Рабочая программа Учебного курса Биология «Общая биология» в 11 классе


Рассмотрена и одобрена на

заседании методического

объединения

Председатель МО

Глухова Г.Е./________/

«___» _________20__г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

Автайкина С.Д./ _______/

«___» _______20__г.


Утверждена руководителем

образовательного учреждения

Видясова С.А./ ______/

«___» _________20__г.









Рабочая программа


Учебного курса Биология «Общая биология» в 11 классе

(наименование предмета)







Составитель: Краснова Светлана Андреевна


















2013г.

Пояснительная записка

Цели изучения учебного предмета:

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

Краткая характеристика

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Вид; Экосистемы.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (2часа)для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных) и внедрения современных педагогических технологий.

На основе какой программы составлена

Рабочая программа по биологии составлена на основе программы по биологии, утвержденной Министерством образования и наукам РФ, (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. программы по биологии. — М.: Дрофа, 2007. Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы — М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.) с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Общий объем часов.

Учебным планом  на изучении  биологии в 11 классе предусмотрено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Место учебного предмета.

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым  на изучение курса биологии выделено 68 часов, в том числе в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 час в неделю).

Результаты освоения курса.

Изучение школьниками биологии  направлено на достижение следующих личностных результатов:

1) овладение принципами и правилами отношения к живой природе, основами ведения здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями;

2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) овладение умением работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

3) овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;

4) овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.

Предметными результатами становятся:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения,  растений разных отделов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений,  ухода за ними; проведения наблюдений

5. В эстетической сфере:

•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Тематическое планирование по дисциплине «Биология. Общая биология» 11 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоя

тельная работа, ч.

1

Вид

20

16

3

1

1


2

Основы селекции и биотехнологии.

8

8


1



3

Антропогенез.

8

7

1

1



4

Экосистемы.

19

15

4

1



5

Эволюция биосферы и человека.

13

9

3

1

1



Повторение

2

2






Итого

70

57

11

5

2



Содержание учебного предмета

Тема 1 Вид (20)

  • Естественно — научные и социально- экономические предпосылки возникновения учения. Роль теории в формировании естественно — научной картины мира. Работы К. Линнея и Ламарка. Законы: Упражнение и неупражнение органов, наследование благоприятных признаков.

  • Демонстрации: Портреты ученых.

  • Биологический вид, критерии вида. Наличие видов — двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала.

  • Популяция — структурная единица вида и эволюции. Эволюционные изменения и взаимоотношения в популяциях. Мутационный процесс – источник наследственной изменчивости.

  • Генетическое равновесие в популяциях, причины его нарушения. Ненаправленные и направленные изменения генофонда. Объяснять механизм борьбы за существование.

  • Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора

  • Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы. Виды изоляции. Видообразование — результат эволюции. Виды видообразования. Сохранение многообразия видов – условие устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.

  • Макроэволюция, переходные формы. Филогенетические ряды. Биноминальное название видов, естественная классификация.

  • Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Основные закономерности эволюции. Правила эволюции групп организмов.

  • Демонстрации: Схемы: Критерии вида; Популяция – структурная единица вида, единица эволюции; Движущие силы эволюции; Возникновение приспособлений у организмов; Образование новых видов в природе; Редкие и исчезающие виды; Формы сохранности ископаемых растений и животных.

  • Лабораторные работы: Изучение морфологического критерия вида. Выявление изменчивости у особей одного вида. выявление изменчивости у особей одного вида и приспособлений к среде обитания.

  • Экскурсия № 1. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

  • Контрольная работа № 1 по теме «Вид».

Тема 2 Основы селекции и биотехнологии. (8ч.)

  • Задачи селекции. Основные методы. Отличительные признаки разных методов отбора. Перспективные методы селекции и биотехнологии. Последствия от неразумного использования научных методов. Преимущества индивидуального отбора перед массовым в животноводстве. Методы клеточной инженерии. Направления селекции животных.

  • Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Вклад Н.И.Вавилова, И.В.Мичурина и др. в развитие селекции растений.

  • Особенности селекции микроорганизмов, хозяйственное значение. Успехи генной инженерии. Роль биотехнологий в практической деятельности людей.

  • Демонстрации: Схемы: Методы селекции; Использование клеточной и генной инженерии; Применение различных методов в селекции животных и растений.

  • Контрольная работа №2 по теме «Основы селекции и биотехнологии».

Тема 3 Антропогенез (8ч).

  • Антропология, Человек разумный. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного вида. Социальные факторы антропогенеза: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

  • Свойства человека как биологического вида Популяционная структура вида Homo sapiens. Анализ и оценка различных гипотез совершенствования человека.

  • Прародина человека, молекулярно-генетические методы исследования. Человеческие расы. Различные гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. Гипотезы и факторы расогенеза. Отличительные действия естественного отбора при расогенезе и видообразовании. Равноценность рас. Гипотеза моноцентризма.

  • Демонстрации: Схемы: Движущие силы антропогенеза, Происхождение человека; Происхождение человеческих рас

  • Лабораторная работа: Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

  • Контрольная работа №3 по теме «Антропогенез».



Тема 4. Экосистемы (19 ч)

  • Развитие экологии как науки. Ее роль в современном обществе. Научные направления экологии. Отношения между человеком и природой на различных этапах развития человеческой цивилизации.

  • Среда обитания, экологические факторы. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

  • Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения. Антибиотические отношения. Нейтральные отношения. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

  • Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность; возрастная структура. Динамика популяции.

  • Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов. Биоценозы. Экосистемная организация живой природы. Особенности агроэкосистем.

  • Структура сообщества, видовая структура, морфологическая структура, трофическая структура, пищевая сеть.

  • Значение круговорота биогенных веществ в природе. Экологическая пирамида, пирамида биомассы, пирамида численности. Решение экологических задач на расчет доли энергии, поступающей на следующий трофический уровень.

  • Сукцессия, общее дыхание сообщества, первичная и вторичная сукцессия. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Принципы устойчивости и смены экосистем.

  • Природные ресурсы, экологическое сознание. Защита природы от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

  • Демонстрации: Схемы: Экологические факторы и их влияние на организмы; Межвидовые отношения; Ярусность растительного сообщества; Пищевые сети и цепи; Экологическая пирамида; Круговорот углерода в природе; Глобальные экологические проблемы; Последствия деятельности человека.

  • Лабораторные работы: Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Составление схем передачи вещества и энергии. Выявление антропогенных изменений в своей местности. Пути разрешения проблем.

  • Контрольная работа №4 по теме «Экосистемы».

Тема 5 Эволюция биосферы и человек (13 ч.)

  • Основные гипотезы о происхождении жизни и гипотезы научной литературы и телепередач. Отличительные признаки гипотез.

  • Гипотеза биопоэза, гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органелл путём втягивания клеточной мембраны.

  • Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Компоненты биосферы. Круговорот веществ в природе. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека.

  • Демонстрация: Схемы: Биосфера и человек; Заказники и заповедники России; Глобальные экологические проблемы; Последствия деятельности человека.

  • Лабораторная работа: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Решение экологических задач. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

  • Экскурсия № 2. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

  • Контрольная работа № 5 по теме «Эволюция биосферы и человек».

  • Повторение курса биологии.

В результате изучения биологии (на базовом уровне) в 11 классе ученик должен знать:

• основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина. учение В.И.Вернадского о биосфере);

  • строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

 • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; образование видов;

• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику.

 

В результате изучения биологии в 11 классе ученик должен уметь:  

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно — научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство живых организмов и единство живой и неживой природы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения видов;

• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; сравнивать и ставить эксперименты; решать биологически задачи, составлять схемы переноса вещества и энергии в экосистемах (цепи питания); выявлять источники мутагенов своей местности, антропогенные изменения в экосистемах;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека; глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия собственной деятельности, самостоятельно находить информацию о биологических объектах в различных источниках;

  • описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособленности организмов ксреде обитания; антропогенные изменения в своей местности;



В результате изучения биологии в 11 классе ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



















Календарно – тематическое планирование курса «Общая биология» 10 класс (68 ч) (Базовый уровень)


п/п

Наименование разделов и тем


Вид занятия


Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая


1


Вид.




20








1.1

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.

Вводный





1.2

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

Комбинированный


Работа с таблицей





1.3

Вид, его критерии. Лабораторная работа № 1. Описание особей вида по морфологическому критерию.

Комбинированный


Л.р.



1.4

Популяции.


Комбинированный


Работа с текстом



1.5

Генетический состав популяций

Комбинированный





1.6

Лабораторная работа № 2. Выявление изменчивости у особей одного вида.

Лабораторная работа


Л.р.



1

1.7

Изменение генофонда популяций.

Комбинированный


Работа с текстом




1.8

Экскурсия № 1. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

Экскурсия







1.9

Борьба за существование и её формы.

Комбинированный



Работа с текстом




1.10

Естественный отбор и его формы.

Комбинированный


Работа с таблицей





1.11

Лабораторная работа № 3. Выявление приспособлений к среде обитания.

Лабораторная работа


Л.р.




1.12

Изолирующие механизмы.

Комбинированный


Работа с текстом



1.13

Видообразование.

Комбинированный


Работа с рисунком



1.14

Макроэволюция.


Комбинированный


Работа с текстом




1.15

Доказательства макроэволюции.

Комбинированный








1.16

Система растений и животных – отображение эволюции.

Комбинированный


Работа с таблицей




1.17

Главные направления эволюции органического мира

Комбинированный


Работа с текстом




1.18

Главные направления эволюции органического мира.

Комбинированный


Работа с текстом





1.19

Обобщение знаний по теме: Вид. Эволюционное учение.


Обобщение


Работа у доски




1.20

Контрольная работа № 1 по теме «Вид».

Контрольно-обобщающий


Тест




2

Основы селекции и биотехнологии.


8






2.1

Основные методы селекции и биотехнологии.

Вводный


Работа с текстом



2.2

Методы селекции растений.

Комбинированный


Работа с текстом




2.3

Методы селекции растений.

Комбинированный


Работа с текстом



2.4

Методы селекции животных.

Комбинированный


Работа с текстом




2.5

Селекция микроорганизмов.

Комбинированный


Работа с текстом




2.6

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Комбинированный


Работа с рисунком





2.7

Обобщающий урок по теме «Основы селекции и биотехнологии».

Обобщение


Работа у доски



2.8

Контрольная работа №2 по теме «Основы селекции и биотехнологии».

Контрольно-обобщающий


Тест



3

Антропогенез.


8





3.1

Положение человека в системе животного мира.


Вводный


Работа с рисунком




3.2

Лабораторная работа № 4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Лабораторная работа


Л.р.




3.3

Основные стадии антропогенеза.

Комбинированный


Работа с текстом




3.4

Основные стадии антропогенеза.

Комбинированный


Работа с текстом




3.5

Движущие силы антропогенеза.

Комбинированный





3.6.

Прародина человека.


Комбинированный






3.7

Расы и их происхождение.

Комбинированный


Работа с рисунком



3.8

Контрольная работа №3 по теме «Антропогенез».

Контрольно-обобщающий


Тест



4

Экосистемы.


19




4.1

Что изучает экология.

Вводный


Работа с текстом




4.2

Среда обитания организмов.

Комбинированный


Работа с рисунком




4.3

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

Комбинированный


Работа с текстом



4.4


Местообитание и экологические ниши.

Комбинированный







4.5

Основные типы экологических взаимодействий.

Конкурентные взаимодействия.

Комбинированный







4.6

Основные экологические характеристики популяции.

Комбинированный





4.7

Динамика популяции.

Комбинированный


Работа с таблицей




4.8

Экологические сообщества.

Комбинированный






4.9

Лабораторная работа № 5. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Лабораторная работа


Л.р.




4.10

Структура сообщества.

Комбинированный


Работа с текстом



4.11

Лабораторная работа № 6. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Лабораторная работа


Л.р.




4.12

Взаимосвязь организмов в сообществах.

Комбинированный


Работа с текстом






4.13

Пищевые цепи. Лабораторная работа № 7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Комбинированный


Л.р.




4.14

Экологические пирамиды.

Комбинированный


Работа с рисунком




4.15

Экологическая сукцессия.

Комбинированный






4.16

Влияние загрязнений на живые организмы. Лабораторная работа № 8. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Комбинированный


Л.р.





4.17

Основы рационального природопользования.

Комбинированный


Работа с текстом





4.18

Обобщающий урок по теме «Основы экологии».

Обобщение


Работа в группах




4.19

Контрольная работа №4 по теме «Экосистемы».

Контрольно-обобщающий


Тест




5

Эволюция биосферы и человек.



13







5.1

Гипотезы о происхождении жизни.

Вводный


Работа с текстом




5.2

Современные представления о происхождении жизни.

Комбинированный


Работа с рисунком





5.3

Основные этапы развития жизни на Земле.

Комбинированный






5.4

Основные этапы развития жизни на Земле.

Комбинированный









5.5

Лабораторная работа № 9. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Лабораторная работа


Л.р.



5.6

Эволюция биосферы.


Комбинированный





5.7

Эволюция биосферы

Комбинированный






5.8

Антропогенное воздействие на биосферу.


Комбинированный


Защита сообщений





5.9

Лабораторная работа № 10. Решение экологических задач.

Лабораторная работа


Л.р






5.10

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Лабораторная работа № 11. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Комбинированный


Защита сообщений





5.11

Экскурсия № 2. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

Экскурсия


конспектирование




5.12

Обобщающий урок по теме «Эволюция биосферы и человек».

Обобщение


Работа в группах





5.13

Контрольная работа № 5 по теме «Эволюция биосферы и человек».

Контрольно-обобщающий


Тесты



6

Повторение


2





6.1

Повторение основных вопросов курса.

Обобщение


Работа с текстом




6.2

Повторение основных вопросов курса.

Обобщение


Работа в группах




Итого:


68







Материально-техническое обеспечение.

Печатные издания

  1. Комплект таблиц по курсу биологии 10 класса

  2. Геохронологическая таблица

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Комплект лабораторного оборудования

  2. Набор муляжей  плодов различных культурных  растений

  3. Микроскопы

Натуральные объекты

  1. Комнатные растения

  2. Гербарии

  3. Коллекции насекомых

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»


— Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

— учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

— варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

— материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).


Учебно-методическое обеспечение предмета


Основная учебно-методическая литература для учителя:

  • Г.И. Лернер. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.

  • О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии. – М.: ВАКО, 2006.

  • Т.А. Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10 – 11 классы» — М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Дополнительная учебно-методическая литература для учителя

1)Журнал «Биология в школе»

2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3) Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002;


для учащихся:

  • Биология. Энциклопедия для детей. Том 2. – М.: «Аванта+», 1997

  • Журнал «Биология для школьников».

  • А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10 – 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.


Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education — учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»




Свежие документы:  Конспект урока ОБЖ на тему "Ознакомление с трудом пожарных и пожарной машиной"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: