Рабочая программа учебного курса «Введение в естественно-научные дисциплины.Естествознание»


МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»




























1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному курсу «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5 класс» построена на основе:

  • фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;

  • Авторской программы «Программа основного общего образования. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5 класс» Плешаков, Н. И. Сонин. Дрофа, 20139( https://www.drofa.ru)

  • Учебного плана МОУ « Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»;

  • Положением о рабочей программе.

Общая характеристика учебного курса

Курс «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» в 5 классе продолжает курс «Окружающий мир» начальной школы, одновременно являясь пропедевтичекой основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированноо предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено истории познания природы человеком раскрытию разных способов исследований, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира и жизни человека. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы и её разнообразием, природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. Программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и не нужное забегание вперёд.

«Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание» — интегрированный курс естественнонаучных дисциплин, изучающий природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Объектом изучения естествознания является природа. Курс состоит из пяти разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле», «Человек на Земле»

Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной и основной школой способствуют получению прочных знаний, формированию целостного взгляда на мир. В основе данного курса лежит деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ, а также экс-

курсий. Это позволяет вовлечь учащихся в учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Цели данной программы:

систематизация полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы» знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ.

Задачи данной программы:

воспитание ответственного бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления и основ гигиенических мероприятий.

Название учебно-методического используемого комплекта

Учебник Плешаков, Н. И. Сонин, «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5 класс» Дрофа, 2013

Изменения, внесенные в авторскую программу:

Содержание, а так же последовательность изучения разделов и тем курса в рабочей программе и в авторской совпадают, из резерва авторской программы добавлены по 1 часу в первый раздел «Изучение природы», второй раздел «Вселенная», по 2 часа в третий раздел «Земля» и четвёртый раздел «Жизнь на Земле».

Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа

В неделю – 1час, в год-35 часов из них практических работ-6, лабораторных работ -4, экскурсий -1.

Место курса в учебном плане.

Предлагаемый курс является пропедевтическим астрономии, биологии, географии, физики и химии.

Одной из задач обучения является здоровьесбережение. Такой подход к обучению предусматривает :различные виды  учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. Частые смены одной деятельности другой формируют у учащихся адаптационные возможности;

Выбор  на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это  такие методы,  как метод свободного выбора  (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар); методы,  направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки );

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность по 1 минутке из 3-х легких упражнений;

В содержательной части урока предусмотрены вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения;

Использование на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями.


2. Содержание курса

Раздел 1. Изучение природы (2 ч)

Изучение природы человеком. Естественные науки(астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы:

наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Демонстрации: набор приборов и инструментов: часы, весы, линейка, термометр, лупа, световой микроскоп, бинокль. Портреты великих естествоиспытателей.

Лабораторные и практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Правила работы в лаборатории.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью

конкретизации знаний о методах изучения природы.

Раздел 2. Вселенная (6 ч)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляд Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье.

Географические открытия XIV—XVII вв. и их влияние развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника. Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звёзды. Многообразие звёзд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

Демонстрации

Карта звёздного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы. Теллурий.

Лабораторные и практические работы

Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд.

Работа с подвижной картой звёздного неба.

Раздел 3. Земля (8 ч)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Джинс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. Вещества в окружающем мире и использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение). Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспе-чивающие возможность жизни на планете.

Демонстрации:

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Модели

различных атомов и молекул. Опыты, демонстрирующие го-

рение веществ. Примеры различных физических явлений:

механических (падение тел и т. д.), тепловых (плавление

льда и т. д.), световых (разложение белого цвета при прохож-

дении его через призму и т. д.).

Лабораторные и практические работы

Описание и сравнение признаков 2—3 химических ве-

ществ.

Наблюдение признаков химических реакций.

Исследование 1—2 физических явлений (зависимость

скорости испарения жидкости от её температуры, площади

поверхности и т. д.).

Наблюдение за погодой, измерение температуры воздуха,

направления скорости ветра. Оценка влияния погодных

условий на самочувствие людей

Раздел 4. Жизнь на Земле (7 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро— главные части

клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные. Наземно-воздушная, водная ипочвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины— степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Демонстрации

Таблицы «Строение растительной и животной клеток»,

«Царства живой природы», «Природные зоны Земли», «Раз-

витие жизни на Земле», «Природные сообщества». Микро-

препараты растительных и животных клеток.

Лабораторные и практические работы

Определение (узнавание) наиболее распространённых рас-

тений и животных с использованием различных источников

информации (фотографий, атласов-определителей, чучел,

гербариев и др.).

Исследование особенностей строения растений и живот-

ных, связанных со средой обитания.

Раздел 5. Человек на Земле (6 ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих учёных. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далёких земель. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, причины его обеднения и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи.

Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы

Знакомство с экологическими проблемами местности и

доступными путями их решения.

Резервное время (6 ч).


3 Планируемые результаты обучения

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать: великих естествоиспытателей, их вклад в развитие знаний о природе.

Учащиеся должны уметь: давать определения понятий: астрономия», «физика», «химия», «география», «биология», «экология», «естественные науки».

Учащиеся должны знать:

представления о строении Вселенной у древних народов; суть системы мира по Н. Копернику, роль Дж. Бруно и . Галилея в развитии учения Н. Коперника; состав Солнечной системы, отличие планет от звёзд, особенности планет земной группы и планет-гигантов.

Учащиеся должны уметь:

сравнивать системы мира К. Птолемея и Н. Коперника; указывать на модели положения Солнца и планет в Солнечной системе; проводить классификацию планет; сравнивать планеты разных групп на основе особенностей их строения; находить основные созвездия Северного полушария при помощи карт звёздного неба.

Учащиеся должны знать:

внутреннее строение Земли; примеры горных пород, минералов и полезных ископаемых; многообразие тел, веществ и явлений природы, их простейшую классификацию; внешние оболочки Земли; состав воздуха; основные океаны и моря Земли.

Учащиеся должны уметь:

давать характеристику природных условий материков; объяснять причины уникальности планеты Земля; различать и классифицировать основные горные породы, минералы, полезные ископаемые; приводить примеры физических и химических явлений, простых и сложных веществ; находить на физической карте материки и океаны.

Учащиеся должны знать:

что клетка— единица строения живых организмов; основные части клетки; царства живой природы; среды обитания организмов; важнейшие природные зоны Земли; природные сообщества морей и океанов; важнейшие экологические проблемы.

Учащиеся должны уметь:

давать общую характеристику царств живой природы и приводить примеры их представителей; приводить примеры организмов из разных природных сообществ; узнавать наиболее распространённые виды растений и животных своей местности; определять названия растений или животных использованием атласа-определителя; кратко характеризовать основные природные зоны Земли; характеризовать особенности строения живых организмов, связанные с их средой обитания.

Учащиеся должны знать:

важнейшие этапы становления человека; основные географические открытия; основных первооткрывателей нашей планеты; изменения в природе, вызванные хозяйственной деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы; факторы здорового образа жизни.

Учащиеся должны уметь:

находить черты сходства и различия у современного человека и его далёких предков; показывать на карте пути, по которым двигались экспедиции Ф. Магеллана, Х. Колумба; объяснять причины возникновения экологических проблем; оказывать простейшую первую доврачебную помощь;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

систематизировать и обобщать различные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи; выделять тезисы из текста; владеть таким видом изложения текста, как описание.

описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения, полученные результаты; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; находить значение выделенных терминов в справочной литературе; кратко пересказывать доступный по объёму текст естественно-научного характера и выделять его главную мысль; самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты;

следовать правилам безопасности при проведении практических работ, с тематизировать и обобщать различные виды информации; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; находить и использовать причинно-следственную связь между строением организма, его образом жизни и местом обитания; строить, выдвигать и

формулировать простейшие гипотезы.

соблюдать правила поведения в опасных ситуациях; оазывать простейшую доврачебную помощь составлять конспект текста;

осуществлять сбор дополнительной информации при подготовке сообщений (в том числе используя мультимедийные пособия и Интернет).

Личностные результаты обучения

Формирование интереса к изучению природы;

развитие интеллектуальных и творческих способностей;

воспитание бережного отношения к природе, формиро-

вание экологического сознания;

признание высокой ценности жизни, своего здоровья и

здоровья других людей;

развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.











4. Календарно-тематическое планирование.



Название раздела и тем

Часы учебного времени

Деятельность учащихся

Дата проведения

Примечание


Планируемая

фактическая

5 Б

5 Д


Раздел 1.Изучение природы.

3часа





1

Техника безопасности. Естественные науки.

Практическая работа « Правила работы в лаборатории».

1

Формулировать определения понятий: астрономия, физика, химия, географии. «биология», экология», « естественные науки».


4-09




2

Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований.

Т.Б.Лабораторная работа «Знакомство с оборудованием. Проведение наблюдений, опытов, измерений».

1

Проводить простейшие исследования, наблюдения, измерения, опыты.



11-09





3

Великие естествоиспытатели.

1

Объяснять вклад великих естествоиспытателей; исследовать дополнительную литературу, интернет ресурсы.


18-09






Раздел 2.Вселенная.

7 часов





4

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли.

1

Изображать схематично представления о строении Вселенной у древних народов;


25-09





5

Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею .Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье.

1

Объяснять суть системы мира и

взгляды на Вселенную в раннем Средневековье,

сравнивать системы мира Птолемея и Коперника



2-10




6

Географические открытия и их влияния на развитие Астрономии. Система мира по Копернику. Дж. Бруно и Г. Галилей.

1

Объяснять роль Дж. Бруно. И Г. Галилея. в развитии учения Н. Коперника.


16-10





7

Солнечная система и её состав.

1

Описывать состав Солнечной Системы; проводить классификацию планет; отличать планеты от звёзд;.

указывать на модели положения Солнца и планет в Солнечной Системе



23-10






8

Планы- гиганты и планеты земной группы.

1

Сравнивать и выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов.


30-10





9

Звёзды. Многообразие звёзд. Созвездия. .

Практическая работа

« Работа с картой звёздного неба».


1

Исследовать кару созвездия. находить основные созвездия, выделять тезисы из текста.


6-11




10

Солнце как ближайшая к нам звезда.

Практическая работа

« Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд».

1

Систематизировать и обобщать различные виды информации ; составлять план выполнения учебной задачи.


14-11






Раздел 3 .Земля .

10

часов





11

Представление людей о возникновение земли. Гипотезы. Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной Системы.

1

Сравнивать современные гипотезы о возникновении я земли и Солнечной системы , находить их сходство и различия; выдвигать собственные гипотезы возникновения Земли и Солнечной Системы



27-11






12

Внутреннее строение Земли. Земная кора. Горные породы, минералы и полезные ископаемые

1

Различать основные горные породы по происхождению, классифицировать их в группы, описывать внешний вид по предложенному плану; использовать дополнительные источники информации( литература и интернет ресурсы).




4-12






13

Вещества в окружающем мире..

Т.Б. Лабораторная работа «Описание и сравнение признаков 2-3 химических веществ. Наблюдение признаков химических реакций».

1

Следовать правилам безопасности при проведении лабораторных работ; приводить примеры простых и сложных веществ; делать вывод о проделанной работе.



11-12






14

Природные явления Физические и химические явления. Т.Б. Лабораторная работа « Исследование 1-2 физических явлений.»

1

Приводить примеры физических и химических явлений; исследовать физические явления, выявлять главное из проделанной работы.



18-12






15

Суша планеты Материки и острова.

1

Находить на карте материки и океаны; давать характеристику материков; объяснять причины уникальности планеты Земля..


25-12





16

Характеристика природных условий материков


1

Давать характеристику природных условий материков; Составлять и объяснять диаграмму размеров материков.



29-12





17

Атмосфера. Состав воздуха . Типы облаков. Ветер.


1

Объяснять состав воздуха и причины образования ветра,

составлять и объяснять диаграмму облачности.




11-01






18

Погода и её влияние на здоровье живых организмов.

Практическая работа «Наблюдение за погодой. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей


1

Находить разницу между погодой и климатом называть простейшие приборы для исследования погоды, вести дневник –наблюдения за погодой; давать оценку влияния погодных условий на самочувствие людей.





17-01








19

Гидросфера , её части. Водяной пар в воздухе. Воды суши, айсберги, ледники.

1

Определять самый теплый и самых холодный океаны, формулировать основные различия между водами суши;



23-01






20

Планета Земля как среда обитания живых организмов.

1

объяснять причины уникальности планеты Земля

использовать дополнительную информацию.


27-01






Раздел 4.Жизнь на Земле.

9 часов





21

Развитие жизни на Земле.

1

Описывать особенности основных этапов развития жизни на Земле; строить диаграмму размеров динозавров и человека; выяснять признаки родства животных и человека;




02-02






22

Урок-исследование

« Древние обитатели нашей планеты».

1

Составлять план исследования; давать характеристику древних обитателей нашей планеты; систематизировать и обобщать различные виды информации.




07-02







23

Клеточное строение организмов. Разнообразие клеток.

1

Формулировать особенности строения растительной и животной клеток; характеризировать главные части живой клетки; находить общие и разные черты в строении клеток.




15-02







24

Царства живой природы. Разнообразие живых организмов.

1

Давать общую характеристику царств живой природы; приводить примеры представителей всех царств; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам.



25-02






25

Приспособленность организмов к среде обитания. Среды обитания. Т.Б. Лабораторная работа

« Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания».

1

Находить и использовать причинно-следственную связь между строением организма, его образом жизни и местом обитания; характеризовать особенности строения живых организмов , связанные с их средой обитания.



06-03






26

Растения и животные разных материков.

Практическая работа

« Определение наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации.»

1

Определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; анализировать текст и выявлять группы животных представленных наибольшим числом видов; формулировать определение животные-эндемики.






15-03






16-03



27

Экскурсия в краеведческий музей

1

Составлять план экскурсии; узнавать наиболее распространённые виды растений и животных своей местности.



22-03



24-03



28

Природные зоны Земли.

1

Кратко характеризовать основные природные зоны Земли; объяснять причины распространения природных зон на Земле; систематизировать и обобщать различные виды информации о природных зонах .





02-04




03-04



29

Жизнь в морях и океанах.

1

Выявлять особенности жизни в воде; сравнивать условия существования организмов в разных водных сообществах; классифицировать представителей на группы ; выявлять приспособления животных и растений , необходимые им для жизни в воде.






09-04






10-04




Раздел 5.Человек на Земле.

5

часов





30

Научные представления о происхождении человека.


1

Определять важнейшие этапы становления человека; находить черты сходства и различия у современного человека и его далёких предков;

Выявлять значение орудия труда и охоты для древних людей; сравнивать орудия труда древних людей; выяснять факторы , на основании которых составлены представления о древних людях .







16-04







17-04



31

Географические представления древнегреческих учёных .Великие путешественники –первооткрыватели далёких земель.


1

Показывать на карте пути, по которым двигались экспедиции Ф. Магеллана, Х. Колумба; исследовать основные географические открытия, анализировать экспедиции основных первооткрывателей нашей планеты.



24-04



25-04



32

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.


1

Выявлять экологические последствия при освоении и открытии людьми новых земель; определять последствия деятельности человека при добычи полезных ископаемых.




03-05




04-05



33

Важнейшие экологические проблемы.

Практическая работа

« Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения».


1

Объяснять причины возникновения экологических проблем; разработать пути решения экологических проблем своей местности.




12-05




13-05



34

Урок – практикум презентации сообщения, доклады .Здоровье человека и безопасность .Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Урок – практикум презентации сообщения, доклады


1

Формулировать понятия здоровье и ЗОЖ; составить характеристику среды обитания человека.

Классифицировать вредные привычки человека на группы исследовать влияние вредных привычек на организм человека.







19-05







20-05



35

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи.


1

Определять правила поведения в опасных ситуациях; формировать основные навыки при оказании простейшей доврачебной помощи;



26-05



27-05





5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Литература.


Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Основная

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования


1

1

100

«Программа основного общего образования. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5 класс» Плешаков, Н. И. Сонин, электронная версия, Дрофа, 2013


21

21

100

Учебник Плешаков, Н. И. Сонин, «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5 класс» Дрофа, 2013


21

21

100


Оборудование и приборы


Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Компьютер с программным обеспечением


1

1

100

Мультимедиапроектор


1

1

100

Магнитная доска


1

1

100


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения


Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Электронный каталог учебных таблиц для дошкольных учреждений, начальной, средней и основной школы. ООО «Спектр», 2007.


1

1

100

Электронное приложение к учебнику Плешаков, Н. И. Сонин, «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5 класс» Дрофа, 2013


1

1

100


Шенцева Елена Александровна, учитель географии.

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Соли азотной кислоты" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: