Рефлективные размышления о диалоговом обучении


КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 83 им. Г. Мустафина»

отдела образования г Караганды








Рефлективные размышления о диалогическом обучении

(курсы повышения квалификации учителей 3 базового уровня по Кембриджской программе)










Подготовила: учитель биологии и химии

Асанова Анжелика Асылбековна













г. Караганда

2014г







Ожидаемые результаты данной Программы заключается в том, чтобы ученики научились тому, как обучаться, и в результате могли стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях. Наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников имеет повседневная работа самого учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся (Barber and Moushand, 2007г). Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель (Strong, Ward & Grand, 2011).

Основное содержание Программы представлено в виде семи отдельных модулей, которые в ходе обучения рассматриваются в комбинированном виде.

Модули:

  1. Новые подходы в преподавании и обучении.

  2. Обучение критическому мышлению.

  3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.

  4. Использование информативно-коммуникационных технологий в преподавании.

  5. Обучение талантливых и одаренных детей.

  6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

  7. Управление и лидерство в обучении.


Модель обучения Выготского Л.С. предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог.

На своих уроках я убедилась в том, что диалог как стратегия на уроке занимает первое место. Диалог-это форма работы учащихся, которая подразумевает конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения-зоны ближайшего развития,при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Диалог-это форма интерактивного обучения, которая практически всех учащихся вовлекает в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, усвоения учебного материала показывает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования. Изучая предмет в ходе диалога, учащиеся развиваются интеллектуально, учатся совместной работе в кругу сверстников, развиваются когнитивно, эмоционально, социально, эмоционально. Другие стратегии из других модулей также проявляются в диалоговом обучении. Обсуждение вопроса в паре («мозговой штурм») с партнером развивает критическое мышление, учащиеся делятся идеями, ведут согласованную работу, высказывая свой мнение, свои идеи. На уроке по теме « Внимание и память» ребята обсуждали в паре правила тренировки памяти и делились своими примерами запоминания. Один из примеров, который приведен учеником: « Для того, чтобы улучшить свою память, я учу стихи». Этот метод помогает формулировать свои идеи, а потом обсудить их в группе.

Наблюдая работу в группе, я убедилась в том, что ученики разного интеллектуального уровня и способностей могут друг друга слушать, исправлять ошибки, высказывать свои идеи при создании кластеров, анализировать изученный материал, делать выводы. Более сильные учащиеся помогают более слабым, слабые берут пример с сильных, они равноправны в своих действиях. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получать новые знания, развивает познавательную деятельность, ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих проблем, саморегуляции.

На уроке биологии при изучении темы «Здоровье человека и окружающая среда» очень хорошо учащиеся показали работу в группе над вопросами о вредных привычках. Учащиеся проговаривают новые понятия, размышляют о вреде никотина, алкоголя, наркотиков, неправильного питания, анализируют собранный материал, объясняют почему они пришли к определенному решении, оценивают себя и другие группы.

Диалог позволяет сконцентрировать внимание на изучение конкретного вопроса и лучше его понять.

В ходе диалогового обучения учащиеся критически мыслят, собирают информацию, решают сложные проблемы на основе анализа  соответствующей информации, взвешивают альтернативные мнения, принимают продуманные решения, участвуют в дискуссиях. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Диалог- это средство измерения, с помощью которого можно увидеть уровень понимание предмета.

Когда на моих уроках преобладал монолог, многие дети не проявляли себя. Наблюдая за работой своих « тихих» учеников в паре и группе, я заметила, что они не боятся отвечать и тянутся за более сильным. Пусть даже их ответы были не четкими и не полностью раскрытыми, главное, что они включились в работу, я увидела их заинтересованность и положительные эмоции при изучении темы. Значит, данный подход позволяет комфортно чувствовать себя на уроке, позволяет раскрыться.

«Обучение тому, как учиться», или метасознание, направлено на оказание помощи учащимся в понимании и принятии ответственности за собственное обучение таким образом, чтобы в дальнейшем продолжить обучение самостоятельно.


Литература:

  1. Руководство для учителя (University of Cambridge Faculty of Education)

  2. www.cpm.kz

Свежие документы:  Разработка урока по истории и культуре народов "Многонациональная семья Марий Эл" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: