Конспект урока по Химии «Сложные эфиры» 11 класс


МКОУ «Харьковская СШ»











Урок на тему: Сложные эфиры.

11 класс.









Разработала: учитель химии

Зюба Оксана Юрьевна.







с. Харьковка, 2014 г.

Тема урока: Сложные эфиры.

Девиз: Далеко лежит за пределами нашего чувства вся природа начал.

( Тит Лукреций Кар)

Тип урока: Усвоение нового знания.

Форма урока: исследовательская лаборатория.

Цели урока: 1) Изучить сложные эфиры как класс органических соединений и как одну из основ природных запахов;

2) Развивать умения составлять опорный конспект и применять метод моделирования;

3) Воспитывать чувство уверенности при получении нового знания, добываемого самостоятельно в условиях ситуации успеха.

Задачи урока: 1. Настрой на урок: нацеливание, актуализация темы урока, мотивация на работу.

2. Проведение исследования.

3. Оценивание и рефлексия.

Оборудование: магнитная доска большая и малая, карточки с формулами, магниты, спички, круговая диаграмма «Сложные эфиры», пробирки, держатель, лоток, стакан с водой, реактивы: уксусная кислота 1 мл, изоамиловый спирт 1 мл, серная кислота 1 мл.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель распыляет в кабинете цветочный запах и задает вопрос: Как вы думаете: какую природу имеют приятные запахи?

Ученики предполагают, что речь идет о сложных эфирах.

Учитель объявляет тему урока и нацеливает учащихся на работу, объясняя, что предстоит делать на уроке и как будет оцениваться их работа.

Учащиеся поделены на 5 групп. В ходе исследования каждый ученик может использовать возможность ответить и заработать по 1 баллу за каждый ответ. Заработанные баллы прибавляются к окончательной отметке за тестирование в конце урока.


  1. Основная часть урока.

У учащихся на столах находятся пакеты с заданиями и листы с заготовками для опорного конспекта. По ходу урока учащиеся должны составить опорные конспекты по сложным эфирам.

    1. Сначала дается определение: сложные эфиры –это производные карбоновых кислот и спиртов.

    2. На доске находится карточная модель реакции получения сложных эфиров в виде общих формул. Учитель предлагает составить общую формулу сложных эфиров, используя карточки. Далее записывается, что это реакция этерификации ( от лат. аеther –эфир ).

    3. Используя круговую диаграмму, учащиеся каждой группы выполняют 1-е задание: составляют шаростержневую модель молекулы сложного эфира и называют его.

    4. Исследование физических свойств сложных эфиров на примере «грушевой эссенции». Физические свойства: летучие жидкости, легче воды, приятный запах.

    5. Выполнение задания 2. Выделение на готовой формуле сложного эфира его составных частей: остатка карбоновой кислоты и спирта.

    6. Основное химическое свойство –гидролиз или омыление –рассматривается на примере той же карточной модели реакции получения сложных эфиров, т.к. гидролиз –это реакция, обратная реакции этерификации. Вопрос: зачем для смещения равновесия в сторону прямой реакции добавляют серную кислоту, а для обратной –щелочь?

    7. Выполнение задания 3. На доске составлена модель пентилформиата. Каждая группа должна составить изомер этому сложному эфиру и назвать его.

    8. Выполнение задания 4. Каждая группа читает вопрос на листочке и отвечает на него.

    9. Тестирование (на три достаточно выполнить любые три задания, на четыре — пять любых заданий, на пять — все семь).

  1. Рефлексия. Учащиеся выполняют рефлексивный тест: листочки не подписывают, в случае согласия с утверждением ставят «+».

  2. Домашнее задание: подготовить сообщения о применении сложных эфиров.




















определение:







общая формула: получение:









номенклатура: СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ изомерия:

( названия)











физические свойства: химические свойства:













распространение в природе: применение:



Тестирование на тему: Сложные эфиры.

  1. Общая формула сложных эфиров: а) RC =O ; б) RC =O

H OR/

  1. Молекулы построены из частиц: а) RuC =O; б) RC =O uOR/

H

  1. Число изомеров для общей формулы С6Н12О2 равно: а) 4; б) 6.

  2. Изомерами являются: а)СН3 –С =О и Н –С =О ;б)Н –С =О и СН3 –С=О

ОС2Н5 ОС2Н5 ОС3Н7 ОС2Н5

5.Бутилформиат — это: а) бутиловый эфир масляной кислоты; б) бутиловый эфир муравьиной кислоты.

6. Сложный эфир СН3 –СН2 -СН2 –С=О называется: а) бутилформиат;

ОС4Н9 б) бутилбутаноат.

  1. При гидролизе бутилового эфира масляной кислоты можно получить:

а) этанол и масляную кислоту; б) бутанол и бутановую кислоту.




Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса «Основные классы неорганических соединений»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: