Конспект урока для 3 класса на тему «Основные формы земной поверхности: горы, равнины, холмы, овраги»


Тема урока: Основные формы земной поверхности: горы, равнины, холмы, овраги

Цели урока: дать детям понятие основных форм земной поверхности.

Задачи урока:

  • Образовательная: Содействовать формированию у учащихся представление о поверхности земли.

  • Развивающие: Способствовать развитию умения работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать критическое мышление.

  • Воспитательные: Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.


Учебный элемент, время.

Руководство по усвоению учебного материала.

Учебный материал с указанием заданий.

Методические указания

Шаг 0

1 мин.

Внимательно прочитайте цели урока.

Цели:

  1. Определить уровень знаний о формах земной поверхности.

  2. Знакомство с новыми понятиями: “вершина”, “склон”, “подошва”, “устье”, “дно”.

  3. Находить на карте необходимые географические объекты.


Шаг 1

3 мин.

Подготовительный этап.

Цель: Определить исходный уровень знаний об основных формах земной поверхности.


— Путешествуя по планете, люди видят вокруг себя много интересного. Например, отгадайте, что:

Отгадайте загадки.

Под облаками в снежной шапке,

Крутые склоны у меня

Я- выше всех на свете нашем

И называюсь я ….. (гора)


А я большим не вышел ростом,

Нет снега, да не крут и склон,

И называюсь очень просто

Меня все узнают, как ….. (холм)


Вокруг – простор и широта

Конца и края им не видно.

Какая чудная картина,

А называется ….. (равнина)


От дождей, текучих вод

Он растет из года в год

Он полей равнинных враг

А зовут его ….. (овраг)


— Каким словом мы можем объединить данные понятия? (формы поверхности нашей земли)

— Какие формы земной поверхности (рельеф) существуют на нашей планете? (горы, равнины, овраги, холмы)


Поработай в группе.


Что такое горы? (Горы – это высоко приподнятые участки земной поверхности. Они располагаются группами в ряд и образуют горные хребты.)

Какие бывают горы? (Горы бывают молодые и старые. Горы бывают высокие, средневысокие, низкие. У молодых вершины остроконечные, склоны крутые, а у старых – покатые и склоны пологие.)

Как на карте обозначаются горы? (ярко выраженным коричневым цветом)


Что такое равнины? (Равнина – это ровные или почти ровные участки земли.)

Какие равнины бывают? (Различают плоские и холмистые равнины.)

Объясните, почему равнины получили такие названия? (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистых равнинах есть возвышения.)

Как обозначаются равнины на карте? (Они обозначены зеленым и светло-коричневым цветами.)

Назовите равнины, расположенные на территории России (Восточно-Европейская и Западно-Сибирская)

Сравните равнины. Одинаковы ли они? Чем различаются? (Восточно-Европейская равнина имеет возвышения, Западно-Сибирская равнина совсем ровная)

Что помогло сделать такой вывод? (Цвет)







Работай индивидуально.

  1. Отгадай предложенные загадки.

  2. Прими участие в беседе класса (общая проверка).

  3. Поставь себе оценку в маршрутный лист.






















Работай в группе.

  1. Прочитайте вопросы на карточке.

  2. Постарайтесь на них ответить, выслушивая друг друга.

  3. Сообщите результаты вашей работы классу

  4. Оцените работу каждого в группе.

  5. Поставьте оценки в маршрутный лист.


Шаг 2

15 мин.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с новыми понятиями.

Цель: Познакомиться с новыми понятиями «овраг» и «холм». Выяснить из каких частей состоит холм и овраг.

1. Работа с учебником.

Прочитайте текст на стр. 31 – 34

Простым карандашом выделите в тексте новые сведения

2. Ответь на вопросы.


— О каких новых формах земной поверхности говорилось в тексте? (Об оврагах и холмах)

— Что такое овраг? (Овраг – это углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами)

— Из каких частей состоит овраг? (Вершина, устье, дно и склоны)

— Что такое вершина оврага? (Место, где начинается овраг)

— Что такое устье оврага? (Место, где заканчивается овраг)

— Что называют холмами? (Холмы – это не большие возвышения на равнинах)

— Из каких частей состоит холм? (вершина, склон и подошва)





Работай индивидуально.

    1. Прочитай внимательно текст учебника

    2. Прими участие в беседе класса (обсуждение прочитанного)













Шаг 3

5 мин.

Практическая работа

Цель: Научиться определять и называть различные формы земной поверхности и их строение

Работа в печатной тетради

Работай в паре.

  1. Прочитайте задание. Постарайтесь его выполнить. В случае затруднения – спросите у учителя.

  2. Сравните вашу запись с контрольной на доске.

  3. Поставьте оценки друг другу. Выставьте их в маршрутный лист.

Шаг 4

10 мин.

Определение уровня полученных знаний

Цель: Определить уровень усвоенного материала.


1. Самостоятельная работа.


Тест.

Формы земной поверхности.

  1. Как называется ровный участок земли, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте?

— Поле

— Луг

— Равнина

  1. Как называется углубление в земле с крутыми и обрывистыми склонами?

— Яма

— Рытвина

— Овраг

  1. Как называется место, где начинается гора и холм?

— Склон

— Подножие

— Вершина

  1. Чем гора отличается от холма?

— Местом расположения

— Занимаемой площадью

— Высотой

  1. Каких равнин не бывает?

— Плоских

— Овражных

— Холмистых

  1. Какой высоты могут достигать холмы?

— До 200 метров

— До 500 метров

— До 1000 метров

  1. Как называется место, где начинается овраг?

— Подошва

— Вершина

— Устье

Проверка.



Работай индивидуально.

1. Прочитай вопросы теста, выбери и отметь правильные ответы.

    1. Обменяйся модулем с товарищем. Проверь его тест (взаимопроверка).

    2. Прими участие в беседе класса (общая проверка).

    3. Поставь оценку товарищу и верни модуль.

    4. Просмотри свою работу, проверенную товарищем.

    5. Поставь себе оценку в маршрутный лист.

Шаг 5

5 мин.

Рефлексия


Цель: подвести итог работы.


— О каких формах земной поверхности мы сегодня говорили?

— Из каких частей состоит овраг? Холм?


— С какими формами земной поверхности вы познакомились? (Горы, равнины, холмы и овраги)

— Какие бывают равнины? (Плоские и холмистые).

— Какая форма земной поверхности называется холмом?

— Из каких частей состоит холм?

— Какая форма земной поверхности называется оврагом?

— Из каких частей состоит овраг?

— Какие горы нашей страны вы можете назвать?

— Какие равнины вы знаете?

        1. Прими участие в работе класса.

        2. Сделай выводы.

        3. Подумай, достиг ли ты цели данного урока.

Если ты не достиг цели или достиг её частично, то повтори дома материал по данной теме в учебнике – с.31-34.

Самооценка


  1. На какую оценку вы оценили свой труд на уроке?

  2. Какой вид деятельности вам больше нравится:

а) слушать учителя,
б) работать самостоятельно,
в) отвечать на вопросы,
г) выполнять практическую работу в контурной карте,
д) отвечать на вопросы “да” или “нет”.

1. Поставь себе в маршрутном листе общую оценку за работу на уроке.

2. Поставь оценку классу за работу.

3. Оцени, как работали твои товарищи.




Шаг 6

1 мин.

Домашнее задание: стр. 31 – 34, прочитать текст и ответить на вопросы.





Тема урока: Основные формы земной поверхности.

У. Э., время.

Учебный материал с указанием заданий.

Методические указания

Шаг 0

1 мин.

Цели:

              1. Определить уровень знаний о формах земной поверхности.

              2. Знакомство с новыми понятиями: “вершина”, “склон”, “подошва”, “устье”, “дно”.

              3. Находить на карте необходимые географические объекты.


Шаг 1

3 мин.

Цель: Выяснить, какие формы земной поверхности нам известны.

Отгадайте загадки.

Под облаками в снежной шапке,

Крутые склоны у меня

Я- выше всех на свете нашем

И называюсь я …..


Вокруг – простор и широта

Конца и края им не видно.

Какая чудная картина,

А называется …..


А я большим не вышел ростом,

Нет снега, да не крут и склон,

И называюсь очень просто

Меня все узнают, как …..


От дождей, текучих вод

Он растет из года в год

Он полей равнинных враг

А зовут его …..



Поработай в группе.

— Что такое горы?

— Какие бывают горы?

— Как на карте обозначаются горы?

— Что такое равнины?

— Какие равнины бывают?

— Объясните, почему равнины получили такие названия?

— Как обозначаются равнины на карте?

— Назовите равнины, расположенные на территории России

— Сравните равнины. Одинаковы ли они? Чем различаются?

— Что помогло сделать такой вывод?


Работай индивидуально.

  1. Отгадай предложенные загадки.

  2. Прими участие в беседе класса (общая проверка).

  3. Поставь себе оценку в маршрутный лист.










Работай в группе.

  1. Прочитайте вопросы.

  2. Постарайтесь на них ответить, выслушивая друг друга.

  3. Сообщите результаты вашей работы классу

  4. Оцените работу каждого в группе.

  5. Поставьте оценки в маршрутный лист.


Шаг 2

15 мин.

Цель: Познакомиться с новыми понятиями «овраг» и «холм». Выяснить из каких частей состоит холм и овраг.

1. Работа с учебником.

Прочитайте текст на стр. 31 – 34

Простым карандашом выделите в тексте новые сведения



Работай индивидуально.

  1. Прочитай внимательно текст учебника

  2. Прими участие в беседе класса (обсуждение прочитанного)

Шаг 3

5 мин.

Цель: Научиться определять и называть различные формы земной поверхности и их строение

Работа в печатной тетради

Работай в паре.

  1. Прочитайте задание. Постарайтесь его выполнить. В случае затруднения – спросите у учителя.

  2. Сравните вашу запись с контрольной на доске.

  3. Поставьте оценки друг другу. Выставьте их в маршрутный лист.

Шаг 4

10 мин.

Цель: Определить уровень усвоенного материала.

1. Самостоятельная работа.

Тест. Формы земной поверхности.

  1. Как называется ровный участок земли, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте?

— Поле

— Луг

— Равнина

  1. Как называется углубление в земле с крутыми и обрывистыми склонами?

— Яма

— Рытвина

— Овраг

  1. Как называется место, где начинается гора и холм?

— Склон

— Подножие

— Вершина

  1. Чем гора отличается от холма?

— Местом расположения

— Занимаемой площадью

  1. — Высотой

  2. Каких равнин не бывает?

— Плоских

— Овражных

— Холмистых

  1. Какой высоты могут достигать холмы?

— До 200 метров

— До 500 метров

— До 1000 метров

  1. Как называется место, где начинается овраг?

— Подошва

— Вершина

— Устье



Работай индивидуально.

  1. Прочитай вопросы теста, выбери и отметь правильные ответы.

  2. Обменяйся модулем с товарищем. Проверь его тест (взаимопроверка).

  3. Прими участие в беседе класса (общая проверка).

  4. Поставь оценку товарищу и верни модуль. Просмотри свою работу, проверенную товарищем.

  5. Поставь себе оценку в маршрутный лист.

Шаг 5

5 мин.

Цель: Подведи итоги работы.

— С какими формами земной поверхности вы познакомились?

— Какие бывают равнины?

— Какая форма земной поверхности называется холмом?

— Из каких частей состоит холм?

— Какая форма земной поверхности называется оврагом?

— Из каких частей состоит овраг?

— Какие горы нашей страны вы можете назвать?

— Какие равнины вы знаете?

        1. Прими участие в работе класса.

        2. Сделай выводы.

        3. Подумай, достиг ли ты цели данного урока.

Если ты не достиг цели или достиг её частично, то повтори дома материал по данной теме в учебнике – с.31-34.

Домашнее задание: стр. 31 – 34, прочитать текст и ответить на вопросы.



Контрольный листок по теме “Разнообразие поверхности земли”

ФИ___________________

1. Загадка.

Баллы ______

2. Работа в группе.

Баллы ______

3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

4. Практич. раб.

Баллы ______

5. Тест.

Ответы:_______________

Баллы ______

Общее число баллов ____

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

Контрольный листок.

к теме “Разнообразие поверхности земли”

ФИ___________________

1. Загадка.

Баллы ______

2. Работа в группе.

Баллы ______

3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

4. Практич. раб.

Баллы ______

5. Тест.

Ответы:_______________

Баллы ______

Общее число баллов ____

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

Контрольный листок.

к теме “Разнообразие поверхности земли”

ФИ___________________

1. Загадка.

Баллы ______

2. Работа в группе.

Баллы ______

3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

4. Практич. раб.

Баллы ______

5. Тест.

Ответы:_______________

Баллы ______

Общее число баллов ____

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

Контрольный листок.

к теме “Разнообразие поверхности земли”

ФИ___________________

1. Загадка.

Баллы ______

2. Работа в группе.

Баллы ______

3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

4. Практич. раб.

Баллы ______

5. Тест.

Ответы:_______________

Баллы ______

Общее число баллов ____

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

Контрольный листок.

к теме “Разнообразие поверхности земли”

ФИ___________________

1. Загадка.

Баллы ______

2. Работа в группе.

Баллы ______

3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

4. Практич. раб.

Баллы ______

5. Тест.

Ответы:_______________

Баллы ______

Общее число баллов ____

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______


Контрольный листок.

к теме “Разнообразие поверхности земли”

ФИ___________________

1. Загадка.

Баллы ______

2. Работа в группе.

Баллы ______

3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

4. Практич. раб.

Баллы ______

5. Тест.

Ответы:_______________

Баллы ______

Общее число баллов ____

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

Контрольный листок.

к теме “Разнообразие поверхности земли”

ФИ___________________

1. Загадка.

Баллы ______

2. Работа в группе.

Баллы ______

3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

4. Практич. раб.

Баллы ______

5. Тест.

Ответы:_______________

Баллы ______

Общее число баллов ____

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

Контрольный листок.

к теме “Разнообразие поверхности земли”

ФИ___________________

1. Загадка.

Баллы ______

2. Работа в группе.

Баллы ______

3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

4. Практич. раб.

Баллы ______

5. Тест.

Ответы:_______________

Баллы ______

Общее число баллов ____

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

Контрольный листок.

к теме “Разнообразие поверхности земли”

ФИ___________________

1. Загадка.

Баллы ______

2. Работа в группе.

Баллы ______

3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

4. Практич. раб.

Баллы ______

5. Тест.

Ответы:_______________

Баллы ______

Общее число баллов ____

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

Контрольный листок.

к теме “Разнообразие поверхности земли”

ФИ___________________

1. Загадка.

Баллы ______

2. Работа в группе.

Баллы ______

3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

4. Практич. раб.

Баллы ______

5. Тест.

Ответы:_______________

Баллы ______

Общее число баллов ____

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______


















Свежие документы:  Тест по теме "Реки России" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: