России

Комбинированный

Формирование представлений о разнообразии природных зон России

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны

Определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон.

Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством

Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу. Личностные УУД. уме­ние видеть прекрасное в природе

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в со­ставе творческих групп.

Представление о животных как сложно организован­ных сущест­вах, обладающих способностью к общению. Познаватель­ный интерес к естественным наукам


25

Жизнь организмов на разных материках

Комбинированный

Формирование представлений об уникальных видах живого мира материков Земли

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Понимание необходимости биологических знаний для хозяй­ственной де­ятельности человека


26

Жизнь организмов в морях и океанах. Обобщение и систематизация знаний по теме

Обобщающий

Формирование представлений о живом мире мелководья, средних глубин океанов и морей Земли

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий

и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов. Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Личностные УУД. спо­собность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать одно­классников и учителя, высказывать свое мнение

Осознание степени нега­тивного влия­ния человека на природу и необходимос­ти ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе


Тема 4. Человек на планете Земля-6часов


27

Как появился человек на Земле

Комбинированный

Формирование представлений об историческом процессе появления человека на Земле

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни

Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.

Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития

Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Принятие правил здорового образа жизни.


28

Как человек изменял природу

Комбинированный

Формирование представлений о связи развития человеческого общества и особенностей его воздействия на окружающую среду

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы

Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Представление о существовании живых ор­ганизмов, опасных для здоровья и жизни человека. Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых животных


29

Важность охраны живого мира планеты

Обобщающий

Формирование представлений о систематизации знаний учащихся о воздействии человека на живую природу

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ

Называть животных, истреблённых человеком. Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных

Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Познаватель­ный интерес к естественным наукам


30

Сохраним богатство живого мира. Обобщение и систематизация знаний по теме

Урок контроля

Систематизация знаний учащихся о ценности биологического разнообразия на Земле и о заботе человека о нем

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами. Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.).

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

Формирование экологической культуры


31

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса. Обсуждение заданий на лето.

Контрольно-обобщающий

Систематизация и обобщение по курсу биологии 5 класса

Обобщение и систематизация знаний

по теме «Человек на планете Земля»

Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно — следственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей рабо­ты и работы одноклас­сников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, ар­гументировать свою точку зрения

Понимание необходимости и соответствия приспо­соблений организмов к условиям среды, в которой они обитают


32

Экскурсия в природу «Весенние явления в природе»

Практический

Углубление знаний о многообразии живых организмов

Экскурсия

«Весенние явления в природе»

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Соблюдать правила поведения в природе. Анализировать содержание выбранных на лето заданий

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: по­требность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп

Понимание необходимости и соответствия приспособлений ор­ганизмов к условиям среды, в которой они обитают


Планируемые результаты изучения курса биологии

Свежие документы:  Конспект урока биологии для 7 класса «Развитие животных с превращением и без превращения»

Учащиеся должны знать:

— Основные характеристики методов научного познания и их роль в

изучении природы;

— Современную классификацию живой природы;

— Основные характеристики царств живой природы;

— Клеточное строение живых организмов;

— Основные свойства живых организмов;

— Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;

— Приспособления организмов к обитанию в различных средах и

возникающих под действием экологических факторов;

— Правила поведения в природе;

— Какое влияние оказывает человек на природу.

Учащиеся должны уметь:

— Работать с различными типами справочных изданий, создавать

коллекции, готовить сообщения и презентации;

— Проводить наблюдения и описания природных объектов;

— Составлять план простейшего исследования;

— Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности

представителей различных царств живой природы;

— Давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности

организмов в связи со средой их обитания;

— Составлять цепи питания в природных сообществах;

— Распознавать растения и животных своей местности, занесенных в

Красные книги

Средства контроля

Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.

Промежуточный

Контрольно-оценочная самостоятельность, работа с моделями (графико-знаковыми формами), работа с чужими и собственными

текстами может быть проверена через разработку специальных предметных контрольно-измерительных материалов.

Умение работать в группе, в позиции «взрослого», способы учебного проектирования могут быть проверены с помощью экспертных

оценок в ходе встроенного наблюдения в разные виды и формы деятельности обучающихся.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Текущий

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль, анализ творческих, исследовательских работ, проекты.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы.

Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.

Свежие документы:  Контрольная работа "Биосинтез белка" (10 класс) 36 вариантов

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Оценкой достижения метапредметных результатов является также защита индивидуального или группового проекта. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Кроме того личностные достижения могут накапливаться в портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений.

Итоговый контроль за курс 5 класса

1. Может быть, в виде защиты проекта

2. Может быть, в виде итогового тестирования

3. Может быть в виде контрольной работы

Средства контроля по биологии для 5 класса

Текущий контроль

Контроль по главе 1

1. Работа в группах (по 5 человек).

-Выберите по 3 любых вопроса, обсудите их между собой и выдвинете 3

ребят для ответа на вопросы.

1. Что такое природа?

2. Чем живая природа отличается от неживой?

3. Перечислите основные признаки живого.

4. Какие вещества относятся к органическим?

5. Что общего в строении тел всех живых организмов?

6. Как размножается клетка?

7. Сравните роль ядра и цитоплазмы в жизнедеятельности клетки.

8. Какие методы изучения природы вы знаете?

9. Что является основной частью микроскопа?

10. Назовите главные части клетки.

11. Почему клетку считают живой системой?

12. По каким признакам различают ткани у организмов?

2. Ответ у доски (по желанию или выбору учителя)

Задания на сравнение и объяснение.

1. Сравните строение растительных и животных тканей.

2. Объясните, почему клетку считают основной единицей строения живых организмов.

3. Объясните, почему знания о живых организмах важны каждому человеку.

3. Тестирование класса

Выберите правильный ответ.

1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды

а) клеточная мембрана

б) ядро

в) цитоплазма

г) вакуоль

2. Гемоглобин—это

а) углевод

б) витамин

в) белок крови

г) жир

3. Наука о живой природе носит название

а) физика в) биология

б) химия г) география

В. Составьте слово, которое содержит предложенные гласные буквы в указанном порядке.

1. Буквы е, е, и, е.

2. Буквы и, о, а, а.

3. Буквы я, о.

Г. Найдите лишнее понятие среди предложенных:

1. Ядро, цитоплазма, лупа, клеточная мембрана.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Цвета"

2. Клеточная стенка, ткань, вакуоль, хлоропласт.

4. Работа в парах

-Обсудите с друзьями

1. Почему биологические знания нужны каждому образованному человеку?

2. Почему хозяйственная деятельность человека часто приводит к гибели живых организмов?

3. Почему жизнь живых организмов неразрывно связана с неживой природой?

4. Что случится, если при делении дочерние клетки не будут отделяться друг от друга, но будут вновь и вновь делиться надвое?

5. Индивидуальный ответ (можно устно или письменно)

-Выскажите своё мнение

Верно ли утверждение, что все живые организмы произошли от одного общего предка?

6. Работа с моделями, схемами, таблицами

-Выполните одно из предложенных заданий самостоятельно. За помощью можно 1 раз обратиться к книге и 1 раз – к учителю.

1. Сделайте из цветного пластилина или другого материала модель растительной или животной клетки.

2. Вместе с взрослыми изучите многообразие птиц в вашей местности (в парке, на дачном участке, в лесу). Сделайте рисунки этих птиц.

3. Выразите информацию о клетке как о живой системе в виде краткой записи или схемы (рисунка), назвав её «Клетка—живая система».

Оценочная карта

Баллы от 2 до 5

ФИ обучающегося

1 зад

2 зад

3 зад

4зад

5зад

6зад

Количество баллов

Отметка











Контроль по главе 2

1. Работа в группах (по 5 человек).

-Выберите по 3 любых вопроса, обсудите их между собой и выдвинете 3 ребят для ответа на вопросы.

1. На какие царства учёные разделяют живую природу?

2. Каково строение клетки?

3. В чём различие между клетками растений и бактерий?

4. Что такое фауна?

5. Чем животные отличаются от других организмов?

6. Какие организмы носят название простейшие?

7. Какова роль грибов в природе?

8. Назовите меры по предупреждению отравления грибами.

9. Как питаются бактерии?

10. Почему надо изучать вирусы?

11. Назовите основные группы растений.

12. Почему у растений есть различные ткани?

13. Где растут лишайники?

14. Почему растение называют автотрофом?

15. Каких животных человек содержит дома? Для чего ему это нужно?

2. Ответ у доски (по желанию или выбору учителя)

Задания на сравнение и объяснение.

1.Сравните строение бактериальной клетки и простейшего.

2. Сравните способы питания грибов, растений и животных.

3. Объясните, почему жизнь грибов и животных без зелёных растений на нашей планете невозможна.

3. Тестирование класса

Выберите правильный ответ.

1.К неклеточным формам жизни относятся

а) бактерии

б) вирусы

в) простейшие

г) дрожжи

2 Ядро отсутствует в клетках

а) растений

б) простейших

в) грибов

г) бактерий

3. Зелёный пигмент хлорофилл находится в клетках

а) амёб

б) растений

в)грибов

г) крокодилов

В. Составьте слово, которое содержит предложенные согласные бук вы в

указанном порядке.

1. Буквы л, ш, н, к.

2. Буквы ж, в, т, н.

3. Буквы г, р, б, к, р, п.

4. Буквы р, с, т, н.

4. Работа в парах

-Обсудите с друзьями

1. Почему учёным было очень важно создать классификации живых организмов?

2. Как отражаются на почвенных бактериях и грибах большие дозы удобрений, ядохимикатов?

3. Почему лесные растения (берёза, ель, осина) лучше приживаются, если их сажают вместе с грибницей шляпочных грибов?

5. Индивидуальный ответ (можно устно или письменно)

-Выскажите своё мнение

Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле были невозможна?

6. Работа с моделями, схемами, таблицами

-Выполните одно из предложенных заданий самостоятельно. За помощью можно 1 раз обратиться к книге и 1 раз – к учителю.

1. Создайте модель внутреннего строения лишайника.

2. Создайте макет грибницы с плодовым телом шляпочного гриба.

3. Постройте сравнительную таблицу, отображающую сходство и различия в строении клеток бактерии, растения и животного

Оценочная карта

Баллы от 2 до 5

Контроль по главе 3

1. Работа в группах (по 5 человек).

-Выберите по 3 любых вопроса, обсудите их между собой и выдвинете 3

ребят для ответа на вопросы.

1. Где обитают живые организмы на нашей планете?

2. Охарактеризуйте условия жизни организмов в почвенной среде

жизни.

3. Приведите примеры растений и животных, обитающих в водной

среде.

4. Назовите виды экологических факторов, которые влияют на жизнь

организмов в природе.

5. Поясните, как животные приспособлены к суровым условиям зимы.

6. Что называют природным сообществом?

7. Назовите, от чего зависит разнообразие природных сообществ в

разных природных зонах и на разных материках.

8. Охарактеризуйте организмы, называемые планктонными.

9. Что собой представляет тайга?

10. Приведите два-три примера крупных животных, обитающих в водной

среде.

2. Ответ у доски (по желанию или выбору учителя)

Задания на сравнение и объяснение.

1. Сравните условия обитания рыб —удильщика и акулы.

2. Объясните, какие приспособления имеются у акулы и удильщика,

связанные с условиями, в которых они обитают

3. Тестирование класса

Выберите правильный ответ.

1. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию

а) потребителя

б) производителя

в) «разлагателя»

г) хищника

2. Самое бедное разнообразие живых организмов свойственно

а) Африке

б) Австралии

в) Антарктиде

г) Евразии

В. Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном

порядке.

1. Составьте слово из заданных согласных букв, гласные буквы

используйте любые:

а) л, с;

б) с, т, п

в) т, н, д, р.

2. Составьте слово из заданных гласных букв, согласные буквы

используйте любые:

а) и, о, о, и, я;

б) о, а, и

в) а, о.

Г. Вставьте пропущенное слово.

1. Воздействие людей на природу—это … фактор.

2. Воздействие климата на организмы —это фактор ….

3. Зелёный цвет гусеницы бабочки —это … окраска.

4. Работа в парах

-Обсудите с друзьями

Почему в природе нет вредных и полезных организмов?

5. Индивидуальный ответ (можно устно или письменно)

-Выскажите своё мнение

Зачем в школе изучают науку о живой природе?

6. Работа с моделями, схемами, таблицами

-Выполните одно из предложенных заданий самостоятельно. За помощью

можно 1 раз обратиться к книге и 1 раз – к учителю.

1. Постройте объёмную модель пищевой цепи на примере организмов

елового леса. Модель можно создать из пластично материала или заменить

рисунком, выполненным красками.

2. Постройте схему круговорота веществ в природе, в которой

участвует некрупная птица—воробей, синица, ворона или ласточка.

Оформите схему так, чтобы она могла служить в школьном кабинете

наглядным пособием.

Оценочная карта

Баллы от 2 до 5

ФИ обучающегося

1 зад

2 зад

3 зад

4зад

5зад

6зад

Количество баллов

Отметка











Контроль по главе 4

1. Работа в группах (по 5 человек).

-Выберите по 3 любых вопроса, обсудите их между собой и выдвинете 3 ребят для ответа на вопросы.

1. Где на Земле появились первые предки человека?

2. Почему одного из предков человека назвали человеком умелым?

3. Чем отличается человек разумный от своих древних предков?

4. Каким образом человек изменял облик нашей планеты?

5. Каким образом человек стремится восстановить разрушенные им природные богатства?

6. Какое значение для развития человечества имел такой признак человека, как объём мозга?

7. Поясните, зачем нужны заповедники.

8. Как школьники нашей страны участвуют в охране редких видов?

2. Ответ у доски (по желанию или выбору учителя)

Задания на сравнение и объяснение.

1. Сравните человека умелого и кроманьонца.

2. Объясните, каким образом некоторые растения и грибы природных сообществ могут служить лекарством для людей.

3. Объясните, почему люди в любом возрасте обязаны охранять природную среду.

3. Тестирование класса

Выберите правильный ответ.

1. Самый близкий предок современного человека — это

а) неандерталец

б) австралопитек

в) кроманьонец

г) человек умелый

2. Новый этап развития человека начался тогда, когда первобытные люди научились изготовлять орудия

а) из дерева

б) из кости

в) из камня

г) из глины

3. Из каких растений по велению Петра I была выращена Линдуловская роща под Петербургом?

а) сосны

б) лиственницы

в) дуба

г) кедра

В. Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.

1. Составьте слово из заданных гласных букв, согласные буквы используйте любые:

а) а, о, е, и

б) е, о, е;

в) о, а, а.

2. Составьте слово из заданных согласных букв, гласные бук вы используйте любые:

а) в, с, т, р, л, п, т, к

б) л, с, п, с, д, к;

в) в, р, б, к.

4. Работа в парах

-Обсудите с друзьями

1. Почему вымерли многие виды древних людей?

2. Каким образом территория, занятая пышной растительностью, может превратиться в пустыню?

3. Можно ли в настоящее время восстановить и пустыне лес или степь?

5. Индивидуальный ответ (можно устно или письменно)

-Выскажите своё мнение

Каким образом школьники могут участвовать в охране природы?

6. Работа с моделями, схемами, таблицами

-Выполните одно из предложенных заданий самостоятельно. За помощью можно 1 раз обратиться к книге и 1 раз – к учителю.

1. Постройте сравнительную таблицу, отображающую сходство и различия в жизнедеятельности человека умелого и кроманьонца.

2, Разработайте проект по оказанию помощи зимующим птицам вашего региона. Нарисуйте схему кормушки. Подбегите необходимый материал для изготовления кормушки и сделайте её. Продумайте, как и где вы заготовите корм (семена растений) для птиц.

Оценочная карта

Баллы от 2 до 5

ФИ обучающегося

1 зад

2 зад

3 зад

4зад

5зад

6зад

Количество баллов

Отметка

























Используемая литература


1. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5 класс. — М. Вентана-Граф, 2012

2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Николаев И.В.Методическое пособие по биологии.5 класс. — М. Вентана-Граф, 2013











скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: