Статья «Развитие навыков исследовательской работы учащихся в урочной и внеурочной деятельности»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11

г. НОВОКУЙБЫШЕВСКА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ











«Развитие навыков исследовательской работы учащихся в урочной и внеурочной деятельности»









Разработала Попова Ольга Ивановна,

учитель биологии высшей категории,

победитель нацпроекта «Образования» 2008г.,

Почетный работник общего образования,

научный руководитель ШНЭБО «Росток».













г. Новокуйбышевск, 2012г.






«Развитие навыков исследовательской работы учащихся в урочной

и внеурочной деятельности»

На протяжении ряда лет я работаю над проблемой развития у учащихся навыков активного самостоятельного получения знаний, привития интереса к биологической науке, расширения кругозора ребят в этой области знаний. В моей практике сложилась некоторая система работы с учащимися, которая предполагает активную самостоятельную работу ученика, способствующая развитию его интеллектуальных сил и умения понимать явления природы в их причинно-следственных связях и отношениях. Целью данной системы является – посмотреть на учебный процесс с точки зрения ученика и помочь ему не только усвоить знания, но и научиться принимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах.

Содержание плана работы в школьном биологическом обществе «Росток» позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, себя, закономерности развития органического мира. Проблемы природы – это проблемы и человека. Поэтому обучение в ШБО проходят под девизом: «Живя в мире, будь его полноценной частью!».

Можно ли научиться писать, не взяв в руки ручку? Как узнать, что такое Жизнь, не соприкасаясь с ней?

Перед учеными и учителями стоит постоянный вопрос: как развивать мышление учащихся в процессе обучения?

Однако практика показывает, что учителя уделяют основное внимание формированию у учащихся знаний, а не умений. И происходит это не всегда потому, что не хотим, а потому, что не знаем или не догадываемся, что важнее: знать или уметь?

Связь между знаниями и умениями можно охарактеризовать так: «Умения – это знания в действии». Без знаний нет умений, но сами знания не могут быть усвоены и сохранены без умений.

Часто к конечному результату ученик подводится посредством выполнения требований учителя: думай, спрашивай, слушай, повторяй. А как думать? Как смотреть? От ученика скрыты действия и порядок их выполнения. Поэтому необходимо раскрыть приемы, то есть надо показать, из каких действий прием состоит (состав) и в какой последовательности надо выполнять учебные действия (структура приема).

Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.

Свежие документы:  Программа "Экология леса" 5-9 класс

Воспитание ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.

Процесс формирования умений исследовательской деятельности в биологическом обществе «Росток» начинается уже с 5 класса. Например, в процессе работы с натуральными объектами формируются умения проводить наблюдения, ставить учебные опыты, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы.

Результаты своей деятельности школьники фиксируют в виде описаний, схем, таблиц, рисунка, выводов, обобщений. При отработке таких приемов у учащихся вырабатываются: осознание целей работы, умение выделять основные части, признаки (цвет, форма, размер, запах и т.д.) исследуемого объекта. Выполнение определенной деятельности по исследованию различных явлений в контролируемых и управляемых условиях (с целью установления причинно-следственных связей; создания необходимых условий для проверки одного исследуемого фактора и т.д.) составляет основу эксперимента, опыта и включает следующие действия:

  • осознать цель;

  • отобрать и подготовить необходимые материалы;

  • определить условия для проведения опыта;

  • последовательно выполнить все действия;

  • записать результаты;

  • объяснить полученные результаты;

  • сделать вывод.

Курс на тему: «Семя и его прорастание» включает занятия теоретического, практического и итогового характеров.

Задачи курса – сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать практическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ (УУД)

В основу занятий ставиться формирование ОУУ (УУД): умение проводить эксперимент, работать со справочным материалом, составление сообщений по данному курсу.

Занятия в научном эколого-биологическом обществе начинаются с ключевых слов к исследованию:

И – интерес

С – сосредоточенность

С – стимул

Л – любознательность

Е – единоборство

Д – достижение

О – оперативность

В – вариативность

А – актуальность

Н – новшество

И – изобретательность

Е – если долго мучаться, что-нибудь получится.

Другой вид исследовательской работы на уроках и внеурочное время – проектная деятельность. Во время работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. В ходе работы над исследовательским проектом возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

Такая система работы с учащимися имеет свои результаты. Учащиеся 6-10 классов готовят свои сообщения, доклады, рефераты на электронных носителях, используя видеофрагменты, звуковое сопровождение, слайд-шоу с дикторским сопровождением, сюжетные анимации.

Работа с дополнительной литературой помогает учащимся углубить свои знания по биологии, расширить общие знания о живой природе, закрепить интерес к учебному предмету и, возможно выбрать профессию, связанною с биологией. Так рождаются идеи проектов, темы научно-исследовательских работ (1место и 3 место-2010г., 3 место в окружной научно-практической конференции-2011г.), возрастает интерес к участию в городских олимпиадах по биологии 1 место по биологии 9класс и 2 место по экологии 11 класс – 2010г, два 3место по биологии 9 класс 2011г., 3 место по экологии 9 класс 2011г., в фестивалях творческих и исследовательских работ «Портфолио» республиканского значения, проводимых газетой «Первое сентября -10 чел., 2010г.).

Команда девочек 9 класса «Интеллектуалы» с 2010г. принимают активное участие в Международной дистанционной олимпиаде школьников и студентов «Эрудиты планеты -2011г», а в январе 2012г. принимали участие в очном этапе олимпиады и завоевали 3 место в личном зачете в номинации «Логические задачи».

С 2009г. ученики 6-7 классов активные участники Международного Интернет марафона «Экомарафон», в 2019г — лауреаты, в2011г. – второе место.

Члены научного общества активные участники, победители, лауреаты дистанционных олимпиад центра «СНЕЙЛ», Мира конкурсов «школа космонавтики» и «Уникум», ЭМУ –Эрудит, Познание и творчества.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бигон М., Харпер Дж., Таусенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. Тт. 1,2. М.: 1989.

  2. Будыко М.И. Глобальная экология. М.:1977.

  3. Гиляров А.М. Популяционная экология. М.:1990.

  4. Горышина Т.К. Экология растений. Л.:1979.

  5. Дажо Р. Основы экологии. М.:1975.

  6. Дре Ф. Экология. М.:1976.

  7. Дорст Ж. До того как умрет природа. М.:1968.

  8. Джиллер П. Структура сообщества и экологическая ниша. М.:1988.

  9. Ердаков Л.Н., Чубыкина Н.Л. Экология. Учебное пособие для 10-11 классов. Новосибирск: 1996.

  10. Ердаков Л., Свиньин В., Янушевич Т. Звери у себя дома (экология в иллюстрациях). Новосибирск: 1993.

  11. Ердаков Л.Н., Чубыкина Н.Л. Методические рекомендации для преподавания экологии в 5-8 кл. Новосибирск: 1993.

  12. Ердаков Л.Н. Чубыкина Н.Л. Методические рекомендации для преподавания экологии в 10-11 кл. Новосибирск: 1995.

  13. Керригер С. Дикое наследство природы. М.:1986.

  14. Клаусницер б. Экология городской фауны. М.:1990.

  15. Лархер В. Экология растений. М.:1978.

  16. Наумов Н.П. Экология животных. М.:1963.

  17. Новиков Г.А. Основы общей экологии и охраны природы. Л.: 1979.

  18. Носс Р. Проект “ Дикие Земли”. Стратегия сохранения дикой природы. Новосибирск: 1995.

  19. Одум Ю. Экология. М.:1986.

  20. Парсон Р. Природа предъявляет счет. М.:1969

  21. Яншин А.Л. Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. М.:1991.

  22. Используемые интернет-сайты: https://www.eco.iuf.net/prg.html, https://www.ecosystema.ru/;http://www.ecougra.ru/kalendarekologicheskihdat;ecology.scilib.com; http://www.igrunov.ru/vin/vchkvindiscipl/ecology/sites/; http://www.greenparty.ru/main.






Свежие документы:  Тест на тему "Высшие растения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: