Рабочая программа учебного курса «Растения и грибы в жизни человека»


МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»













































1. Пояснительная записка

Рабочая программа по Учебному курсу « Растения и грибы в жизни человека» построена на основе:

  • фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;

  • Авторской программы В.Н Семенцовой «Программа элективных курсов по биологии, сборник 1, 6-9 классы Предпрофильное обучение. Дрофа 2013 ( www.drofa.ru)

  • Учебного плана МОУ « Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»;

  • Положением о рабочей программе

Общая характеристика учебного курса

Представители живого мира – грибы, растения изучаются в школьном курсе на протяжении небольшого количества учебных часов, поэтому введение элективного курса позволит углубить знания учащихся по данным разделам биологии. Программа курса предусматривает знакомство с представителями всех царств приро­ды. Предполагается интеграция биологии с изобрази­тельным искусством, музыкой, литературой. Эстети­ческая направленность занятий, опыт положитель­ных эмоциональных переживаний способствуют формированию чувства любви к родной природе, лю­бознательности. Программа предусматривает ярко выраженный деятельностный характер занятий. Активная деятельность учащихся по изучению объ­ектов, поиск информации о них, интерес к изучению природы, достигаются цели, обозначенные в программе.

Логика изучения природных объектов выстраивается в соответствии с сезонами года. Формы организации занятий разнообразны: экспедиции в природу, в библиотеку, на выставки; экскурсии; проектная деятельность

Цель данного курса:

вызвать интерес к живым объектам природы, организмам, которые живут рядом с чело­веком и в условиях города, и в условиях поселка.

Задачи курса:

дать ученику возможность реализовать свой ин­терес к выбранному предмету;

познакомить­ся со способами деятельности и получить представ­ление о некоторых современных профессиях, свя­занных с биологией

Название учебно-методического используемого комплекта

Козлова Т.А. Сивоглазов В. И. « Твой первый атлас – определитель. Растение леса. М.: Дрофа, 2010.

Козлова Т.А. Сивоглазов В. И. « Твой первый атлас – определитель. Растение луга .М.: Дрофа, 2010

Изменения, внесенные в авторскую программу

Авторская программа рассчитана на 32часа, учебный план школы на 35 часов, поэтому на изучение темы: «Растения на пришкольном и дачном участке » добавлены 3 часа.

Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа

В неделю-1 час, в год 35 часов , из них 3 экскурсии.

Место курса в учебном плане.

Представители живого мира – грибы, растения изучаются в школьном курсе на протяжении небольшого количества учебных часов, поэтому введение элективного курса позволит углубить знания учащихся по данным разделам биологии.

Одной из задач обучения является здоровьесбережение. Такой подход к обучению предусматривает :различные виды  учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. Частые смены одной деятельности другой формируют у учащихся адаптационные возможности;

Выбор  на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это  такие методы,  как метод свободного выбора  (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар); методы,  направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки );

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность по 1 минутке из 3-х легких упражнений;

В содержательной части урока предусмотрены вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения;

Использование на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями.

2 Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения элективного курса учащиеся приобретут следующие знания и умения:

знания: об особенностях строения представителей различных царств живого мира;

о значении изученных организмов в природе и жизни человека.

Умение и навыки: самостоятельно готовить микропрепараты;

выращивать культуры плесневых грибов;

учить и описывать представителей различных царств;

наблюдать и сравнивать результаты биологического эксперимента.

Формы и методы обучения лекции с элементами беседы; работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся; лабораторный практикум; практические работы с элементами поисковой деятельности;

написание и защита проектов по изучаемой проблеме.

3 Содержание курса

1 Вводное занятие «Осенние явления в природе» (2 ч)

Знакомство с планом работы элективного курса. Фенология — наука о сезонных изменениях в при­роде. Осенние явления в природе: изменение длины светового дня; осенние изменения температурного режима; изменение окраски листьев, листопад; соз­ревание и распространение семян; отлет птиц; изме­нение активности насекомых и других животных.

2 Многообразие растений.

Культурные и дикорастущие растения.

Карл Линней и его труды (2 ч)

Многообразие растений: культурные и дикорас­тущие растения. Жизненные формы растений: де­ревья, кустарники и кустарнички, травы. Ботаника — наука о растениях. Карл Линней — создатель клас­сификации растений на основании строения цветка (количества тычинок и способов их прикрепления) и других особенностей растений. Система двойных видов названий

3 Дикорастущие растения,

правила их сбора и подготовки гербария (2 ч)

Однолетние и многолетние дикорастущие расте­ния. Правила сбора растений для создания герба­рия. Правило заполнения этикеток для гербарных листов. Заготовка природных материалов для ком­позиций. Определение собранных растений. Подго­товка гербария.

4 Пищевые растения; съедобные грибы (2 ч)

Основные пищевые растения: пшеница, рожь, ку­куруза, рис. Многоообразие сортов, особенности их районирования и выращивания, пищевая ценность злаков. Традиции использования этих растений в разных национальных культурах. Изображения пи­щевых растений в гербах стран и городов. Карто­фель — «второй хлеб». Особенности строения и вы­ращивания картофеля, его пищевая ценность и ис­тория возделывания в Европе. Съедобные грибы.

5 Лекарственные растения (2 ч)

Лекарственные растения — источник здоровья. Что такое фитотерапия? История народной фитоте­рапии. Содержание различных химических соеди­нений в растениях, их комплексное воздействие на организм. Правила сбора, хранения и использова­ния лекарственных растений.

6 Ядовитые растения и грибы (2ч)

Описания ядовитых растений и грибов и их воз­действий на организм человека. Причины отравле­ний. Алкалоиды, содержащиеся в растениях, и их значение. Лечебный эффект от использования яда в малых количествах. Распознавание ядовитых расте­ний и грибов по их изображениям и муляжам. На­чальные признаки отравлений, меры доврачебной помощи пострадавшему.

7 Технические растения (2 ч)

Технические растения, используемые в текстиль­ной промышленности: хлопчатник, лен. Хлопчатник: история возделывания, особенности выращивания, се­лекция, использование человеком. Лен-долгунец и лен-кудряш: история возделывания, особенности вы­ращивания, одежда и ткани из льна, лен в русской на­циональной традиции и народном творчестве. Кунжут и конопля — их техническое использование: изготов­ление веревок, канатов, мешковины. Сахарная свекла и другие технические растения.

8 Масличные растения (2 ч)

Отличия растительных жиров от жиров животного происхождения. Особенности растительного масла (оливкового и подсолнечного). История возделыва­ния оливы. Символика, связанная с оливковым дере­вом. Подсолнечник: история возделывания в мире и в России, особенности выращивания, селекция. Другие масличные культуры: рапс, горчица, соя, кукуруза.

9 Кормовые растения (2 ч)

Пища для домашних животных. Степные и луго­вые растения. Сенокос. Сено корм для копытных животных. Кукуруза, сахарная и кормовая свекла, турнепс, люпин, соя и другие бобовые. Силосование. Борщевик гибридный — зарастание им полей и ого­родов. Здоровье домашних животных — залог здо­ровья человека. Огромное количество видов, культур, сортов, форм декоративных растений. Краткие сведения об их биологических особенностях, декоративных ка­чествах, агротехнике и использовании. Огромное количество видов, культур, сортов, форм декоративных растений.

10 Декоративные растения (2ч)

Краткие сведения об их биологических особенностях, декоративных ка­чествах, агротехнике и использовании .Огромное количество видов, культур, сортов, форм декоративных растений. Краткие сведения об их биологических особенностях, декоративных ка­чествах, агротехнике и использовании

11 Растения в прикладном искусстве (2 ч)

Роспись тканей и посуды: растительные мотивы и краски, получаемые из растений. Растения в ин­терьере и озеленении городов. Живопись, марки, гербы с изображением растений.

12 Растения в легендах и мифах (2 ч)

Нарцисс — первый цветок весны, символ само­влюбленного человека. Анютины глазки — цветок Юпитера и дня всех влюбленных. Лилия — символ невинности, чистоты. Гвоздика — цветок крови, цветок революции. «Язык цветов»

13 Правила и тра­диции составления и преподнесения букетов. Весенние явления в природе (2 ч)

Изменение длины светового дня, температурного режима, таяния льда (снега, сосулек), просыхание почвы. Признаки весеннего пробуждения природы: набухание почек, появление первоцветов, прилет птиц и их поведение, появление первых насекомых и т. п. Правила поведения в природе весной. Весен­няя природа в народном творчестве, художествен­ной литературе и искусстве.

14 Растения на пришкольном и дачном участке (4 ч)

Обоснованный подбор растений для посадки на пришкольной территории. Посадка растений и ве­сенние работы на пришкольной территории. Подбор растений в соответствии с потребностями семьи. Оп­ределение оптимального варианта для получения положительных результатов выращивания расте­ний на дачном участке. Учет биоритмов растений, «цветочные часы», взаимоуживаемость растений.

15 . Сады и парки городов (2 ч)

Знаменитые сады и парки мира. Летний и Ми­хайловский сады в Санкт-Петербурге. Парки Петродворца, Пушкина, Павловска (или других — по выбору учащихся и учителя).








4. Календарно-тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки

Прохождения


Примечание

Планируемая дата

Фактическая дата




Вводное занятие «Осенние явления в природе»



2часа




1

Фенология — наука о сезонных изменениях в при­роде


1час


3-09



2

Осенние явления в природе

Экскурсия в лесопарковую зону.

1час

10-09




Многообразие растений Культурные и дикорастущие растения. Карл Линней и его труды .



2часа




3

Многообразие культурных и дикорастущих растений

Экскурсия на юннатскую станцию.

1


17-09



4

Карл Линней — создатель клас­сификации растений

1

24-09




Дикорастущие растения,

правила их сбора и подготовки гербария


2




5

Однолетние и многолетние дикорастущие расте­ния

1

1-10



6

Правила сбора растений для создания герба­рия

Практикум -Заготовка природного материала. Определение растений. Подготовка гербария.

1


8-10




Пищевые растения; съедобные грибы

2




7

Основные пищевые растения: пшеница, рожь, ку­куруза, рис.

Экскурсия в музей.


1


15-10



8

Праздник « Хлеб всему голова!»

1

24-10




Лекарственные растения


2




9

Урок-практикум. Лекарственные растения — источник здоровья. История народной фототерапии.



1


02-11



10

Чаепитие « У бабушки Травинки».


13-11




Ядовитые растения и грибы.

2 часа




11

Описание ядовитых растений и грибов и их воздействие на человека.

1


20-11



12

Круглый стол « Распознание ядовитых растений и грибов по их изображениям и муляжам.»


1


27-11




Технические растения


2




13

Технические растения, используемые в текстиль­ной промышленности.

1


3-12



14

Сахарная свекла и другие технические растения.

1

10-12




Масличные растения

2




15

Урок- практикум. Отличия растительных жиров от жиров животного происхождения.

1


17-12



16

Урок-практикум .Символика, связанная с оливковым дере­вом. Подсолнечник: история возделывания в мире и в России (конкурс фото и рисунков масленичных культур).

1


26-12




Кормовые растения.

2




17

Урок-практикум.

Пища для домашних животных.

( сообщения, доклады, презентации.)

1


13-01



18

Урок-практикум.

Степные и луго­вые растения.( практическая работа с гербарием).

1


20-01




Декоративные растения.

2




19

Праздник «О чем пела королева луговых колокольчи­ков…

1


2—02



20

Урок-практикум.

Огромное количество видов, культур, сортов, форм декоративных растений.

1


9-02




Растения в прикладном искусстве )


2




21

Урок-практикум. Растения в ин­терьере и озеленении городов. Живопись, марки, гербы с изображением растений.


1


16-02



22

Ярмарка декора­тивно- прикладно- го искусства.

1


24-02




Растения в легендах и мифах

2




23

Нарцисс — первый цветок весны, символ само­влюбленного человека. Анютины глазки — цветок Юпитера и дня всех влюбленных

1

02-03



24

Лилия — символ невинности, чистоты. Гвоздика — цветок крови, цветок революции. «Язык цветов». Правила и тра­диции составления и преподнесения букетов.


1



11-03




Весенние явления в природе

2




25

Признаки весеннего пробуждения природы: набухание почек, появление первоцветов, прилет птиц. Экскурсия в лесопарковую зону

1


18-03



26

Весен­няя природа в народном творчестве, художествен­ной литературе и искусстве.

Выставка рисунков о весне.

1


26-03




Растения на пришкольном и дачном участке .


4




27

Обоснованный подбор растений для посадки на пришкольной территории

1


03-04



28

Урок – практикум. Посадка растений и ве­сенние работы на пришкольной территории

1


12-04



29

Урок – практикум. Посадка растений и ве­сенние работы на пришкольной территории

1


19-04



30

Урок – практикум. Посадка растений и ве­сенние работы на пришкольной территории

1


27-04



31

Урок – практикум. Посадка растений и ве­сенние работы на пришкольной территории

1


03-05



32

Оп­ределение оптимального варианта для получения положительных результатов выращивания расте­ний на дачном участке

1

12-05



33

Урок-практикум. Наблюдение за биоритмами растений « цветочные часы», взаимоуживаемость растений.

1

19-05




Сады и парки городов

2




34

Презен­тация проектов. «Знаменитые сады и парки мира».

1

23-05



35

Выставка фото и рисунков на тему:

«Сады и парки мира.»

1


27-05





Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Литература.


Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Основная

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования


1

1

100

Авторская программа В.Н Семенцовой «Программа элективных курсов по биологии, сборник 1, 6-9 классы Предпрофильное обучение. Дрофа 2013.(электронная версия)

21

21

100

Козлова Т.А. Сивоглазов В. И. « Твой первый атлас –определитель. Растение леса .М.: Дрофа, 2010

21

21

100

Козлова Т.А. Сивоглазов В. И. « Твой первый атлас –определитель. Растение луга .М.: Дрофа, 2010

21

21

100


Оборудование и приборы


Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Компьютер с программным обеспечением


1

1

100

Мультимедиапроектор


1

1

100

Магнитная доска


1

1

100

Магнитная доска


1

1

100




Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения


Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Электронный каталог учебных таблиц для дошкольных учреждений, начальной, средней и основной школы. ООО «Спектр», 2007.


1

1

100








































6

Сущенко Любовь Павловна ,учитель географии.

Свежие документы:  Программа реализации учебного проекта

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: