Конспект урока по Химии «Белки: строение, свойства, функции» 11 класс
















Буркутова Ольга Ильинична



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Приуральская средняя общеобразовательная школа»



Учитель химии и биологии




















Тема: Белки: строение, свойства, функции.


Цель урока: расширить знания учащихся о белках

Задачи:

Образовательные

  1. сформировать представление о белках как биополимерах, раскрыть свойства и функции белков.

  2. актуализировать ранее полученные знания учащихся о составе и свойствах белков;

  3. используя метод химического эксперимента закрепить знания учащихся о свойствах белков.


Развивающие

  1. развивать практические умения и навыки учащихся

  2. развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;

  3. развивать мышление при установлении причинно — следственных связей «строение – свойства-функции».

Воспитательные

  1. воспитывать умение работать коллективно (в парах), оценивать свои возможности и знания.

Оборудование: Таблицы, модели. Штатив с пробирками, спиртовка, раствор белка, ΗΝΟ3 (раствор) СиSO4 NaOH


Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Тема урока: Белки: строение, свойства, функции

Эпиграф: Жизнь – есть способ существования белковых тел.

Ф.Энгельс

Девиз: Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.

Б.Шоу.

Цель урока: рассмотреть строение, функции, свойства белков, выявить причинно-следственную зависимость «строение-свойства-функции».


Результаты урока: Должен быть заполнен лист – информация, который послужит основной к выполнению домашнего задания.


  1. Прежде, чем рассказать о строении – поговорим о многообразии белков. Они являются одним из основных продуктов питания.


Слайд «Многообразие белков»


В нашем организме:

Мышцы — 80%

Селезенка, кровь, легкие — >80%

Почки – 72%

Кожа – 63 %

Печень – 57%

Мозг – 45%

Кости, зубы – 14-28%


В семенах растений – 10-15%

Стебли, листья, корни – 3%

Плоды – 2%


В организме человека ~ 5млн видов белков

индивидуален → белки индив.


Структурная единица белка – аминокислота

20 амк – огромное количество белков ( Алфавит, Азбука Морзе)

11 амк – 40 млн изомеров

20 амк – 2.432.902.008.176 640.000 изомеров

12 амк (288) = 10300

10300 = 1 коп монета =10300 г

масса Земли = 1027 т


  1. Изучением природы белков занимался Данилевский (Харьков) 1888г

1728г

1745г

Беккари


  1. На предыдущих уроках мы говорили об аминокислотах

К каким соединениям относятся аминокислоты?

Какие функциональные группы входят в состав?

Какое свойство мы выделили для аминокислот → образование пептидных связей.


Записываем уравнение:

2 — СΗ- СΟΟΗ+ ΝΗ2 — СH — СΟΟΗ → полимер (мономер амк)

R R1

азотсодержащее


Тип реакции поликонденсации


  1. Последовательность амк. остатков → первичная структура белка


Таблица 1


Связь→ пептидная линейная


  1. Строго определенная последовательность — очень важно

КТО, КОТ, КИТ

Серповидная анемия 574

141 146 141 146

│ │ │ │ 6 глу — здоров

6 вал — болен



Инсулин 1954 (1958) Сенгер (Англия) – Нобелевская премия


  1. Вторичная структура

представляет собой спираль, которая держится за счет водородных связей, S= S (шнур)

  1. Волосы, смоченные водой растягиваются в 2 раза → рвутся водородные связи между витками спирали→ спираль вытягивается в нить.

Разрыв дисульфидных связей лежит в основе химической завивки волос. Используя серосодержащие соединения →S-S, после окисления воздухом образуются новые связи, стабилизирующие прическу.

  1. Третичная структура – глобула

Глобула: дисульфидных

водородных

сложноэфирных

(таблица)

Глобула укладывается строго определенно.

R неполярные – внутрь

R полярные – наружу

11. Четвертичная структура – высшая организация белка. Несколько полипептидных цепей.

(таблица)

12. Закрепление материала.

Видеофильм Анимация – строение белков.

  1. Существуют классификации белков.

(сообщение учащегося)

(таблица)

  1. Форма белков определяет их растворимость в воде. стр 141 →схема

  2. Для белков характерно большое количество свойств.

    1. ВМС (сообщение учащегося)

Лактоглобулин С1864 Η3012 Ν68 S21

    1. Гидратация (гидрофильность)

(сообщение учащегося)

3. Гидролиз белков

до чего? в организме

  1. Пенообразование.

(сообщение учащихся)

  1. Денатурация

(сообщение учащегося)

Видео (денатурация)

Рисунок (нарушение конфигурации)

Использование денатурации

пищеварение

отравления

  1. Цветные реакции на белок


Лабораторная работа по группам.

  1. Биуретовая (СΟ-NH)

  2. Ксантопротеиновая (аром. ядро)

  1. С функциями белков вы знакомились в курсе биологии (биологическая роль белков).

(таблица)

  1. Мы разработали строение, свойства и функции белков.

  2. Домашнее задание: Составить синквейн к понятию белки.










Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Объем прямоугольного параллелепипеда"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: