Движение вод в Мировом океане


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №93»









Разработка урока по географии:


Движение вод в Мировом океане










Составлено учителем географии

Сейтягьяевой Татьяны Алексеевны







Новокузнецк, 2012


Урок – путешествие по теме:

Движение вод в Мировом океане

Цели и задачи урока: Продолжить формирование представлений о Мировом океане, его составных частях и характерных природных явлениях. Познакомить учащихся с видами движения воды в Океане и причинами их возникновения. Сформировать картографические представления о размещении объектов гидросферы и развивать причинно-следственные связи и отношений в познаваемости мира и природы. Воспитывать интерес к изучаемому материалу, формировать эстетическое восприятие водных просторов Мирового океана, осуществлять нравственное воспитание: чувство коллективизма, товарищества.

Оборудование и наглядные средства обучения:

  1. видеомагнитофон,

  2. аудио магнитофон,

  3. магнитная доска (2 шт.),

  4. лабораторная чаша для проведения эксперимента,

  5. наглядный дидактический материал: картинки «Цунами», «Волна», прилив, отлив, ветровая волна, цунами, подошва, гребень.

  6. индивидуальные карточки с заданиями.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель

—Многие известные первооткрыватели своим средством передвижения выбирали корабли. Кто это? (Х. Колумб, Ф. Магеллан) Вот и у меня есть такой волшебный кораблик. С помощью него и своего воображения мы перенесемся на борт корабля, на котором и будем путешествовать. Готовы? Закройте глаза. Раз, два, три. ( К/ф. «Парусник»)

  1. Актуализация знаний.

Учитель

—За кормой шумит вода, наша экспедиция вот-вот начнется. Вы теперь не просто ученики, а члены научной экспедиции и у вас должно быть специальное оборудование. Оно лежит у вас на партах: учебник, карта полушарий, бортжурнал,. В которых вы будете заносить результаты исследований. А готовы ли вы к началу путешествия? В штабе экспедиции мне вручили пакет с заданиями, выполнив которые мы сможем узнать предмет сегодняшнего изучения.

  1. Что такое гидросфера?

  2. Что входит в состав гидросферы?

  3. Стихотворение

  4. Что изображено на рисунке, в чем отличие объектов?

  5. Полуостров, что это такое?

  6. Море и залив (сходство и отличие объектов)

  7. Океаны (показать)

  1. Объяснение нового материала.

Учитель

—Наше путешествие началось. Конечно, за 40 минут мы не сможем избороздить весь Мировой океан. Поэтому я предлагаю пересечь Атлантический океан с востока на запад, от берегов Испании до восточного побережья США, а затем пройти по водам Тихого океана. Закончится наше путешествие во Владивостоке.

Вы узнаете, что нашу планету часто называют планета океан. И это справедливо, ведь 75% поверхности его занято водой. Будь то море, океан, вода не бывает абсолютно спокойной. Любое воздействие на неё вызывает волну. А что мы должны знать о волне?

(строение, тип, причина, образование, район распространения) — ответы учеников

Ветровая волна. Итак, 1 тип волны, это ветровая волна (определение на магнитной доске). В 16 веке японский поэт Кино Цураюки писал о ней:

Подует ветер – и встает волна

Стихает ветер – и волна стихает

Они должно быть старые друзья –

Коль так легко друг друга понимают.

Вы уже поняли, что причиной образования такой волны является ветер. Давайте рассмотрим ее строение.

(выступление ученика + магнитная доска + схема волны)

Учитель

—Вы, наверное, не раз на берегу реки или озера видели волны. А как движется вода в волне? Давайте представим, что мы на лодке отошли не далеко от берега. Ветер не сильный. Небольшие волны направляются к берегу. Подставим лодку носом к набегающей волне и начнем наблюдать. Вот к нам приближается гребень. Лодка поднимается на нем и опускается на подошву. Снова поднимается на нем и опускается к подошве. Волны поднимают и опускают лодку и уходят к берегу. А лодка стоит на месте, т.е. вода опускается и поднимается почти не перемещается в горизонтальном направлении. Она движется по вертикале, т.е. колебательно.

—От чего зависит высота волны? Эксперимент (в чаше вода один ученик подует, а потом – двое). Вывод: чем сильнее ветер, тем высота волны выше. Часто у пологого берега волна начинает чувствовать дно. От трения движение подошвы замедляется, гребень наклоняется и опрокидывается, возникает прибой (торможение автобуса).

А как вы думаете, где распространены ветровые волны?

Приливы и отливы. Пока мы вели исследование ветровой волны, наш корабль подошёл к восточным берегам Северной Америки, к сожалению, близко к берегу, мы подойти не можем. Сейчас время отлива. Придётся подождать, а заодно и понаблюдать за другим природным явлением. (Отливы и приливы).

Дополнительно: самый высокий прилив – залив Фанди h=18метров.

Цунами. Всего лишь несколько часов длится отлив, наступил прилив и мы можем двигаться дальше. А как нам попасть в Тихий океан?

(выбираем путь через Панамский канал)

Вот мы и в Тихом океане. Конечно, здесь есть все природные явления, которые мы изучили, но есть и другие. Это цунами. (таблица на магнитной доске)

В переводе с японского «цунами» это «высокая волна в гавани». О ней и пойдет речь. Существует легенда, что жил когда-то на дне морском могущественный бог Посейдон. Иногда он поднимался на поверхность моря и на колеснице объезжал свой владения. Когда он видел, что не все в порядке, в гневе взмахивал трезубцем и тотчас вздыбливались морские волны, устремлялись на берег и карали людей.

—Как вы думает, в чем причина образования этих волн?

—Можно ли их предотвратить?

—А предупредить?

—Почему люди выходят на возвышенность, а корабли уходят в море?

—Где чаще всего возникают цунами: выступление учащегося.

  1. Закрепление.

Учитель:

Наше путешествие подходит к концу. Конечно, за короткое время перечислить все виды движения воды невозможно. Однако мы кое-что знаем. Хотите себя проверить?

——картина + тест (см. приложение)

Человека издавна манил и притягивал к себе Океан. Различные художники изображали на своих полотнах характер Океана, его природные явления. Это Айвазовский, Лескин. А вот эта картина местного художника Андреева. Она манит нас в следующее путешествие.

  1. Подведение итогов урока.

—-Оценка класса

—-Оценки индивидуальные

—-Д/з.








Список литературы:


1. География. Начальный курс. 6 кл.; учебник для общеобразовательных учреждений/ Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова. М.: Дрофа, 2011


2. Поурочные разработки по географии: 6 класс. Авторы Никитина Н.А., Жижина Е.А.,

М.: ВАКО,2010


Свежие документы:  Конспект урока по теме "Разнообразие горных пород" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: