1 | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. | Сегодня-занятия электива. Тема –гидролиз. Это интересный и важный вопрос. Когда мы моем руки ,возникает вопрос- почему мыло моет? Почему ,если на руку попала кислота, необходимо на это место наложить кашицу из соды- ведь вроде это не щелочь, которая может нейтрализовать кислоту? Это житеские вопросы, но сейчас для нас этот вопрос вдвойне важен ,так по этой теме в ЕГЭ есть задания во всех 3-х частях. Только за выполнение этих вопросов в части А-24 и В-4 вы можете получить 3 балла .Этот вопрос связан со многими темами курса химии- и типы реакции, и химическое равновесие . и теория электролитической диссоциации и т. д.Есть правило «Что сильнее то и побеждает»- так вот реакция среды в растворе будет такой- же как у сильного электролита ,образовавшую данную соль. Назовите сильные электролиты. Мы рассмотрим в порядке усложнения задания по этой теме из частей А и В. | У МЫЛА – ЩЕЛОЧНАЯ СРЕДА.ПРИ РАСТВОРЕНИИ МЫЛА В ВОДЕ ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС ГИДРОЛИЗА ,С ОБРАЗОВАНИЕМ ЩЕЛОЧИ (КОТОРАЯ И ВЫЕДАЕТ ГРЯЗЬ) СОДА ТАКЖЕ ИМЕЕТ ЩЕЛОЧНУЮ СРЕДУ, КОТОРАЯ И ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ КИСЛОТЫ.
КИСЛОТЫ:СОЛЯНАЯ, СЕРНАЯ , АЗОТНАЯ,БРОМОВОДОРОДНАЯ,ЙОДОВОДОРОДНАЯ,МАРГАНЦОВАЯ ,Хлорноватая, Хлорная. Все щелочи (Р и М-в таблице растворимости) |
2 | Обсуждение поставленных проблем | Вспомните определение гидролиза. Какие из солей подвергаются гидролизу? Что является причиной гидролиза?
ЗАПОМНИТЕ-С МОЛЕКУЛАМИ ВОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ИОНЫ СЛАБОГО ЭЛЕКТРОЛИТА. Рассматривая генезиз соли, мы ищет слабую часть — значит гидролиз возможен. Также мы ищем сильную часть -для того чтоб определить среду раствора- если катион сильный-среда щелочная, а если анион-кислая. Если обе части сильные — гидролиз не идет. Какие индикаторы и как меняются в кислой среде?
Как меняются эти индикаторы в щелочной среде?
Гидролиз-процесс обратимый или нет?
Значит, принцип Ле- Шателье применим и к гидролизу. Помним гидролиз — эндотермическая реакция. Давайте еще раз вспомним условия усиления гидролиза-страница 170-171 | Гидролиз-это взаимодействие ионов солей (слабой его части) с ионами воды. Гидролиз-реакция ионного обмена между солью и водой. Соли, в которых есть слабое начало-катион или анион или и катион и анион. Причиной гидролиза является электролитическая диссоциация солей и воды.
Если слабый катион-гидролиз идет по катиону. Если слабый анион — гидролиз идет по аниону. Если обе части слабые -гидролиз полный идет необратимо.
Лакмус — розовый Метилоранж — розовый Фенолфталеин-не меняется Универсальный – р Н меньше Лакмус — синий Метилоранж — желтый Фенолфталеин — малиновый Универсальный-рН больше 7 Обратимый, но если соль образована из слабых и катиона и аниона-то необратим. Внешнее воздействие на систему в равновесии приводит к смещению в направлении .при котором эффект произведенного воздействия –ослабляется. Открываем учебник и зачитываем эти условия : усиления -добавить воды(уменьшить концентрацию),нагреть раствор, связать один из продуктов гидролиза в труднорастворимое соединение или удалить один из продуктов в газовую фазу .Подавить гидролиз -увеличить концентрацию растворенного вещества, охладить раствор, ввести в раствор один из ПРОДУКТОВ гидролиза(например подкислять раствор если среда кислотная или подщелачивать-если щелочная)
|
| Углубление знаний | Сейчас вы проведете небольшой лабораторный опыт с индикаторами, вам предстоит заполнить таблицу на доске. Открываем тест ЕГЭ часть 24, каждый берет по варианту, предлагаете свой ответ смотрите в конце. Открываем часть В. Напоминаю, что за это задание-2 балла, если 1 ошибка-1 балл. Один вариант делаем вместе, а затем каждый берет по варианту, выполняет и проверяет те вопросы, в которых будут ошибки – обсудим. Одновременно по очереди вы подходите к компьютеру и выполняете тест, вашу оценку вы записываете. Тест из ай-класса по дистанционному обучению. | Определят среду как идет гидролиз.
Выполнение теста проверка вслух читаем правильные ответы вместе обсуждаем.
Выполнение задания.
Работа с компьютером -тестирование по гидролизу. |
| Обобщение выводы | На этом занятии мы повторили понятие-гидролиз в применении к сдаче ЕГЭ .какие выводы можно сделать? | По составу соли мы можем определить многое : способность к гидролизу ,Среду соли ,изменение окраски индикатора и объяснять условия протекания гидролиза |