Задания на Всероссийскую олимпиаду по биологии 11 класс (школьный тур)


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сортавальского муниципального района Республики Карелия

Средняя общеобразовательная школа № 3










Задания Всероссийской олимпиады школьников

по биологии. 2011-12 уч. г. 11 кл.

(школьный тур)


подготовила

учитель биологии высшей категории

Лаппо Валентина Михайловна




















Сортавала 2011







Блоки содержания, подлежащие проверке

Обращаем внимание, что в содержание теоретического тура включаются тестовые задания, охватывающие не только указанные темы школьного предмета «Биология», но и блоки содержания предыдущих из классов.

№ п/п

Блоки содержания

Класс

1

Признаки живых организмов

6

2

Царство бактерий

7

3

Царство грибов

7

4

Царство растений

7

5

Царство животных

7

6

Человек

8

7

Система органического мира

9

8

Организм и окружающая среда. Экология

9

9

Цитология

9

10

Биология как наука. Методы научного познания

10

11

Многообразие и эволюция живой природы

10

12

Микробиология и биотехнология

10

13

Биология клетки. Молекулярная биология. Биохимия

11

14

Генетика

11

Рекомендуемое количество заданий

Примерное количество заданий для школьного этапа представлено в следующей таблице исходя из длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).

Комплект

Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV

6 класс

10

5

5

1

7 класс

15

5

10

1

8 класс

20

5

10

2

9 класс

25

10

15

2

10 класс

30

10

15

3

11 класс

35

10

20

5


1.Методические материалы школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников 2011/2012 учебного года https://www.rosolymp.ru/






Задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии

школьный тур 2011/2012 г. 11 класс

Максимальное количество баллов – 87,5

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

+

  1. Наука, изучающая клетку:
    а) гистология;
    б) морфология;
    в) цитология; +
    г) эмбриология.

  2. Функции носителей наследственной информации выполняют:
    а) белки;
    б) углеводы;
    в) жиры;
    г) нуклеиновые кислоты. +

  3. Стадия клеточного цикла, во время которой происходит репликация ДНК:
    а) интерфаза; +
    б) профаза;
    в) метафаза;
    г) телофаза.

  4. Стадия митоза, во время которой происходит расхождение хроматид:
    а) профаза;
    б) метафаза;
    в) анафаза; +
    г) телофаза.

  5. Органические вещества, обеспечивающие клетку энергией:
    а) белки и жиры;
    б) жиры и углеводы; +
    в) углеводы и нуклеиновые кислоты;
    г) вода и углеводы.

  6. Не является обязательным структурным компонентом клетки:
    а) клеточная мембрана;
    б) ядро; +
    в) генетический аппарат;
    г) цитоплазма.

  7. Из перечисленных способов размножения к половому относится:
    а) семенное размножение; +
    б) почкование;
    в) черенкование;
    г) спорообразование.

  8. Становление систематики как науки связывают с именем:
    а) Роберта Гука;
    б) Антони ван Левенгука;
    в) Карла Линнея; +
    г) Чарльза Дарвина.

9. Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:

а) зеленых;

б) красных;

в) бурых;

г) сине-зеленых.

10. Дрожжи, развиваясь без доступа кислорода на сахаристых средах, вызыва­ют брожение:

а) молочнокислое;

б) маслянокислое;

в) спиртовое;

г) уксуснокислое.

11. Мицелий гриба рода Пеницилл:

а) неклеточного строения;

б) одноклеточный одноядерный;

в) одноклеточный многоядерный;

г) многоклеточный.

12. Клеточная оболочка отсутствует у:

а) корненожек;

б) жгутиконосцев;

в) инфузорий;

г) всех простейших.

13. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор поваренной соли:

а) сморщиваются;

б) набухают и лопаются;

в) слипаются друг с другом;

г) остаются без внешних изменений.


14. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:

а) жиры и нуклеиновые кислоты;

б) углеводы и аммиак;

в) жиры и углеводы;

г) углекислый газ и воду.


15. Поверхностный комплекс клетки не включает:

а) плазмалемму;

б) гликокаликс;

в) кортикальный слой цитоплазмы;

г) матрикс.


16. В клетке транспорт веществ осуществляет:

а) аппарат Гольджи;

б) клеточный центр;

в) эндоплазматическая сеть;

г) ядрышко.


17. Расхождение хроматид в процессе митоза происходит в:

а) профазу;

б) метафазу;

в) анафазу;

г) телофазу.


18. РНК-содержащий вирус, с двумя нитями нуклеиновой кислоты:

а) вирус гриппа;

б) вирус оспы;

в) ВИЧ;

г) вирус герпеса.

19. При созревании яйцеклеток в процессе мейоза из одной исходной клетки образуется количество гамет:

а)4

б) 2

в) 1

г)3

20. Доминантный ген подавляет рецессивный:

а) всегда

б) иногда

в) чаще

г) никогда

21. Ген-участок:

а) ядра

б) ДНК

в) т-РНК

г) и-РНК

22. Сцепленное с полом наследование определяется расположением гена:

а) в определенном локусе хромосом

б) половой хромосоме

в) аутосоме

г) любой из гомологичных хромосом

23. Мейоз происходит на стадии гаметогенеза в период:

а) роста

б) размножения

в) подготовительной

г) созревания

24. Дигибридным называется скрещивание, при котором родительские организмы:

а) различаются по одному признаку

б) различаются по нескольким признакам

в) не различаются

г) различаются по двум признакам

25. Фенотип- совокупность признаков:

а) доминантных

б) внешних и внутренних

в) рецессивных

г) закодированных в генотипе

26. Закон сцепленного наследования признаков справедлив, если гены, их определяющие, располагаются:

а) в гомологичных хромосомах

б) одной хромосоме

в) разных хромосомах

г) половой хромосоме

27. Ген, вызывающий развитие дальтонизма, локализован …

а) в Х-хромосоме

б)в Y— хромосоме

в) в аутосоме

г) такого гена нет

28. Совокупность внешних и внутренних признаков, полученных потомками от родителей, называется …

а) генотип

б) фенотип

в) кариотип

г) генофонд

29.Какая часть гибридов от скрещивания Аа х Аа является гетерозиготной?

а) 1/2

б)1/3

в)1/4

г) 3/4

30. Генотип человека, имеющего II группу крови:

а) ОО

б) АО или АА

в) ВО или ВВ

г) АВ

31. Какую функцию в клетке выполняет АТФ?

а) защитную

б) транспортную

в) энергетическую

г) опорную

32. Какое из свойств воды обусловлено её полярностью?

а) теплопроводность

б)теплоёмкость

в) способность растворять неполярные соединения

г) способность растворять полярные соединения

33. Какой из химических элементов одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот?

а) калий

б) фосфор

в) кальций

г) цинк

34. Какое из названных химических соединений не является биополимером?

а) белок

б) глюкоза

в) дезоксирибонуклеиновая кислота

г) целлюлоза

35. В клетках животных запасным углеводом является:

а) целлюлоза

б) крахмал

в) глюкоза

г) гликоген


Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Из названных полимеров к неразветвленным относятся:
    I. хитин.
    II. амилоза.
    III. гликоген.
    IV. целлюлоза.
    V. амилопектин.
    а) I, II, IV;
    б) I, II, III, IV;
    в) II, IV, V;
    г) III, IV, V.

  2. В организме человека гормональные функции выполняют соединения:
    I. белки и пептиды.
    II. производные нуклеотидов.
    III. производные холестерина.
    IV. производные аминокислот.
    V. производные жирных кислот.
    а) III, IV, V;
    б) I, III, IV, V;
    в) III, V;
    г) II.

  3. Каковы функции белков в клетках?

I. каталитическая

II. строительная

III. транспортная

IV. регуляторная

V. защитная

VI. сократительная

VII. рецепторная

а) I,II,III,IV

б) I,II,III,IV,V

в) I,II,III,IV,V,VI

г) I,II,III,IV,V,VI,VII

4. В молекулу хлорофилла входят

I. Ca

II. Na,K,CL

III. Zn

IV. Mg

а) I.II

б) I,III

в) II

г) IV

5. По участку Ц-Т-Г-А молекулы ДНК синтезирован участок молекулы и-РНК

а) Г-А-Ц-Т

б) Ц-А-Ц-Т

в) Г-А-Ц-У

г) Г-Г-Ц-Т

6. Наиболее часто встречающиеся способы деления клеток:

I. митоз

II. амитоз

III. мейоз

а) I,II

б) I,III

в) II,III

г)I,II,III

7. В какой из фаз митоза происходит утолщение(спирализация) хромосом, исчезает ядрышко, распадается ядерная оболочка, расходятся к полюсам центриоли и формируется веретено деления?

I.анафазе

II.телофазе

III.профазе

IV.метафазе

а)I

б)II

в)III

г)IV

8. Биологическое значение мейоза состоит в :

а) увеличении числа клеток

б) уменьшение вдвое числа хромосом в половых клетках и спорах высших растений

в) обеспечение новых комбинаций генетического материала гамет

г) б + в

9. Прямое развитие характерно для:

1. Гидры

2. Планарии

3. Аскариды

4. Дождевого червя

5. Беззубки

6. Кузнечика

7. Речного рака

8. Ящерицы

9. Слона

а) 1,2,4,7,8,9

б) 1,3,4,6,7,9

в) 2,3,4,5,8,9

10. Какие генотипы возможны у гибридов F1 при скрещивании особей с генотипами

Аа х Аа в случае полного доминирования:

I. АА

II.Аа

III.аа

а) I,II,III

б) II,III

в) I,III

г) I,II


Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20.


  1. Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.

  2. После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.

  3. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.

  4. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

  5. Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.

  6. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

  7. В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.

  8. В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.

  9. Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.

  10. Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.

  11. С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.

  12. Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.

  13. Суккуленты легко переносят обезвоживание.

  14. Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.

  15. Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях. +

  16. Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.

  17. Каждой аминокислоте соответствует один кодон.

  18. У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте.

  19. Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК.

  20. Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.


Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

    1. [мах. 2,5 балла] Соотнесите красящие реактивы (1 – глицерин; 2 – гематоксилин; 3– фуксин; 4 – хлор–цинк–йод; 5 – раствор Люголя) с эффектами от их применения в процессе приготовления микропрепаратов: А – окрашивание ядер клеток; Б – окрашивание цитоплазмы; В – окрашивание зерен крахмала в клетках; Г – просветление препарата; Д – окрашивание целлюлозных оболочек клеток.

      Красящие реактивы

      1

      2

      3

      4

      5

      Эффект применения






    2. [2,5 балла] Известно, что высокое содержание солей в почве создает в ней резко отрицательный водный потенциал, что ведет к нарушению поступления воды в клетки корня растения, а иногда и к повреждению клеточных мембран. Выберите приспособления, встречающиеся у растений, произрастающих на засоленных почвах.
      01. Клетки корня солеустойчивых растений способны поглощать соли и выделять их через секретирующие клетки на листьях и стебле;
      02. Содержимое клеток солеустойчивых растений обладает более отрицательным водным потенциалом, по сравнению с клетками других растений;
      03. Клетки характеризуются высоким содержанием солей;
      04. Цитоплазма клеток этих растений обладает низкой гидрофильностью;
      05. Цитоплазма клеток солеустойчивых растений обладает большой гидрофильностью;
      06. Клетки солеустойчивых растений характеризуются менее отрицательным водным потенциалом, нежели в окружающем их почвенном растворе;
      07. Интенсивность фотосинтеза у растений, произрастающих на засоленных почвах, низкая;
      08. Интенсивность фотосинтеза у этих растений высокая.

    3. [2,5 балла] На рисунке изображен поперечный срез проводящего пучка картофеля (Solanum tuberosum). Соотнесите основные структуры проводящего пучка (А–Д) с их обозначениями на рисунке.
      А – основная паренхима;
      Б – наружная флоэма;
      В – камбий;
      Г – ксилема;
      Д – внутренняя флоэма.


Обозначение

1

2

3

4

5

Структура







    1. [2,5 балла] Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.

А)

раскручивание спирали молекулы

Б)

воздействие ферментов на молекулу

В)

отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК

Г)

присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

Д)

образование двух молекул ДНК из одной


Последовательность

1

2

3

4

5

Процессы







    1. [2,5 балла] Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).

1. Компонент клеточной стенки грибов

2. Компонент клеточной стенки растений

3. Компонент клеточной стенки бактерий

4. Запасной полисахарид растений

5. Запасной полисахарид грибов

А. Крахмал

Б. Гликоген

В. Целлюлоза

Г. Муреин

Д. Хитин


Функции

1

2

3

4

5

Соединение







Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-12 уч. г. 11 кл.

Фамилия ________________________ Имя ________________________

Класс ________________________ Шифр _____________

Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-12 уч. г. 11 кл

Задание 1. [35 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10











11-20











21-30











31-35







Задание 2. [20 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10












Задание 3. [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ответ

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

17

18

19

20







ответ

 

 

 

 


 

 

 

 

 


Задание 4. [12,5 баллов]

  1. [мах. 2,5 балла]

    Красящие реактивы

    1

    2

    3

    4

    5

    Эффект применения






  2. [2,5 балла]

    Ответ:


  3. [2,5 балла]

    Обозначение

    1

    2

    3

    4

    5

    Структура






  4. [2,5 балла]

    Последовательность

    1

    2

    3

    4

    5

    Процессы






  5. [2,5 балла]

Функции

1

2

3

4

5

Соединение







Ключи ответов

Ключ к заданиям 1 части(35 баллов)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

а

г

а

в

б

б

а

в

г

в

г

г

г

в

г

в

в

в

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35


в

в

б

б

г

г

б

б

а

б

а

б

в

г

б

б

г




Ключи ответов к 2 части(20 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

г

г

в

б

в

г

а

а


Ключи ответов к Заданию 3. [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ответ

 да

 нет

нет 

 нет

да

нет 

 нет

 нет

 да

нет 

 нет

да 

нет 

 да

 да

16

17

18

19

20







ответ

 нет

 нет

 да

 да

нет

 

 

 

 

 



Ключи ответов к заданию 4


1.

Красящие реактивы

1

2

3

4

5

Эффект применения

Б

В

Д

А

Г


2.

Ответ:

01, 02, 03, 05, 08.


3.


Обозначение

1

2

3

4

5

Структура

А

Г

В

Б

Д


4.

Последовательность

1

2

3

4

5

Процессы

Б

А

В

Г

Д


5.

Функции

1

2

3

4

5

Соединение

Д

В

Г

А

Б






Использованные ресурсы

1.Методические материалы школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников 2011/2012 учебного года https://www.rosolymp.ru/

2. О школьном и муниципальном этапах олимпиады.pdf https://www.rosolymp.ru/

3.Тесты по биологии для поступающих в ВУЗы. Шалапенок Е., Камлюк Л., Лисов Н.

изд-во АЙРИС – пресс.2000г.

  1. Общая биология. Поурочные тесты и задания.10-11 класс Г.И. Лернер Москва. «Аквариум»,1998г.

  2. Диагностические работы. Биология. Г.Н.Панина. Санкт-Петербург. «Паритет»2006г.




 

Свежие документы:  Конспект урока по физкультуре "Техника ловли и передачи мяча, индивидуальной защиты" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: