Тема урока: Основные формы земной поверхности: горы, равнины, холмы, овраги
Цели урока: дать детям понятие основных форм земной поверхности.
Задачи урока:
Образовательная: Содействовать формированию у учащихся представление о поверхности земли.
Развивающие: Способствовать развитию умения работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать критическое мышление.
Воспитательные: Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.
Руководство по усвоению учебного материала. | Учебный материал с указанием заданий. | Методические указания | |||
Шаг 0 1 мин. | Внимательно прочитайте цели урока. | Цели:
|
| ||
Шаг 1 3 мин. | Подготовительный этап. | Цель: Определить исходный уровень знаний об основных формах земной поверхности.
— Путешествуя по планете, люди видят вокруг себя много интересного. Например, отгадайте, что: Отгадайте загадки. Под облаками в снежной шапке, Крутые склоны у меня Я- выше всех на свете нашем И называюсь я ….. (гора)
А я большим не вышел ростом, Нет снега, да не крут и склон, И называюсь очень просто Меня все узнают, как ….. (холм)
Вокруг – простор и широта Конца и края им не видно. Какая чудная картина, А называется ….. (равнина)
От дождей, текучих вод Он растет из года в год Он полей равнинных враг А зовут его ….. (овраг)
— Каким словом мы можем объединить данные понятия? (формы поверхности нашей земли) — Какие формы земной поверхности (рельеф) существуют на нашей планете? (горы, равнины, овраги, холмы)
Поработай в группе.
Что такое горы? (Горы – это высоко приподнятые участки земной поверхности. Они располагаются группами в ряд и образуют горные хребты.) Какие бывают горы? (Горы бывают молодые и старые. Горы бывают высокие, средневысокие, низкие. У молодых вершины остроконечные, склоны крутые, а у старых – покатые и склоны пологие.) Как на карте обозначаются горы? (ярко выраженным коричневым цветом)
Что такое равнины? (Равнина – это ровные или почти ровные участки земли.) Какие равнины бывают? (Различают плоские и холмистые равнины.) Объясните, почему равнины получили такие названия? (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистых равнинах есть возвышения.) Как обозначаются равнины на карте? (Они обозначены зеленым и светло-коричневым цветами.) Назовите равнины, расположенные на территории России (Восточно-Европейская и Западно-Сибирская) Сравните равнины. Одинаковы ли они? Чем различаются? (Восточно-Европейская равнина имеет возвышения, Западно-Сибирская равнина совсем ровная) Что помогло сделать такой вывод? (Цвет) |
Работай индивидуально.
Работай в группе.
| ||
Шаг 2 15 мин. | Самостоятельная работа с учебником. Работа с новыми понятиями. | Цель: Познакомиться с новыми понятиями «овраг» и «холм». Выяснить из каких частей состоит холм и овраг. 1. Работа с учебником. Прочитайте текст на стр. 31 – 34 Простым карандашом выделите в тексте новые сведения 2. Ответь на вопросы.
— О каких новых формах земной поверхности говорилось в тексте? (Об оврагах и холмах) — Что такое овраг? (Овраг – это углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами) — Из каких частей состоит овраг? (Вершина, устье, дно и склоны) — Что такое вершина оврага? (Место, где начинается овраг) — Что такое устье оврага? (Место, где заканчивается овраг) — Что называют холмами? (Холмы – это не большие возвышения на равнинах) — Из каких частей состоит холм? (вершина, склон и подошва)
|
Работай индивидуально.
| ||
Шаг 3 5 мин. | Практическая работа | Цель: Научиться определять и называть различные формы земной поверхности и их строение Работа в печатной тетради | Работай в паре.
| ||
Шаг 4 10 мин. | Определение уровня полученных знаний | Цель: Определить уровень усвоенного материала.
1. Самостоятельная работа.
Тест. Формы земной поверхности.
— Поле — Луг — Равнина
— Яма — Рытвина — Овраг
— Склон — Подножие — Вершина
— Местом расположения — Занимаемой площадью — Высотой
— Плоских — Овражных — Холмистых
— До 200 метров — До 500 метров — До 1000 метров
— Подошва — Вершина — Устье Проверка. |
Работай индивидуально. 1. Прочитай вопросы теста, выбери и отметь правильные ответы.
| ||
Шаг 5 5 мин. | Рефлексия
| Цель: подвести итог работы.
— О каких формах земной поверхности мы сегодня говорили? — Из каких частей состоит овраг? Холм?
— С какими формами земной поверхности вы познакомились? (Горы, равнины, холмы и овраги) — Какие бывают равнины? (Плоские и холмистые). — Какая форма земной поверхности называется холмом? — Из каких частей состоит холм? — Какая форма земной поверхности называется оврагом? — Из каких частей состоит овраг? — Какие горы нашей страны вы можете назвать? — Какие равнины вы знаете? |
Если ты не достиг цели или достиг её частично, то повтори дома материал по данной теме в учебнике – с.31-34. | ||
Самооценка
|
а) слушать учителя, | 1. Поставь себе в маршрутном листе общую оценку за работу на уроке. 2. Поставь оценку классу за работу. 3. Оцени, как работали твои товарищи.
| |||
Шаг 6 1 мин. | Домашнее задание: стр. 31 – 34, прочитать текст и ответить на вопросы. |
|
Тема урока: Основные формы земной поверхности.
Учебный материал с указанием заданий. | Методические указания | ||||
Шаг 0 1 мин. | Цели:
|
| |||
Шаг 1 3 мин. | Цель: Выяснить, какие формы земной поверхности нам известны. Отгадайте загадки.
Поработай в группе. — Что такое горы? — Какие бывают горы? — Как на карте обозначаются горы? — Что такое равнины? — Какие равнины бывают? — Объясните, почему равнины получили такие названия? — Как обозначаются равнины на карте? — Назовите равнины, расположенные на территории России — Сравните равнины. Одинаковы ли они? Чем различаются? — Что помогло сделать такой вывод? |
Работай индивидуально.
Работай в группе.
| |||
Шаг 2 15 мин. | Цель: Познакомиться с новыми понятиями «овраг» и «холм». Выяснить из каких частей состоит холм и овраг. 1. Работа с учебником. Прочитайте текст на стр. 31 – 34 Простым карандашом выделите в тексте новые сведения |
Работай индивидуально.
| |||
Шаг 3 5 мин. | Цель: Научиться определять и называть различные формы земной поверхности и их строение Работа в печатной тетради | Работай в паре.
| |||
Шаг 4 10 мин. | Цель: Определить уровень усвоенного материала. 1. Самостоятельная работа. Тест. Формы земной поверхности.
|
Работай индивидуально.
| |||
Шаг 5 5 мин. | Цель: Подведи итоги работы. — С какими формами земной поверхности вы познакомились? — Какие бывают равнины? — Какая форма земной поверхности называется холмом? — Из каких частей состоит холм? — Какая форма земной поверхности называется оврагом? — Из каких частей состоит овраг? — Какие горы нашей страны вы можете назвать? — Какие равнины вы знаете? |
Если ты не достиг цели или достиг её частично, то повтори дома материал по данной теме в учебнике – с.31-34. | |||
Домашнее задание: стр. 31 – 34, прочитать текст и ответить на вопросы. |
|
Контрольный листок. к теме “Разнообразие поверхности земли” ФИ___________________ 1. Загадка. Баллы ______ 2. Работа в группе. Баллы ______ 3. Вопросы по учебнику. Баллы ______ 4. Практич. раб. Баллы ______ 5. Тест. Ответы:_______________ Баллы ______ Общее число баллов ____ Ваша оценка ________ Оценка за урок _______ | Контрольный листок. к теме “Разнообразие поверхности земли” ФИ___________________ 1. Загадка. Баллы ______ 2. Работа в группе. Баллы ______ 3. Вопросы по учебнику. Баллы ______ 4. Практич. раб. Баллы ______ 5. Тест. Ответы:_______________ Баллы ______ Общее число баллов ____ Ваша оценка ________ Оценка за урок _______ | Контрольный листок. к теме “Разнообразие поверхности земли” ФИ___________________ 1. Загадка. Баллы ______ 2. Работа в группе. Баллы ______ 3. Вопросы по учебнику. Баллы ______ 4. Практич. раб. Баллы ______ 5. Тест. Ответы:_______________ Баллы ______ Общее число баллов ____ Ваша оценка ________ Оценка за урок _______ | Контрольный листок. к теме “Разнообразие поверхности земли” ФИ___________________ 1. Загадка. Баллы ______ 2. Работа в группе. Баллы ______ 3. Вопросы по учебнику. Баллы ______ 4. Практич. раб. Баллы ______ 5. Тест. Ответы:_______________ Баллы ______ Общее число баллов ____ Ваша оценка ________ Оценка за урок _______ |
Контрольный листок. к теме “Разнообразие поверхности земли” ФИ___________________ 1. Загадка. Баллы ______ 2. Работа в группе. Баллы ______ 3. Вопросы по учебнику. Баллы ______ 4. Практич. раб. Баллы ______ 5. Тест. Ответы:_______________ Баллы ______ Общее число баллов ____ Ваша оценка ________ Оценка за урок _______ | Контрольный листок. к теме “Разнообразие поверхности земли” ФИ___________________ 1. Загадка. Баллы ______ 2. Работа в группе. Баллы ______ 3. Вопросы по учебнику. Баллы ______ 4. Практич. раб. Баллы ______ 5. Тест. Ответы:_______________ Баллы ______ Общее число баллов ____ Ваша оценка ________ Оценка за урок _______ | Контрольный листок. к теме “Разнообразие поверхности земли” ФИ___________________ 1. Загадка. Баллы ______ 2. Работа в группе. Баллы ______ 3. Вопросы по учебнику. Баллы ______ 4. Практич. раб. Баллы ______ 5. Тест. Ответы:_______________ Баллы ______ Общее число баллов ____ Ваша оценка ________ Оценка за урок _______ | Контрольный листок. к теме “Разнообразие поверхности земли” ФИ___________________ 1. Загадка. Баллы ______ 2. Работа в группе. Баллы ______ 3. Вопросы по учебнику. Баллы ______ 4. Практич. раб. Баллы ______ 5. Тест. Ответы:_______________ Баллы ______ Общее число баллов ____ Ваша оценка ________ Оценка за урок _______ |