Реализация здоровьесбережения: состояние проблемы, пути решения




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АБАЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50

г. Абаза



СТАТЬЯ





Реализация здоровьесбережения: состояние проблемы, пути решения.














Подготовила: учитель биологии

высшей квалификационной категории

Кирилюк Ольга Степановна








г. Абаза

2013 год



Реализация здоровьесбережения: состояние проблемы, пути решения.

Обучать — значит вдвойне учиться (Ж.Жубер)

Современная школа – это не только отвечающий всем требованиям времени центр обязательного образования, здесь, прежде всего, должны быть созданы условия для самоподготовки, занятий творчеством и спортом. При этом нельзя забывать и о такой важной составляющей образовательного процесса, как укрепление здоровья ребенка. Минимизация рисков для здоровья в процессе обучения должна быть выстроена на основе индивидуального подхода.

Основные понятия:

  1. Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психологическое благополучие.

  2. Критерии
    психического и физического здоровья

  • Отсутствие заболеваний

  • Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту)

  • Положительное эмоциональное состояние

  • Отсутствие вредных привычек

Исследования Института возрастной физиологии Российской академии образования позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;

  2. Несовершенство технологий обучения;

  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

  5. Интенсификация учебного процесса;

  6. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни

(М.М. Безруких и др., 2002).

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

В воспитании все дело в том, кто воспитатель (Д. Писарев).

Среди учителей было проведено анкетирование по вопросам:

  1. Как нужно решать проблему здоровья школьников?

Анкетирование показало, что учителя понимают наличие проблемы здоровья учащихся: 82% из них полагают, что у учащихся удовлетворительное и плохое здоровье; 70% педагогов считают, что здоровье детей ухудшается по мере обучения в школе.

Неблагополучное состояние здоровья учащихся в современной школе требует от педагога систематического включения в урок специальных профилактических приемов увеличения двигательной активности, снижения уровня эмоционального напряжения школьников и т.п.

К сожалению, на уроках большинства педагогов преобладают наиболее примитивные способы – физкультминутки и коррекция осанки.

На вопрос о проведении физкультминуток на уроке, 50% учителей ответили, что проводят их часто, но чаще всего в младших классах, а в старших классах – редко. В то же время среди ответов на вопрос «Как школа должна заботиться о здоровье учащихся?» доминируют требования к работе администрации школы и специалистов службы сопровождения образовательного процесса: организация спортивно-оздоровительной работы (50%), питания (40%), санитарно-гигиенического состояния школьной среды (20%), медицинской профилактики (30%); уменьшение учебной нагрузки (50%). Отрадно, что учителя всё же отдают себе отчет в том, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе их ежедневной практической работы, т.е. связано с их профессиональной деятельностью: создание положительного эмоционального климата в школе (40%) и работа по формированию здорового образа жизни учащихся (40%).


  1. Что делает урок здоровьесберегающим?

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов (К.Гельвеций)

Важной составляющей работы учителя является гигиеническая обоснованность урока, т.е. соответствие образовательного процесса и состояния учебного помещения требованиям СанПин (санитарные правила и нормы). Следует отметить, что основания для тревоги в отношении соблюдения этих норм есть.

По результатам нашего исследования только 70% учителей следят за строго дозированной нормой домашнего задания в целях предупреждения перегрузки. Недостаточно учитывается правильная поза сидения за партой: 40% учителей редко следят за этим. Только 50% уроков достаточно обеспечены средствами обучения (наглядные пособия, ТСО и т.п.).

80 % учителей отметили, что состояние учебных помещений нашей школы соответствует гигиеническим требованиям, есть замечания только по освещенности кабинета.

Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Поэтому количество видов учебной деятельности на уроке должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.; на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат, ситуации успеха.

Наши учителя меняют виды деятельности на уроке от 2-3 до 5-6 и даже до 10, что позволяет ученикам меньше утомляться. 80% учителей часто применяют на уроках наглядность, игровые методы, занимательные задания, домашние задания творческого характера.

Создание в школе условий для реализации потребности учащихся в общении, уважении возможно в диалогическом взаимодействии как между учителем и учащимися, так и между учащимися.

Благоприятно обстоят дела с применением технологии сотрудничества, предполагающей диалог между учителем и учеником – это подтвердили 100% анкетируемых учителей.

Анализ ответов на данные вопросы показывает недостаточное удовлетворение базовых потребностей учащихся на современном уроке.



3. Здоровье учителя.

Здоровье так же заразительно, как и болезнь (Р.Роллан)

Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.

Известно, что именно профессиональные риски педагогического труда (коммуникативная перегрузка, сложная модель деятельности, жесткий характер труда, низкая экономическая защищенность и престиж профессии, неблагоприятные условия работы и т.п.) создают профессиональный дистресс и являются основной причиной нарушений здоровья педагога.

Анкетирование педагогов показало, что большая часть из них не уделяет достаточного внимания своему здоровью. Основные причины: не хватает времени (70%), денег (55%), хотя желание присутствует! Большинство педагогов считает свое здоровье удовлетворительным и плохим (50% респондентов); 70% отмечает наличие у себя хронических болезней. В то же время только 56% учителей отмечают зависимость между здоровьем и образом жизни.

Таким образом, понимание педагогами неблагополучия собственного здоровья не сопровождается видением возможностей управления своим здоровьем (М.Г. Колесникова, 2003).

На наш взгляд, пассивное отношение педагогов к собственному здоровью в значительной степени определяет недооценку роли их педагогической деятельности в сохранении и укреплении здоровья школьников. Поэтому здоровьесберегающая деятельность педагога создает возможность сохранить и укрепить как здоровье учащихся, так и собственное здоровье.

Необходимо стремиться создавать в школе комфортную и здоровую среду, без этого мы не сможем сформировать облик современной школы. В понятие комфортная и здоровая среда входят: современное оснащение, качественное питание, профессиональное психолого-медико-социальное сопровождение ребенка, творческая деятельностная атмосфера. Все эти факторы непосредственно влияют на здоровье детей, минимизировать же риски здоровья, возникающие в процессе обучения, возможно только на основе индивидуального подхода. Именно с этой целью в нашей школе создана и действует программа «Здоровье».

Программа включает следующие блоки:

I блок – здоровьесберегающая инфраструктура.

— обеспечение оптимальных гигиенических условий;

— наличие медицинского кабинета, осмотр учащихся врачами – специалистами;

— организация горячего питания (охвачено 66 % учащихся);

— витаминизация;

— проведение летней трудовой практики на пришкольном участке;

— оформление интерьера школы руками учащихся, озеленение школы и близлежащей территории.

II блок – рациональная организация учебного процесса.

— работа спортивных секций во время каникул;

— проведение динамических пауз во время урока, способствующих  эмоциональной разгрузке и повышению двигательной  активности;

— проведение уроков с учётом возрастных и психологических  особенностей учащихся на основе дифференцированного  подхода;

— организация преподавания всех учебных предметов с  интеграцией вопросов, связанных с охраной здоровья;

— соблюдение норм объёма учебной и внеучебной нагрузки  (домашние задания).

III блок – организация физкультурно – оздоровительной работы.

— проведение уроков физкультуры по принципу «физкультура  без освобождённых»;

— участие в спортивных соревнованиях разных уровней;

— организация работы спортивных секций;

— проведение общешкольных Дней Здоровья разной направленности: легкоатлетические кроссы, веселые старты, спортивные игры, игры на местности;

— организация физкультурно – оздоровительной работы в  классах (походы, лыжные прогулки, бассейн,  экскурсионная работа);

— проведение традиционного праздника “Папа, мама, я – спортивная семья”;

— профилактические прививки.

Понимая, сколь велика роль двигательной активности в состоянии здоровья ребенка, продолжаем искать новые формы физического воспитания. С сентября в режим работы начальной школы была введена обязательная ежедневная утренняя гимнастика.

IV блок – просветительско – воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здорового образа жизни.

— работа в классах – лекции, беседы, классные часы по проблемам сохранения и укрепления здоровья согласно классным программам “Здоровья”, составленным на основе школьной программы;

V блок – организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами, родителями, направленная на повышение квалификации работников и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья.

— лекции, семинары, обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и заседаниях ШМО классных руководителей;

— проведение общешкольных родительских собраний по данной тематике с приглашением специалистов;

— привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению дней Здоровья, спортивных соревнований;

VI блок – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.

— регулярный анализ состояния здоровья школьников;

— внесение данных диспансерного обследования учащихся в медицинские карты;

— ведение карты здоровья школы (определение индекса здоровья);

— привлечение медицинских работников к работе по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению родителей (совместный план работы по здоровьесберегающей деятельности учащихся МОУ «Абазинская СОШ № 50» — МУЗ «Абазинская городская больница»);

— контроль пропусков уроков по болезни учащимися класса (осуществляют классные руководители);

— контроль за состоянием здоровьесберегающей деятельности в классах

(осуществляет заместитель директора по ВР).

Динамика заболеваемости в %

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Эндокринные заболевания

71 — 14%

34 — 5,8%

35 — 5,5%

Заболевания опорно-двигательного аппарата

243 — 46%

163 — 28%

47 – 7,4%

Заболевания органов зрения

106 — 15%

109 — 19%

116 – 18,2%

Хронических лорзаболеваний

11 — 2%

9 — 1,5%

14 – 2,1%

Сердечно-сосудистых заболеваний

27 — 5%

29 — 5%

41 – 6,4%

Имеют диагноз «Здоров»

217 — 41%

244 — 42%

276 – 43,3%

Охват учащихся мед. осмотром


Подлежало – 541

Осмотрено – 529 -97%

Подлежало – 624

Осмотрено – 584 -93,6%

Подлежало – 769

Осмотрено – 637 –

82, 8%



Сохранять здоровье ребенка – это не только заботиться о его физическом состоянии. Важной составляющей здоровьесбережения в школе является укрепление и сохранение психо — эмоционального состояния учащихся.

Помогает в этом социально-психологическая служба, работа которой строится в соответствии с нормативно-правовыми документами и Положением о социально-психологической службе.

Педагоги-психологи проводят:

  • тренинги знакомства и раскрепощения;

  • диагностики самооценок;

  • индивидуальные консультации;

  • психологическое сопровождение, а также классные часы.

Психологи осуществляют психологическую поддержку. Основной принцип работы психологов школы – это доступность.

Эффективное воздействие на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий достигается системной работой. Это позволяет добиваться определенных результатов по снижению уровня заболеваемости учащихся школы, помогает сохранять и укреплять здоровье ребенка

Дайте детству наиграться

Вдоволь, досыта, не вкратце,

Дайте дождиком умыться,

Дайте, как цветку раскрыться.

Не травите детство спором,

Не нудите разговором,

Не давите злом и страхом,

Не бросайте слов с размаху.

Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите,

Зря за шалость не корите

Ни родитель, ни учитель.

Развивая детский разум,

Не влезайте в дебри сразу.

Детства дни не торопите,

Детству солнце подарите.

Дайте детству наиграться,

Насмеятся, наскакаться,

Дайте радостно проснуться,

Дайте в ласку окунуться.

Дайте детству удержаться,

Дайте верой надышаться,

Дайте в рост ему подняться,

Дайте детству состояться!

(Баева З.И. «Дайте детству состояться!»)



В заключение хочется дать следующие рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе:

1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.



































Использованные материалы:

  1. Абдуллина С.В., Здоровьесбережение в школе: опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса / С.В. Абдуллина, А.Т. Тутатчиков // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при Челяб. гос. пед. ун-те. — 2003. — № 16. — С.123 -127.

  2. Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции / Р.И. Айзман — Новосибирск: Новосибир. гос. пед. ун-т, 2001. — 15с.

  3. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровья детей / М.М. Безруких // Магистр. — 1999. — № 3. — С.30-38.

  4. Громбах С.М. Учитель и здоровье школьника / С.М. Громбах // Воспитание здорового школьника: Сб. / Сост. Н.Б. Коростелев. — М.: 1971. — С.13 -20.

  5. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор шк. — 2002. — № 1. — С.97-126.

  6. Найн А.А. Проблема здоровья участников образовательного процесса / А.А. Найн, С.Г. Сериков // Педагогика. — 1998. — № 6. — С.58 — 66.









11


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Уникальность планеты Земля»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: