Урок по теме «Главные направления прогрессивной эволюции» 11 класс





Конспект урока по биологии

в 11 классе





«Главные направления прогрессивной эволюции»








Подготовили

учитель биологии

Штуро Наталья Юрьевна

МБ(в)СОУ «Вечерняя (сменная)общеобразовательная

школа № 13 при ИК-40»

г. Кемерово

учитель биологии

Свиридова Татьяна Олеговна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 84»

г. Кемерово







г. Кемерово, 2014



Тема урока: Главные направления прогрессивной эволюции.


Цель урока: сформировать знания об ароморфозе как одном из направлений эволюции.

Задачи урока: раскрыть основные направления эволюции; конкретизировать

примерами проявление биологического прогресса и регресса;

охарактеризовать причины вымирания и условия сохранения

видов, подчёркивая особую роль человека в этих процессах

Тип урока: изучение нового материала.


Метод обучения: сравнительный анализ на основе результатов исследования

лабораторной работы.


Оборудование: таблицы: «Ароморфозы у растений», «Ароморфозы у животных»,

гербарные образцы растений различных отделов, инструкционные

карты к лабораторной работе (приложение).


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация изучения нового материала.

Вводное слово учителя: Развитие жизни на нашей планете шло по спирали. От простого к сложному, от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. В чём же причина таких изменений?

Эволюционный процесс непрерывно идёт в направлении максимального приспособления живых организмов к условиям окружающей среды. Смена условий часто приводит к замене одних приспособлений другими. Например, появление лёгких как универсального органа газообмена для наземных позвоночных или цветка как совершенного органа размножения у покрытосеменных растений.

Как называется процесс совершенствования каких-либо форм?

( Прогресс)

Что подразумевает прогресс живых организмов?

(Возрастание приспособленности организма к окружающей среде, ведущее к увеличению численности и более широкому распространению вида)

Эволюционные изменения, происходящие с некоторыми видами и более крупными таксонами (семействами, отрядами), при резких колебаниях условий среды не всегда оказываются полезными и не ведут к прогрессу. В таких случаях говорят о биологическом регрессе.

Что же такое биологический регресс?

(Это снижение уровня приспособленности к условиям обитания вследствие их изменения, уменьшение численности вида и площади видового ареала)

Давайте подумаем, что с Вашей точки зрения может привести к резким колебаниям условий среды?

(Основным фактором является необдуманная хозяйственная деятельность человека. Вырубка лесов, распашка земель, осушение болот, добыча природных полезных ископаемых приводит к нарушению природного равновесия и как следствие к биологическому регрессу. А биологический регресс всегда ведёт к вымиранию вида)

Необходимо, однако, отметить, что увеличение численности вида и широкое распространение вовсе не обязательно связаны с крупными изменениями в уровне организации. Например, серая крыса за последнее столетие резко расширила ареал и численность её возросла, но никаких существенных эволюционных изменений для этого не потребовалось – изменилась только среда обитания. Она стала непосредственным Возрастание приспособленности организма к окружающей среде, ведущее к увеличению численности и более широкому распространению вида)

Каковы же пути достижения биологического прогресса?

  1. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами разберем один из этих путей – ароморфоз. Вы будете выполнять лабораторную работу в ходе, которой заполнять таблицу. У вас на партах лежат гербарии растений: водоросль, мох «Кукушкин лён», папоротник «Щитовник мужской», ветка сосна, шиповник. Сравните их между собой. Результаты сравнения занесите в таблицу.

( Работа выполняется по инструктивной карте. (Приложение 2) В ходе выполнения работы учащиеся, сравнивая растения различных отделов по определённым признакам, заполняют таблицу. В таблице учащиеся отмечают те изменения, которые возникают у растений в процессе эволюции. По заполненной таблице проводится беседа).

  1. Сравните колонки таблицы между собой. Какие изменения произошли у растений во внешнем строении? Какие новые органы появились?

(Появляется деление тела растения на части – органы. Водоросли – низшие – органов не имеют; все остальные относятся к высшим растениям, так как их тело разделено на органы. Мхи – ризоиды, стебель и листья ; папоротники – корневище, стебель и листья; голосеменные – хорошо развитый корень, стебель, листья; покрытосеменные – корень, стебель, листья и цветки.)

  1. Как вы думаете, с чем может быть связано появление новых органов растения?

( Появление новых органов связано с освоением новых сред обитания и местообитания).

  1. Как вы думаете, какие изменения внутреннего строения могут быть связаны с данными изменениями внешнего строения?

(Всвязи с выходом растений на сушу у них появляются: покровная, фотосинтезирующая, проводящая, механическая ткани).

  1. Чему способствуют эти изменения?

(Благодаря этим изменениям растения продвигаются вглубь суши, осваивая засушливые местообитания).

  1. На основе полученных результатов сформулируйте понятие «ароморфоз».

(Аромормоз – такие изменения внешней и внутренней организации, которые позволяют организмам занимать новые среды жизни).

(Это определение повторяется несколькими учащимися в классе, а затем самостоятельно записывается в тетрадь).

Идея о возможных путях достижения биологического прогресса в процессе эволюции была разработана российским ученым–эволюционистом А.Н.Северцовым в 1925 г.

4. Домашнее задание: параграф 13.1


За урок выставляется 4-5 оценок за устные ответы, и каждый учащийся получает оценку за лабораторную работу.












Приложение


Лабораторная работа


Тема: Выявление ароморфозов у растений.


Задачи: сформировать умение использовать знания о направлении эволюции для анализа черт строения растений; умение выявлять ароморфозы у организмов.


Оборудование: таблицы, иллюстрирующие главные направления прогрессивной эволюции, «Ароморфозы растений»; гербарные экземпляры растений основных отделов.


Ход работы:


  1. Рассмотрите гербарные образцы растений: водоросль, мох, лист папоротника, веточку сосны (ели), цветкового растения; выявите изменения во внешнем (появление новых органов) и внутреннем строении (появление новых тканей).

  2. Внесите данные в таблицу.



Признаки


водоросли

мхи

папоротники

голосеменные

покрытосеменные

Корень







Стебель







Листья







Способ размножения






Среда жизни








3. Сделать вывод о роли ароморфных изменений в эволюции растений.


































Список использованной литературы


  1. Воронцов Н.Н., Сухорукова И.Н. Эволюция органического мира.- М.: «Просвещение»,1991

  2. Медников Б.М. Аксиомы биологии.- М.: Знание, 1985

  3. Яблоков А.В. Мир эволюции.- М.: Детская литература, 1985

  4. http://refstar.ru/data/r/id.23075_1.html

  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  6. http://www.chemistry.narod.ru/razdeli/eco/8.htm


Свежие документы:  Конспект урока по биологии по теме "Почва как среда жизни" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: