Урок биологии на тему «Класс Насекомые»


Тема урока:

Обобщение и закрепление темы «Класс Насекомые»


Задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении, особенностях жизнедеятельности, основных отрядах Насекомых;

  • Расширить знания учащихся о насекомых;

  • Продолжить развитие интеллектуальных умений: анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.;

  • Продолжить формирование познавательного интереса к предмету;

  • Способствовать воспитанию культуры общения и работы в группе.


Оборудование:

    • Интерактивная доска

    • Презентация — игра


Ход урока.

Организационный момент

Класс делится на 4 группы.


Объяснение учителя.

Ребята, сегодня мы будем повторять, и закреплять знания о насекомых. Работать будем на интерактивной доске.

Выбор номера категории вопросов будем определять кубиком, до него просто надо дотронуться. А вопросы выбираете сами.

Категории следующие:

  • «Кто есть кто»

  • «Черный ящик»

  • «Загадки насекомых»

  • «Стол находок»

  • «Правда ли что…»

  • «Знаете ли вы?»

Вы уже знаете, что на интерактивной доске можно работать руками, передвигая объекты. Поэтому, если вам выпадут задания категории «Стол находок» или «Загадки насекомых», не стесняйтесь, работайте на доске.


Работа с презентацией

Категория «Кто есть кто»

  1. Заполните таблицу

Деление тела

Голова, грудь, брюшко

Количество ног

3 пары (6)

Количество усиков

1 пара (2)

Количество крыльев

2 пары (4)

Покров

Хитин



  1. Подпишите ротовые аппараты представленных насекомых

На слайде представлены:

    • Муха – лижуще — сосущий аппарат

    • Пчела – грызуще — сосущий аппарат

    • Бабочка – сосущий хоботок

    • Комар – колюще – сосущий аппарат

    • Кузнечик – грызущий аппарат

    • Стрекоза – грызущий аппарат


  1. Подпишите виды конечностей представленных насекомых

На слайде представлены:

    • Жук плавунец – плавательная конечность

    • Медведка – копательная конечность

    • Жук долгоносик – ходильная (бегательная) конечность

    • Муравей — ходильная (бегательная) конечность

    • Блоха – прыгательная конечность

    • Кузнечик – прыгательная конечность

    • Богомол – хватательная конечность

  1. Насекомые строят. Определите, каким насекомым принадлежат данные постройки.

На слайде представлены постройки:

    • термитов

    • муравьев

    • осы

    • пенницы

    • ручейника

    • жука трубковерта


Категория «Черный ящик»

      1. Самое громогласное насекомое. Его слышно за 400 метров. (Цикада. Самцы цикад способны издавать звуки, напоминающие пение птиц. В Китае, Корее и Японии цикад даже продают в маленьких клетках, как певчих птиц. «Музыкальный инструмент» цикад — это сложная перепонка на брюшке, которая приводится в движение мышцами.)


      1. Этого насекомого выращивают более 4 тысяч лет, и оно не встречается более в дикой природе. Что это за насекомое и зачем его выращивают люди?

(Тутовый шелкопряд. Натуральный шелк прочный, эластичный, устойчивый к действию высоких температур, долговечный, а главное – гигиеничный, хорошо пропускает воздух (до сих пор нет равных).


      1. Это насекомое считается самым опасным. Что это за насекомое и почему он так опасен?

(Комар. Комар может переносить более 20 заболеваний, среди них несколько видов энцефалита, сибирская язва, туляремия. Но, самое опасное то, что комары являются переносчиками паразита, вызывающего малярию, от которого ежегодно умирает свыше тысячи человек).


      1. Во время первой мировой войны хирурги использовали личинок этих насекомых для очистки ран.

(Личинки зеленой мухи)


Категория «Загадки насекомых»

  1. Каких муравьев не бывает?

На слайде представлены:

    • Амазонка

    • Медовый

    • Жнец

    • Портной

    • Вор

    • Листорез

    • Бульдог

    • Плотник — пчела



  1. Для чего наездники ищут гусениц?

Для того, чтобы отложить яйца. Гусеница становится едой для личинок.


  1. Какие насекомые могут своим видом говорить: «Не ешь меня, тебе же хуже будет!»

На слайде представлены насекомые:

    • С покровительственной окраской: сверчок, ночная бабочка, уховертка, жук усач, кузнечик.

    • С предупреждающей окраской: бабочка павлиний глаз, колорадский жук, оса, гусеница медведицы кая, клоп щитник.


  1. У кого человек заимствовал технические идеи?

На слайде представлены:

    • Шприц – комар

    • Кусачки – кузнечик

    • Губка – муха

    • Вертолет – стрекоза

    • Самолет со складными крыльями – жук

    • Накопители воды из тумана – жук чернотелка

Категория «Стол находок»

      1. Соедините взрослое насекомое и его личинку.

На слайде представлены взрослые насекомые и их личинки:

  • Жук носорог

  • Клоп

  • Жук плавунец

  • Клоп

  • Муравей

  • Бабочка

  • Таракан

  • Кузнечик



      1. Соедините насекомых с полным и неполным превращением.

На слайде представлены:

  • С полным превращением: жук, бабочка, муравей, стрекоза, муха.

  • С неполным превращением: таракан, клоп, саранча, тля



      1. Распределите насекомых по отрядам.

На слайде представлены:

  • Прямокрылые: сверчок, медведка

  • Равнокрылые: щитовка, тля, белокрылка

  • Жесткокрылые: носорог, жужелица

  • Клопы: постельный, солдатик, гладыш



      1. Какие насекомые «спрятались»?

На слайде представлены:

  • Палочник

  • Богомол

  • Две бабочки

  • Клоп


Категория «Правда ли что…»

    1. у насекомых есть химическое оружие?

На слайде представлены:

  • жук бомбардир(жгучий пар)

  • жук чернотелка (ядовитая жидкость)

  • божья коровка (пахучая жидкость)

  • муравей (муравьиная кислота)

  • гусеницы (обжигающие волоски)

  • пчела, оса (жалящие)

    1. из насекомых делают краску и лак?

На слайде представлены:

  • краску кошениль – щитовка Коккус иликус

  • лак – лаковые червецы


    1. некоторые насекомые обманывают хищников своей внешностью?

На слайде представлены различные насекомые: гусеницы, бабочки, мухи, богомол, кузнечики.


    1. есть съедобные насекомые?

На слайде представлены:

  • кузнечик

  • саранча

  • гусеницы тутового шелкопряда

  • муравьи (медовый, листорез)


Категория «Знаете ли вы?»

    1. существуют священные животные.

На слайде представлены: жук скарабей, стрекоза, богомол

До сих пор сохранился культ священного скарабея в странах Востока, особенно в Египте, где его считают символом бога солнца.

Японцы воспринимают появление стрекоз как признак победы.

Арабы почитают богомолов, полагая, что эти насекомые молятся, обратив свое лицо к Мекке. Культ богомола существует и у бушменов.


    1. этих насекомых и что их объединяет? (все они вредители)

На слайде представлены: майский жук, колорадский жук, медведка, саранча, белокрылка, тля.


    1. Блиц.

      • Где располагается ухо у кузнечика? (на голени)

      • Как определяет вкус пищи муха? (с помощью лапок)

      • Чем светит светлячок? (светящие органы на конце брюшка)

      • Чем воспринимает запахи ночная бабочка? (усиками)


    1. как называются науки изучающие:

  • насекомых (энтомология)

  • жуков (колеоптерология)

  • муравьев (мирмекология)

  • бабочек (лепидоптерология)


Подведение итогов

Список литературы

  1. Злотин А.З., Галкин А.П. Занимательная энтомология. – Киев, НАУКОВА ДУМКА, 1982

  2. Кто есть кто в мире животных /Под общ. Ред. В.П.Ситникова. – М.: СЛОВО, Эксмо, 2007.

  3. Тайны живой природы. /Перевод с англ. А.М. Голова. – М.: РОСМЭН, 2000.

  4. Шовен Р. Мир насекомых. – М.: Мир, 1970


Список Интернет ресурсов (использованы для презентации)

  1. https://www.floranimal.

  2. https://www.animalworld.com.ua/news/news_200

  3. https://info-discuss.ru/hitech

  4. https://live.1001chudo.ru/uar_117_gallery.html

  5. https://www.chief.molbiol.ru/forums/lofiversion/index.php

  6. https://zooanimalsphoto.ru/photozoo/z_moscow.php

  7. https://nauka.relis.ru/47/0203/47203034.htm

  8. https://formicarium.kosjak.ru/lichinki-foto/

  9. https://old.apus.ru/site.xp

  10. https://minizoo.donetsk.ua/Roaches.html

  11. https://www.webpark.ru/comments.php?id=32082

  12. https://macroclub.ru/glr/displayimage.php?album=19&pos=10

  13. https://fotki.yandex.ru/users/rogatnykh/?p=5

  14. https://www.theanimalworld.ru/insect/pennitsa_sljunjavaja.html

  15. https://attelabidae.narod.ru/Index1.htm

  16. https://nasfoto.narod.ru/index.html

  17. https://blogs.privet.ru/user/IcyCat/70891914

  18. https://www.molbiol.ru/forums/lofiversion/index.php/t52901.html

  19. https://fotozveri.ru/nasekom12.html

  20. https://ivanov-petrov.livejournal.com/791798.html

  21. https://pakor.fotopage.ru/macro_zap/cerula

  22. https://www.diary.ru/~golosovanie/p82823017.htm

  23. https://macroclub.com.ua/theme/show/24

  24. https://www.priroda.su/item/599

  25. https://www.koleopterologie.de/

  26. https://nature.doublea.ru/index.php?p=2805



Свежие документы:  Урок : «Homo sapiens - промежуточный или финальный этап эволюции?»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: