Технологическая карта урока
Исмухамбетова Зарина Талгатовна
МБОУ «Большемогойская средняя общеобразовательная школа»
География
Класс 5
Учебник: А.А. Летягин География Начальный курс 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.
Тема: Воды суши. Реки
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Сформировать целостное представление о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека
Личностные результаты:
Предметные результаты:
1. Сформированность представлений о разнообразии вод суши, объяснять понятия «река», «долина», «пойма», «русло», «исток», «устье», «речная система», «бассейн», «водораздел».
2. Владение умениями и навыками работа с картой, умение описывать строение реки.
Метапредметные результаты:
1. Работа с текстом и видеофрагментом, определять устье, исток, притоки, реки, бассейны, системы, водоразделы по карте.
2. Структурировать информацию: составление описания рек по плану.
3. Владеть способом самоконтроля.
Формы организационной работы : Урок – исследование, урок изучения нового материала с использованием ИКТ, наглядных и практических методов обучения.
Оборудование: : физическая карта России и мира, глобус, контурные карты, учебник для 5 класса, слова – термины (ведущие понятия), магниты с магнитной доской, атласы. компьютер, проектор, экран, мультимедийный проектор, ресурсы сети Интернет.
Структура и ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | Продолжительность минут | |||||||||
Предметные | УУД | ||||||||||||
Орган. момент | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку | Учащиеся приветствуют учителя |
|
| Умение концентрировать внимание и настроиться на работу. | 1 мин. | |||||||
Проверка домашнего задания | Задает вопросы |
| 1.Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан? 2.Покажите на карте океаны, моря, заливы и проливы которые встречаются в данном параграфе. 3.Совершите мысленное плавание вокруг Африки. Расскажите, по каким океанам и морям может проходить маршрут вашего путешествия. | Что такое Мировой океан. Части Мирового океана. Суша в океане. Уметь показывать их на физической кате. | Умение развивать интересы своей познавательной деятельности. Значение воды. Создавать игру « Морских названий» | 7 мин. | |||||||
Изучение нового материала | Задаёт вопрос: Используя карту, найдите реку Лена (рис 1). А). Объясняет: Дает понятие река. Река- это водный поток, который течет в выработанном им русле. Все реки имеют исток – начало реки.
Русло – углубление, где течёт река. Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан. Важно: Исток не может находиться в море или океане, т.к. реки текут «сверху вниз», а отсчёт абсолютных высот идёт от уровня океана, принимаемого за «0» (в России – Балтийский футшток).
Объясняет как определить правый и левый берег.
Объясняет понятия: речная система – главная река и ее притоки. Бассейн реки – территория, с площади которой поверхностные и подземные воды стекают в главную реку. Водораздел – граница между бассейнами рек.
Чертит на интерактивной доске схему реки (с комментариями – рис 1). Приложение 1.
1. Знакомит с характеристикой профиля реки: Речная долина – углубление, в котором располагается русло. Пойма – часть долины, которая затопляется водой в половодье (рис Схема речных долин. Приложение 2.
Реки Горные равнинные
Пороги и водопады.
Описание рек.
| В своих атласах находят реку (один учащийся находит реку Лену
По желанию ищут на столе учителя карточку с новым понятием и прикрепляют её к доске с помощью магнита.
Слушают объяснение
Работа с физической картой
Работа с учебником стр. 97
Работа с физической картой России
Чертят в своих тетрадях
Слушают объяснение
Ищут определение речной долины в учебнике.
Чертят в тетрадях.
Работа с картой. | 1. Работа с физической картой России
2.Знакомство с правилом показа реки и её частей.
Воображаемое путешествие по реке от ее истока к устью.
Аналогично по мере знакомства с новыми понятиями на доске появляются новые слова).
Задаёт задание: 1..Найдите на карте истоки разных рек 2. Покажите на карте следующие реки: Ангара, Обь, Енисей, Терек, Нил, Инд, Днепр, Ока, Кама, Иртыш, Амазонка, Конго. 3. Показ рек на карте (от истока к устью).
Используя рис. 62, стр. 97,определите речную систему и бассейн реки Лены. Чем отличаются понятия «бассейн» и «речная система». Что является водоразделом рек Волга и Обь? Назовите водораздел реки Лена
Работа с текстом параграфа.
Найдите на карте горные и равнинные реки
—
1 вариант Описать р. Волгу по плану 2 вариант Описать р. Терек по плану |
Овладевают основными навыками нахождения необходимого материала в учебнике. Использование географической информации
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения. Работа со схемами.
Формирование ответственного отношения к учению. | Умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.
Какое значение имеют реки в их личной жизни? Зачем необходимо изучать тему реки?
Развивать смысловое чтение. Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе работы в группе.
Овладение элементарными практическими умениями для определения количественных и качественных характеристик рек
Умение описывать реку. Развивать бережное отношение к водным ресурсам. | 25 мин.
2 мин.
2 мин.
5 мин.
2 мин.
2 мин. | Мин. |
| |||||
Закрепление нового материала | Тест . Приложение 3. |
|
|
|
| 5 мин. | |||||||
Домашнее задание | Предлагает домашнее задание на выбор:
Написать небольшой рассказ « Как я путешествовал (виртуально или реально) по реке (Река по выбору учащегося по Волге или по Тереку) по плану стр.100. | Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник. |
| Самоконтроль. | Умение планировать свою деятельность по выполнению домашнего задания. |
3 мин. | |||||||
Рефлексия | Прием «Шкала успеха» | Оценивают | Оценить по 10-бальной шкале работу на уроке с позиции: «Я» 0________10 «Мы» 0________10 «Дело» 0________10 |
| Анализ своего эмоционального состояния | 2 мин. |
Приложение 1. Приложение 2.
Приложение 3.
Тест.
Водный поток, который течет в выработанном им русле – это:
А) бассейн Б ) устье В) речная система.
Исток – это
А) начало реки; Б) конец реки.
Главная река и ее притоки
А) исток; Б) устье; В) речная система
Бассейн реки – это
А) территория, с площади которой поверхностные и подземные воды стекают в главную реку.
Б) граница между соседними бассейнами рек.
В) главная река и ее притоки.
5.пороги – это
А) территория, с площади которой поверхностные и подземные воды стекают в главную реку.
Б) граница между соседними бассейнами рек.
В) участки русла реки с бурным течением и выходами твердых пород.