ИНТЕГРРОВАННЫЙ УРОК «ГИДРОСФЕРА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ» для 6 класса


1001 идея интересного занятия с детьми

ИНТЕГРРОВАННЫЙ УРОК

«ГИДРОСФЕРА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ»

Силина Ирина Михайловна, МБОУ «ДООШ №5», учитель биологии и химии, Пермский край

Никитина Татьяна Ильинична, МБОУ «ДООШ №5», учитель географии, Пермский край


Предмет (направленность): биология и география.

Возраст детей: 6 класс.

Место проведения: учебный кабинет


Тип урока: изучение нового материала по биологии и обобщение материала по географии.

Формы работы: беседа, самостоятельная работа с текстом, учебником, атласом, групповая работа.

Цели урока:

Образовательные:

  • сформировать понятие «водоросль»;

  • познакомить с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения;

  • рассмотреть приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды;

  • способствовать осознанию практической важности водорослей;

  • закрепить умение находить по карте местоположение крупных географических объектов.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений работать с разными источниками знаний;

  • продолжить формирование умений отбирать главное, узнавать изучаемые объекты;

  • развивать логическое мышление;

  • развивать картографическую зоркость;

  • развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

  • продолжить экологическое воспитание школьников.

  • формировать умение работать в группе.

Оборудование: атласы «География. 6 класс», презентация.

Актуализация знаний. (слайд 1)

Учитель биологии: У вас на столах стоят предметы. Как вы думаете, что связывает эти предметы? (мармелад, морская капуста, витамины, раствор йода)

Учитель географии: Все эти предметы имеют отношение к воде, а какое именно, вы узнаете в ходе сегодняшнего урока. (слайд 2)

Раз мы заговорили о воде, давайте вспомним, в состав какой оболочки она входит (гидросфера). На какие части делится гидросфера.

Учитель биологии: Сегодня вы работаете группами выполняя задания. Первое задание собрать слово исходя из первых букв географических названий.

Задание 1. ответы — багрянки, ламинария, хлорелла, кокколит.

Группа 1.

1. Самое большое озеро мира.

2. Океан между Евразией и Северной Америкой.

3. Пролив, отделяющий материк Евразию от Африки.

4. Самое большое государство в мире.

5. Море на востоке нашей страны, на берегу которого располагается порт Владивосток.

6. Самая длинная река планеты, протекающая по территории Африки

7. Река Африки, дважды пересекающая экватор.

8. Океан между Австралией и Африкой.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.









Группа 2.

1.Море, на севере России, названное в честь его исследователей.

2.Самый холодный материк.

3.Самый крупный остров у берегов Африки.

4.Самый крупный приток реки Обь.

5.Самая длинная река планеты, протекающая по территории Африки

6.Самый маленький материк.

7.Водный поток в постоянном углублении.

8.Океан между Австралией и Африкой.

9.Море на востоке нашей страны, на берегу которого располагается порт Владивосток.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.










Группа 3.

1.Море, на севере России, названное в честь его исследователей.

2.Река, впадающая в море Лаптевых.

3.Скопление воды в природном углублении на суше.

4.Самое большое государство в мире.

5.Самый большой материк в мире.

6.Скопление пресного льда на суше

7.Самое большое в Европе пресное озеро, расположенное на территории России.

8.Океан между Евразией и Северной Америкой.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.









Группа 4.

  1. Река Африки, дважды пересекающая экватор.

  2. Скопление воды в природном углублении на суше.

  3. Самое солёное в мире море, расположенное между Африкой и Евразией.

  4. Самое крупное в мире солёное озеро, находящееся на территории России

  5. Второе по величине в Европе пресное озеро, расположенное на северо-западе России.

  6. Море, на севере России, названное в честь его исследователей.

  7. Океан между Австралией и Африкой.

  8. Самый большой океан.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.









Учитель биологии: Зачитайте слова, которые у вас получились. Что же это за интересные живые творения? (слайд 3)

Эти низшие растения, обитающие в водах Мирового океана, называется водорослями.

Разнообразие их колоссально: микроскопические одноклеточные и гигантские многоклеточные морские и пресноводные, окрашенные во все мыслимые цвета — от ярко- зеленого до оранжевого, от оливкового до багрового.

Учитель географии: Водоросли населяют все водоемы — от океанов до луж; они образуют настоящие подводные леса и огромные плавающие скопления. Так в одном из районов Атлантики окружённые кольцевым течением, свободно плавают на поверхности водоросли, поддерживаемые пузырьками. Как они называются и как называется это море? По ним этот район и получил название Саргассово море. (слайд 4) (саргассум “морской виноград”). Влияние водорослей на природу Земли разное. Их массовое размножение и в результате цветение воды — приводит к катастрофическим последствиям для других водных организмов и для человека, но исчезновение водорослей было бы еще страшнее, так как они — один из основных источников питания для морских животных и кислорода на Земле. (2,5 млрд. лет длится этот процесс).(слайд 5)

Водоросли встречаются даже в пустынях и в горячих источниках при t от +35°С до + 85 °С, во льдах Антарктиды и на вашем подоконнике в банке с водой.

Учитель биологии: В зависимости от особенностей строения и преобладания каких-либо пигментов в клетках водоросли подразделяют на ряд отделов.

Задание № 2. Используя предложенный текст, заполните таблицу.

Отдел водоросли

Пигмент

Одно или многоклеточные

Внешний вид

Места распространения

Представители








Группа 1.(слайд 6)

Бурые водоросли широко распространены во всех морях нашей планеты, наибольшего развития достигая в морях умеренных и приполярных широт. В тропиках массовое развитие бурых водорослей приурочено к зимним месяцам, когда понижается температура воды. В этой группе нет одноклеточных. Все они образуют слоевища от тонких нитей из одного ряда клеток до огромных полос и лент бурого и синевато-бурого цвета. Почти все бурые водоросли растут будучи прикреплёнными к морскому дну, камням, другим водорослям. Размножение вегетативное, бесполое и полое. В морях южного полушария встречается самая крупная в мире водоросль – грушеностный макроцистис, длиной до 300 м. бурые водоросли кроме хлорофилла содержат ещё оранжевые, жёлтые, бурые пигменты.

В дальневосточных морях и морях Северного Ледовитого океана растёт ламинария – всем знакомая морская капуста.

Группа 2.(слайд 7)

Красные водоросли. На глубине от 100 до 200 метров бурые водоросли уже не встречаются. Здесь господствует другая группа растений – красные водоросли. Большинство из них многоклеточные. Размеры колеблются от нескольких сантиметров до метра в длину. В клетках красных водорослей, кроме хлорофилла, содержатся красные и синие пигменты в зависимости от сочетания красок окраска меняется от ярко – красной до голубовато – зеленой и желтой.

Внешне красные водоросли разнообразны: нитевидные, цилиндрические, пластинчатые и кораллоподобные. Обычно они прикрепляются к скалам, валунам разнообразным искусственным сооружениям, а иногда и к другим водорослям. Способы размножения красных водорослей разнообразны: деление слоевища, споры.

В морях нашей страны широко распространены филлофора и порфира.

Группа 3.(слайд 8)

Золотистые водоросли, как правило, обитают в воде, но встречаются и донные формы. Большинство золотистых водорослей встречается в основном в пресноводных бассейнах умеренного климата. Меньшее количество видов обитает в морях и солёных озёрах. Одноклеточная водоросль хромулина , развиваясь в массовом количестве, способна вызывать цветение воды.

Из пигментов здесь обнаружены хлорофилл а, однажды — хлорофилл е и много каротиноидов.

Одноклеточные, колониальные, реже многоклеточные (дисковидные, нитевидные, кустистые), преимущественно пресноводные организмы длиной до 2 см, свободно плавающие и прикрепленные.

Из многоклеточных форм можно встретить феотамнион. Эта водоросль, имеющая вид ветвящегося прямостоячего кустика.

Группа 4.(слайд 9)

Водоросли пресных водоемов – зеленые водоросли.

В тёплую погоду летом часто можно наблюдать цветение воды в лужах это– одноклеточная водоросль Хламидомонада. Таким образом, водоросли – это низшие споровые растения, содержащие в своих клетках хлорофилл

Прикрепляются к дну и коре. Свободно плавают.

Зелёные водоросли бывают одно- и многоклеточными. Они образуют нити, шаровидные колонии, листовидные структуры. Одноклеточная водоросль – хлорелла, образует зелёные налёты на коре деревьев. Самая крупная зелёная водоросль – морской салат. В благоприятный период размножается бесполым способом, а в неблагоприятный – половым, т.е. с помощью гамет.

Учитель биологии: Теперь каждая группа расскажет классу о своём отделе водорослей.

Учитель географии:От чего зависит размещение водорослей по планете? (от каких свойств воды в Мировом океане)

СОЛЕНОСТЬ

Соленость вод Мирового океана измеряется в промиллях. Средняя соленость морской воды 35 промиллей, наибольшая соленость в Красном море – 42 промилля.

ТЕМПЕРАТУРА МОРСКИХ ВОД

Средняя температура +17,4°С.

Самая низкая в Северном Ледовитом океане – 3° С.

С глубиной температура понижается, что оказывает большое влияние на распространение живых организмов в воде.(слайд 10)

Учитель биологии: распространенность водорослей зависит не только от солёности и температуры воды, но и от количества поступающего света. В зависимости от глубины отделы водорослей располагаются следующим образом:

— на поверхности зелёные и золотистые;

— до 100 м бурые;

— боле 100 м красные.

Учитель географии:

Физкультминутка. ,10 вопросов да или нет. Да – хлопок. Нет – помахали.

Вопросы:

Водоросли называют «легкими планеты»? (да)

Саргассово море образовано водорослями? (да)

На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез? (да)

Водоросли только многоклеточные? (нет)

В Северном Ледовитом океане водоросли произрастают? (да)

Водоросли размножаются только половым путём? (нет)

Водоросли вызывают “цветение” водоемов. (да)

Водоросли живут только в морях и океанах? (нет)

Водоросли создают кислород? (да)

Тело водоросли называют таллом? (да)

Учитель биологии:

Действительно талломом, т.к. у водоросли не выделяют ни корня, ни стебля, ни листьев. Они имеют особое строение, и мы вам предлагаем, используя текст учебника страницы 136, 138 и 141 выяснить строение водорослей.

“Слова-“перевертыши” по строению водорослей

Составьте названия известных вам терминов из слогов на карточке № 2 и дайте им определения.

Карточка № 2

1. сло-ще-е-ви

2. фора- хро- то- ма

3. зо-ды-и-ри

4. ос-зо-о-ры-по

(слайд 11) Ответы: 1. слоевище, 2. хроматофора, 3. ризоиды. 4. зооспоры

Учитель географии:

В мировом океане обитает большое количество представителей органического мира. Большинство из них в течение многих веков служат человеку пищей. С незапамятных времен человек добывает из морских и океанских вод рыбу, зверей, беспозвоночных животных — крабов, омаров, креветок, лангустов и различные виды съедобных моллюсков.

В Италии и других странах Средиземного моря пища населения более чем наполовину состоит из устриц, кальмаров, каракатиц. Для Японца нет более вкусного кушанья, чем поджаренные ломтики осьминога.

Мы сегодня изучали с вами водоросли. Они живут рядом с нами, часто помогают нам, но мы не замечаем их присутствия. Так давайте повнимательнее присмотримся к этому, часто скрытому от нас удивительному миру низших растений и выясним какую роль они играют в жизни человека и природы.

В ходе совместной работы выберите номера, отражающие положительное значение водорослей и их отрицательное значение.

Значение водорослей в природе и жизни человека.

  • Поглощение углекислого газа и выделение кислорода.

  • Ими питаются рыбы и другие животные.

  • Источник йода и минеральных веществ.

  • Чрезмерное размножение в оросительных каналах затрудняет подачу воды.

  • Место обитания животных и рыб.

  • Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затрудняет сезонный вылов рыбы.

  • Некоторые виды участвуют в почвообразовании.

  • Используется в косметологии.

  • Из багрянок получают желеобразующее вещество агар – агар, используемое в кондитерской промышленности.

  • Продукты питания.

  • Чрезмерное размножение водорослей в судоходных местах приводит к затруднению судоходства.

  • Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.

  • Биологическая очистка сточных вод.

Зачитать по цепочке положительное значение водорослей, а затем отрицательное.

Учитель биологии:

Можете ли вы сейчас ответить на вопрос: Что объединяет предметы на ваших столах между собой?

Вывод: Водоросли – древняя группа организмов, играющая важнейшую роль в жизни нашей планеты.(слайд 12)

Рефлексия.

Учитель задает вопрос: Какие ассоциации рождаются у вас, когда вы слышите слово “водоросль”. Представьте ваши знания в виде кластера «Мир водорослей» и оцените работу на уроке каждого члена команды.

Домашнее задание:

География: обобщить материал по теме «Гидросфера», составив кроссворд (не менее 10 слов)

Биология прочить параграф 35 и ответить на один из интересных вопросов.

1. Большинство водорослей зеленого цвета, однако, глубоководные водоросли – красные. Дайте объяснение этому явлению.

2. Ученые давно заметили, что в северных морях водоросли растут значительно лучше, чем в морях южных широт. Почему?

3. Учеными – альголагами было замечено, что бурая водоросль – ламинария сахарная, или морская капуста лучше растет в тех бухтах и заливах морей, которые находятся поблизости от городов. С чем это связано?

За работу на уроке угостить команды мармеладом и витаминами, чтобы не болели.



Для создания презентации использовались следующие материалы:

1. Модуль «Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей» https://fcior.edu.ru/card/27198/vodorosli-obshaya-harakteristika-odnokletochnyh-i-mnogokletochnyh-vodorosley-uglublennoe-izuchenie.html

2. Видеофрагмент «Зеленые водоросли» https://school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9d4ef-0a01-022a-0131-f9192c4e30d3/?interface=pupil&class=48&subject=29

3. Фотографии Интернета


Для разработки урока использовалась следующая литература:

  1. Анашкина Е. Н. Веселая биология. М.: Творческий центр Сфера, 2003

  2. Зюбанова С. Г., Щербакова Ю. В. Занимательная география. М.: Глобус, 2007

  3. Сонин Н. И., Семенцов В. Н., МишаковВ. Н. Дидактические карточки задания. М.: Дрофа, 2003

  4. Сивоглазов В. И. Биология. Тетрадь для оценки качества знаний. М. Дрофа, 2005




8

Свежие документы:  Программа личностного развития учащихся 5 классов через систему обучения и воспитания в кружке «Юный следопыт»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: