Тема: Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся посредством постановки химического эксперимента в быту


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества











Тема: Активизация познавательной и

творческой деятельности учащихся

посредством постановки химического

эксперимента в быту






















Мучкап

2010

Содержание.

1.Базовая модель.

2.Технология опыта.


3.Программа обучения в объединении «Химия в быту».

Автор: Никонова Наталья Александровна.

4.Занятие № 2. Тема: Полимерные материалы.

5. Занятие № 6. Тема: Удаление пятен.

6. Занятие № 30. Тема: Домашняя аптечка.

7.Занятие № 35. Тема: Приготовление клеящих составов

в домашних условиях.

8.Занятие №48. Тема: Химический щит урожая.

9. Внеучебное мероприятие. Тема: Средь комических героев.

10. Внеучебное мероприятие. Тема: Город юных химиков.

11. Внеучебное мероприятие. Тема: Несложные фокусы.

12. Внеучебное мероприятие. Тема: Путешествие по

континенту « Химия».

13. Результативность.

14. Литература.












Базовая модель.

На сегодняшний день существуют противоречия:

  1. Между необходимостью воспитания у детей химических

навыков через работу с химическим оборудованием и

веществами и недостаточной базой.

  1. Между необходимостью внедрения в процесс обучения

и воспитания новых методических подходов, приёмов и

отсутствием необходимой методической литературы.

Ведущая идея опыта- активизация познавательной и творческой

деятельности учащихся посредством постановки химического эксперимента в быту и развитие интереса

учащихся к химии через химический эксперимент.

Личная концепция автора:

  1. Реализация принципа индивидуального подхода.

  2. Создание условий для обеспечения высокой эффективности

занятий.

  1. Развитие самостоятельности в решении о способе постановки

опыта.

  1. Воспитание чувства ответственности при проведении хими-

ческого эксперимента.

  1. Развитие наблюдательности во время проведения химического

эксперимента.

  1. Воспитание целеустремлённости.

  2. Развитие творческих способностей.

Результативность.

Самый лучший показатель результативности- это 100%

выполнение поставленных на занятии задач. Если вести речь

о разделе «Химия в доме», то учащиеся не только овладевают

навыками правильного обращения с химическими препаратами

в быту (с полимерными материалами; с синтетическими

моющими средствами; с легковоспламеняющимися веществами;

с различными клеями; с кислотами; с основаниями; с солями;

с красителями; с различными средствами по уходу за мебелью,

обувью, автомобилями, предметами домашнего обихода; с

различными средствами ухода за телом; со средствами, защища-

ющими растения от различных вредителей и болезней; со

средствами борьбы с бытовыми насекомыми, грызунами,

с домовым грибком; с лекарственными средствами), но и

учатся правильно выбирать способ проведения химического

эксперимента.

В разделе «Занимательная химия» ребята овладевают навыками

грамотной постановки химического эксперимента в домашних

условиях. Учащиеся учатся: выбирать способ проведения

опыта, необходимые реактивы, приборы и материалы;

грамотной последовательности действий в проведении опыта;

обработке полученного результата. Показ другим химического

эксперимента — это не только повторение пройденного материа-

ла, но и развитие интереса других учащихся к химии.

Главный показатель эффективности занятий — постоянный

списочный состав, высокое качество проведения опытов,

привлечение младших учащихся через проведение различных

мероприятий, создание проектов.


Технология опыта.

Всякий знает ,что эксперимент занимает в изучении курса химии

важное место. В хорошо оборудованных химических кабинетах

наши школьники учатся наблюдать и воспроизводить химические

явления, усваивают важные научные закономерности. Казалось

бы, домашним химическим опытам трудно состязаться со школь-

ными – нет возможности применить разнообразное оборудование,

ограничен (прежде всего по соображениям безопасности) круг

веществ, которые используются в опытах.

С другой стороны, мы знаем, что увлечение наукой начинается

часто с домашних занятий- не забудем, что они всё-таки предо-

ставляют подростку возможность быть самостоятельным в

большей степени, чем в классе. Проводя химические опыты

дома, ребята не скованы столь жёстко временем. Всегда можно

повторить опыт, показать его младшим, продумать ещё один

вариант опыта…

Словом, было бы неразумно не использовать домашнее химичес-

кое экспериментирование и для лучшего усвоения школьного

курса , и для пробуждения интереса к большой науке, и для

лучшего понимания того, как свойства веществ связаны с их

применением в жизни, в быту. Домашние занятия химией по-

могут развить у ребят такие важные качества , как наблюдатель-

ность, аккуратность, дисциплина умственного труда, умение до-

биваться поставленной цели.

Работа в объединении состоит из теоретических занятий и лабо-

раторных опытов. Основой содержания теоретических занятий

является игра, беседа, рассказ о содержании и задачах различ-

ных тем и заданий на ближайший период. В ходе проведения

лабораторного опыта ребята учатся правильно пользоваться

химическими препаратами, оборудованием, материалами; полу-

чают навыки постановки опыта. Методически грамотно- внача-

ле показ, затем самостоятельная работа учащихся.

Наиболее приемлемым методом работы учащихся с незнакомым

материалом является работа по инструктивной карте, где чётко,

по пунктам , расписан порядок действий учащихся. Причём, в

инструктивной карте даётся не один способ выполнения хими-

ческого эксперимента, а несколько. Таким образом, учащиеся

могут осуществлять выбор наиболее удобного (по их мнению)

способа выполнения химического эксперимента. Форма проведе-

ния занятия- игра, наиболее эффективна именно для учащихся

    1. классов, так как у них интерес к химии только развивается.

Для дальнейшего поддержания и развития интереса к химии

требуется не только химический эксперимент, но преподнесе-

ние его именно в форме игры . Игра стимулирует мыслитель-

ную деятельность, развивает образное и логическое мышление,

прививает желание знать больше, воспитывает чувство сопере-

живания, развивает наблюдательность. Выводы, которые ребята

делают в конце занятия, позволяют им лучше ориентироваться

в дальнейшем при постановке химического эксперимента в шко-

ле и в домашних условиях. Помимо игры, одной из форм про-

ведения занятий является беседа. Беседа позволяет вместе с

учащимися обсудить тот или иной вариант постановки опыта,

выбрать наиболее оптимальный. Рассказ также может применять-

ся в проведении занятий , но исключительно в тех случаях,

когда надо донести до учащихся теоретический материал, не

требующий обсуждения, например, правила техники безопаснос-

ти. Конечный результат занятий- формирование практических

навыков в постановке химического эксперимента.


Результативность.

Наилучшим показателем результативности является максимально

точное выполнение учащимися заданий . Если рассматривать

приложенные в данной работе занятия, то диаграмма результатив-

ности выглядит следующим образом.


Диаграмма результативности.




1 – Полимерные материалы.

2 – Удаление пятен.

3 – Домашняя аптечка.

4 – Приготовление клеящих составов в домашних условиях.

5 – Химический щит урожая.

6 – Конкурс проектов.




Диаграмма результативности.

1- Средь комических героев.

2- Город юных химиков.

3- Несложные фокусы.

4- Путешествие по континенту « Химия».



Диаграммы наглядно демонстрируют более высокий процент

результативности во внеучебных мероприятиях, так как в них

показывается химический эксперимент, который отработан

заранее . На занятиях же учащиеся впервые встречаются с

предложенным химическим экспериментом, следовательно, и

процент ошибки больше.

Если рассматривать результативность занятий в течении не-

скольких месяцев, то её можно выразить графиком.

Анализ графика.

Небольшое снижение результативности в ноябре и январе

связано:

  1. С каникулами у учащихся, когда у них срабатывает

рефлекс расслабления.

2. С подбором учащихся в группе (средний уровень знаний).

Анализ графика.

Стабильное повышение результативности связано с более глубо-

кой заинтересованностью учащихся в постановке и проведении

химического эксперимента.

Учащиеся, посещающие группу «Химия в быту», активно участ-

вуют во внеучебных мероприятиях, проводимых в Доме детского

творчества: «Осенняя ярмарка», «Зимние фантазии».



Литература

1. Урок окончен. Занятия продолжаются. Внеклассная работа по

химии. Под. ред. Э. Г. Злотникова.-М.: Просвещение, 1992 год.

2.Простые опыты по химии. Лаборатория дома. И. Балаев.

Семья и школа.-№ 2.-1985 год.

3.Химия в быту. Сост. Т. А. Камзалова.-М.: Аст-пресс, 2000 год.

4. Домоводство. А. К. Ушаков.- М.: Колос, 1998 год.

5. Библиотека мировой литературы для детей. Корней Чуковский.

Стихи и сказки от двух до пяти.-М.: Изд. Детская Литература,

1981 год.

6. Охрана труда и техника безопасности по химии. А.С. Семёнов.-

М.: Просвещение, 1981 год.

7. Серия « Праздник в школе». Когда всем весело. Ред.-сост.

Л. И. Жук.- Мн.: Изд. ООО « Красико-принт», 2001 год.

8. Кружок « Вещества и их свойства». Э. Е. Нифантьев, П. А. Ор-

жековский . Химия в школе.- № 3.-1986 год; № 1.- 1987 год.

9.Занимательный опыт. М. С. Пак. Химия в школе.- № 5.-1988 год.

10. Занимательные опыты по химии. В. Н. Алексинский.- М.:

Просвещение, 1980 год.

11. Вечер занимательной химии . П. Н. Бабынин. Химия в школе.-

6.- 1989 год.

12. Что мы знаем о химии (вопросы и ответы). Под. ред.

Ю. Н. Кукушкина.- Л.: Химия , 1987 год.

13. Химия – после уроков. В. М. Байкова.- Петрозаводск : Карелия,

1984 год.

14. Учителю о внеклассной работе по химии. А. А. Лазаренко.-

М.: Просвещение, 1981 год.

15. Охота за элементами. В. Рич.-М.: Химия, 1982 год.

16. Химия на досуге. Г. И. Штремплер.- Фрунзе: Киргиз. Сов.

энциклопедия. Гл. ред.,1990 год.

17.Караоке № 4018.

Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского. « Чунга- Чанга».

18. Караоке № 383.

Сл. И. Резника, муз. И. Николаева. «Маленькая страна».

19. Караоке №140.

Сл. К. Крастошевского, муз. Ю. Варум. «Городок».

20. Караоке № 3373.

Сл. А. Хвостенко, муз. А. Волохонского. «Город золотой».

21. Караоке № 849.

Сл. И. Резника, муз. М. Дунаевского. «Королевна».

22. Караоке № 383.

Сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева. «Маленький принц».





























Свежие документы:  Тема урока: «Реакции замещения» 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: