Тема урока: Алюминий и его соединения (9 класс)


Гимназия №12, г. Липецк

Знаменщикова Надежда Александровна



Тема урока: Алюминий и его соединения.(9 класс)

Цель: выяснить особенности свойств металла алюминия, закрепить представления об амфотерности соединений.


План урока



1 этап.

С целью организации познавательной деятельности учащихся предлагается мыслительный эксперимент: для проведения опыта учащимся был выдан белый порошок оксида металла. Известно, что из металла, входящего в его состав, получают сплавы, используемые в самолето- и ракетостроении. При взаимодействии выданного оксида как с серной кислотой, так и с раствором щелочи образуется соль.

В дальнейшей беседе с учащимися определяется металл для изучения, определяется тема урока.


2 этап.

Для создания проблемной ситуации учащимся предлагаются вопросы:

1. Можно ли алюминий считать активным металлом?

2. Будет ли он окисляться кислородом воздуха при обычных условиях?

3. Где находится алюминий в электрохимическом ряду напряжений?

4. Где в бытовых условиях мы встречаем изделия из алюминия?

5. Может ли активный металл так широко применяется на практике?

На основе возникших противоречий формируется гипотеза: если алюминий активный металл, то его кажущаяся пассивность предполагает образование защитной оксидной пленки, непроницаемой для воды и кислорода.


3 этап.

Для проверки гипотезы рассматриваются реакции алюминия с кислородом и водой, учащиеся составляют уравнения на доске и в рабочих тетрадях самостоятельно.

Затем с диска демонстрируются реакции алюминия с бромом и йодом и также самостоятельно составляются учениками уравнения на доске и в тетради.

Учителем предлагается для решения следующая задача: почему алюминий продолжает окисляться на воздухе ( а как же оксидная пленка?), если его сначала поместить в раствор соли ртути? После составления уравнения и объяснения причины восстановления ртути из раствора соли, учащимся предлагается оценить особенности амальгамированного алюминия.


Для характеристики соединений алюминия (амфотерность уже рассматривалась на примере соединений цинка) учащимся предлагается работа в парах по картам в

двух вариантах с подсказками.

1 вариант

Допишите уравнения реакций, указав формулы веществ вместо пропусков

1) Al(OH)₃ + … → AlCl₃ + …

2) Al(OH) + … Na[ Al(OH)₄]

тетрагидроксоалюминат натрия

3) Al(OH)₃ + … → NaAlO₂ + …


2 вариант

1) AlO + … Al(NO) + …

2) AlO + … + HO Na[ Al(OH)]

тетрагидроксоалюминат натрия

3) Al₂O₃ + … KAlO + …



После обсуждения результатов работы с составлением уравнений в полном варианте на доске и в тетради фиксируется вывод и свойствах алюминия и его соединений.

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Чистые вещества и смеси" 8 класс


4 этап.

Учащимся предлагается задача: почему алюминий растворяется в растворах щелочей?

  1. Что сначала растворяется в щелочи? Почему?

  2. С чем реагирует алюминий? Какие продукты образуются в результате взаимодействия с водой?

  3. С чем реагирует образовавшийся гидроксид алюминия? Почему?

  4. Что получится, если объединить в одно уравнение реагирующие вещества и конечные продукты реакций ( «убрав промежуточные»).

Составляется учащимися с помощью учителя уравнение реакции алюминия с раствором гидроксида натрия.


В конце урока учащимся предлагается тестовый контроль знаний.

1 вариант

Установите соответствие между реагирующими веществами и названиями продуктов их взаимодействия.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

А) Al(OH) + KOH (р – р) 1) сульфат алюминия, сероводород, вода

Б) Al + HSO (р –р ) → 2) тетрагидроксоалюминат калия

В) AlO + NaOH (твердый) 3) сульфат алюминия, водород

4) алюминат натрия, вода

5) алюминат натрия, водород

Для ответа укажите набор цифр, соответствующих очередности букв.


2 вариант

Установите соответствие между реагирующими веществами и названиями продуктов их взаимодействия.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

А) Аl + HCl ( р – р ) 1) хлорид алюминия, хлор, вода

Б) Al(OH) + NaOH(твердый) 2) тетрагидроксоалюминат натрия

В) AlO + KOH (р –р ) 3) алюминат натрия, вода

4) хлорид алюминия, водород

5) тетрагидроксоалюминат калия

Для ответа укажите набор цифр, соответствующих очередности букв.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: