Конспект урока на тему «Серная кислота и ее соли»


Тема: Серная кислота и ее соли.

Цель: Подробно и углубленно изучить свойства серной кислоты, закрепить общие свойства кислоты и выявить специфические.
Задачи: Обучающие – продолжить формировать умение записывать уравнения химических реакций в свете ионного обмена и ОВР.
Развивающие – способствовать логическому мышлению, умение обобщать, сравнивать, выделять главное, рассуждать, устанавливать причинно- следственные связи.
Воспитывающее – воспитывать умение работать в группах, уважать мнение товарища, адекватно реагировать на замечания товарища по группе.
Оборудование и реактивы: серная кислота разбавленная, концентрированная, цинк гранулы, медная проволока, индикатор (лакмус синий ) раствор NaOH, раствор BaCl
2, порошок CuO, спиртовка, держалка.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок – исследование
Технология: проблемно – поисковая

План урока
1.Организационный момент с мотивацией на работу.
2.Изучение свойств серной кислоты по инструктивным картам (групповая работа)
3.Изучение свойств концентрированной серной кислоты, ее окислительных свойств.
4.Подведение итогов.
5.Закрепление.
6.Домашнее задание.

Ход урока.
1.Организационный момент (приветствие учителя и подготовка к восприятию нового материала).
Учитель:
Ребята, сегодня наш очередной урок в общей теме «Халькогены». Мы уже много узнали об этих элементах, поэтому займемся небольшим повторением.

Работа у доски.

  1. На доске написаны формулы соединений кислорода и серы. Нужно определить степень окисления элементов ( выходят к доске 5 учеников)

  1. H2S SO2 SO3 H2O FeS2

  2. Na2SO4 H2SO3 H2SO4 H2O2

  3. NaHS Na2S K2SO4 OF2

  4. SeS2 NaHSO3 KHSO4 O2

    (после проверки выставляется оценка). С остальными проводится экспресс – опрос.

  5. Экспресс – опрос

а) Какие элементы относят к халькогенам?
б) Почему их так называют?
в) В чем сходство этих элементов?
г) В чем различие этих элементов?
д) У какого элемента 8 электронов в атоме?
е) У кого заряд ядра +16?
ж) А кто из этих элементов не соответствует по валентности месту положения? И почему?
Учитель:
Конечно, все эти соединения важны, но одно из этих соединений часто называют «хлебом химической промышленности». Что это за соединение? (ученики как правило называют верно).
Учитель:
За что серную кислоту так называют, узнаем из параграфа 12 « Применение серной кислоты» (один ученик рассказывает о применении серной кислоты).
Учитель:
Заслуживает серная кислота отдельного внимания к себе?
2. Изучение нового материала. Запись темы в тетради.
— Какую цель можно поставить? (ребята высказываются). Цель расширяется и озвучивается. Вырисовывается проблема: характерны ли для серной кислоты кроме общих свойств, специфические? В чем их проявление? Как определить серную кислоту среди других кислот?

Работа в группах –4 групп.
( Каждая группа получает набор реактивов, инструктивную карточку, где дается описание задания, которое группа должна выполнить). А пока, вопросы к классу:
1) молекулярная формула?
2) составные части?
3) название SO
4 остатка?
4) валентность и заряд SO
4 остатка?
Вот такая визитка серной кислоты.
Учитель:
Начинаем изучать свойства серной кислоты по инструктивным карточкам . Как только выполните задание карточки ,соблюдая очередность необходимо сделать отчет о проделанной работе и закрепить уравнениями реакций.
Инструктивные карточки
1-ая группа:

а) В пробирку с раствором серной кислоты налейте метилоранж. Что наблюдаете? Почему? Напишите уравнение диссоциации серной кислоты.
б)
Запомни правило: Не лей воду в кислоту!
В пробирке – вода. Содержимое пробирки с серной кислотой прилейте к воде, но не наоборот. К основанию пробирки прикоснитесь рукой. Что наблюдается?
— какие физические свойства серной кислоты?
— почему нельзя смешивать серную кислоту и воду наоборот?

Запомни правило: Не лей воду в кислоту!
2-ая группа: Получите Cu(OH)2 – осадок голубого цвета, используя имеющиеся реактивы. Прилейте к нему раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции ионного обмена.
3-я группа: В две пробирки отлейте раствор серной кислоты. В одну опустите цинковую гранулу, а в другую кусочки медной проволоки. Что наблюдается? Составьте уравнение возможной реакции и разберите с позиции ОВР.
4-ая группа:
лабораторный опыт №4. В пробирку с раствором серной кислоты добавьте 2-3мл раствора BaCl2. Запишите цвет выпавшего осадка. То же самое проделайте с сульфатом натрия. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции ионного обмена. Как определить серную кислоту среди растворов других кислот и соли серной кислоты среди растворов других солей.
Оценивается работа групп и выставляется оценка.


Работа по трем вариантам:
Вариант-1. Ca + (конц.)H
2SO4
Вариант-2. Mg + (конц) H
2SO4
Вариант-3. Ag + (конц) H
2SO4
Проставить коэффициенты методом электронного баланса.
Учитель:

Ребята, во всех этих реакциях, происходит замещение Н на Ме. Как двухосновная серная кислота образует два ряда солей.





В тетради составим схему
H─ O O
//
S
/
H─ O O
соли кислые Ме и HSO
4. соли средние Ме и SO4.

Организуется работа по вариантам:
Вариант-1. Составляют формулы кислых солей Na, Ca. Назвать.
Вариант-2. Составляют формулы средних солей Na, Ca. Назвать.


Вывод: (формулируют ученики ) Мы выявили, что серная кислота как представитель класса кислот имеет общие свойства и свое «я» — сильнейший окислитель за счет элемента S(серы).
Учитель:
На этом уроке мы изучили свойства разбавленной серной кислоты. Какие выводы можно сделать о свойствах серной кислоты на основе наших исследований?

3. Выводы:

1)особое обращение с серной кислотой.
2) серная кислота – сильный электролит.
3) присущи все свойства кислот.
4) серная кислота разбавленная, проявляет окислительные свойства за счет Н
+(иона водорода).
5) реактивом на серную кислоту и ее соли является хлорид бария.

4. Домашнее задание. §12 ,стр.





















Работа у доски:


  1. H2S, SO2 ,SO3 ,H2O


  1. Na2SO4 ,H2SO3 ,H2SO4 ,FeS2


  1. NaHS, Na2S, K2SO4 ,OF2


  1. SeS2 ,NaHSO3 ,KHSO4 ,O2

Инструктивные карточки

1-ая группа:

а) В пробирку с раствором серной кислоты налейте метилоранж. Что наблюдаете? Почему? Напишите уравнение диссоциации серной кислоты.
б)
Запомни правило: Не лей воду в кислоту!
В пробирке – вода. Содержимое пробирки с серной кислотой прилейте к воде, но не наоборот. К основанию пробирки прикоснитесь рукой. Что наблюдается?
— какие физические свойства серной кислоты?
— почему нельзя смешивать серную кислоту и воду наоборот?

Запомни правило: Не лей воду в кислоту!



Инструктивные карточки

2-ая группа: Получите Cu(OH)2 – осадок голубого цвета, используя имеющиеся реактивы. Прилейте к нему раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции ионного обмена.



Инструктивные карточки

3-я группа: В две пробирки отлейте раствор серной кислоты. В одну опустите цинковую гранулу, а в другую кусочки медной проволоки. Что наблюдается? Составьте уравнение возможной реакции и разберите с позиции ОВР.



Инструктивные карточки

4-ая группа: В пробирку с раствором серной кислоты добавьте 2-3мл раствора BaCl2. Запишите цвет выпавшего осадка. То же самое проделайте с сульфатом натрия. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции ионного обмена. Как определить серную кислоту среди растворов других кислот и соли серной кислоты среди растворов других солей.

Свежие документы:  Сценарий "О пользе яблок" 5 Класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: