Конспект урока географии в 6 классе «Озёра. Водохранилища. Пруды»


Конспект урока географии в 6 классе

«Озёра. Водохранилища. Пруды»

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить знания об изученных ранее водоёмах посредством выполнения специально подобранных учебных заданий.

  • Сформировать представления о возникновении, строении, использовании озёр, водохранилищ, прудов посредством обучающей беседы, графической наглядности.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать и корригировать пространственное восприятие и мышление учащихся при чтении и зарисовке схем рек и озёр.

  • Корригировать операции синтеза и анализа во время учебно-познавательной деятельности.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формировать элементы научного мировоззрения, настойчивость, ответственность, любознательность учащихся в процессе изучения географии.

Оборудование: Учебники географии, карточки (Приложение №1, №2, №3), компьютер

Деятельность учителя

Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку. Психологический настрой на познавательную деятельность.

Записать дату в тетрадях.



  1. Проверка домашнего задания

— Какое домашнее задание вы выполняли?

— Поднимите руки, кто внимательно прочитал статью учебника! Сейчас я пройду по рядам и посмотрю, какие схемы у вас получились ( проходит по рядам).

Пользуясь схемой в тетрадях, расскажите, как человек использует реки.

-Один ученик будет рассказывать, а другой возьмёт конверт, выйдет к классной доске, будет доставать и прикреплять магнитиками соответствующие рассказу картинки (Приложение №1).


Какой вывод мы сделали с вами на прошлом уроке?


— Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились вчера во время самоподготовки.

-Я знала, что вы ответственные. А сейчас мы узнаем, кто из вас умеет разгадывать загадки.


-Мы должны были прочитать с 51-53 учебника и нарисовать схему «Использование рек» (рис 53)



Ученик 3 группы рассказывает, а 2 группы работает с иллюстрациями.

-Человек использует реки в промышленности, для отдыха, в сельском хозяйстве, для получения электроэнергии, в быту и как пути сообщения.

Ученик 3 группы читает вывод на с. 53

Реки имеют большое хозяйственное значение. По рекам сплавляют грузы и перевозят пассажиров. Воду рек используют для бытовых и хозяйственных нужд. В реках ловят рыбу. На берегах рек располагаются базы отдыха.

  1. Всесторонняя проверка знаний

Кругом вода, а с питьём беда.

Чуть дрожит на ветерке.

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий – в море.


Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.

— Назовите одним обобщающим словом: море, река, болото – это…

-Каким цветом на карте обозначают моря, океаны, реки?

-Как называется место, где река берёт своё начало?

-Углубление, по которому течёт река?

-Место впадения реки в море, озеро, другую реку?

— Река, впадающая в другую реку называется…?

— Реки, протекающие по равнинной местности называются…

-Реки, протекающие по гористой местности называются…

-А сейчас вы по описанию попробуете определить, о какой реке говорится: гористой или равнинной.

Учитель читает описание рек Волга, Терек (приложение №3), дети определяют какие это реки, обосновывают свой ответ.





-Посмотрите на схему, цифрами обозначены части реки, в тетрадях запишите названия, соответствующие каждой цифре. (Приложение №2)


Учитель проходит по рядам и оказывает индивидуаль-ную помощь (направляющую, стимулирующую) учащимся.

Дети отгадывают загадки и объясняют почему они так считают.

-Море


-Река





-Болото


Море, река, болото – это водоёмы.


-Их обозначают на карте синим цветом.

Учащиеся 1-2 группы.

— Исток.

— Русло.

— Устье.

-Притоком.

-Равнинными реками.


-Горными реками.

Учащиеся 1-2 группы.

— Волга – равнинная река, она течёт медленно и плавно, сливаясь с горизонтом, её пространство бороздят тысячи судов.

-Терек – горная река, он бурный, течёт между утёсами, воет…


Дифференциация по объему и сложности материала для детей разных познавательных способностей (группам 1,2 – 1 вариант, группам 3,4 – 2 вариант)


  1. Подготовка к изучению нового материала

— Давайте проверим работы. Сверьте свои работы с ключом (Приложение №3).

— Поднимите руки, кто выполнил всё правильно.

— Молодцы!

-Посмотрите в третий столбик нашей таблицы и скажите, какой водоём мы с вами ещё не изучали на уроках географии?

-Тема нашего урока будет звучать:

Озёра. Водохранилища. Пруды. (учитель записывает на доске)

Физкультминутка

https://www.proshkolu.ru/user/vikafedotova38/file/437797/




Дети поднимают руки.



Мы не изучали ещё озеро.



Дети записывают в тетрадях


  1. Изучение нового материала

Откройте страницу учебника 54, найдите определение озера, прочитайте про себя, а потом вслух, запишите в тетради.

— Поверхность земли может быть не только равнинной, на ней бывают горы, холмы и углубления.

-От чего возникают углубления на поверхности земли?

-Иногда земная поверхность опускается, прогибается после землетрясения, образуя углубление, иногда углубление образуется в кратере древнего вулкана, а иногда в результате горных обвалов. Если это углубление заполнится водой, то образуется озеро.

-Нарисуйте, как выглядит озеро, если на него посмотреть сверху? Учитель проходит по рядам.

— Правильно, так озёра изображают на плане, карте. А каким цветом оно должно быть обозначено на плане или карте?

— Возьмите синие карандаши и заштрихуйте им озеро.

-А откуда может появиться вода в озере?

-Совершенно верно, озёра могут питать воды ручьёв и рек, осадки, подземные воды.

— Вы нарисовали озеро, посмотрите и подумайте, какие воды питают ваше озеро?

Правильно, в наше озеро не является истоком для других рек. Такие озёра называют БЕССТОЧНЫМИ.

-Давайте повторим хором и подпишем своё озеро, чтобы запомнить новое слово.



-Может ли река брать начало из озера? То есть озеро может быть истоком реки?

-Значит, вода из этого озера будет стекать, и такое озеро называется СТОЧНЫМ.


-Давайте повторим хором и нарисуем сточное озеро и подпишем его.




-А может быть такое озеро, в которое будет впадать река, и из которого будет брать своё начало другая река?

-Нарисуйте такую схему. Дети рисуют, а учитель проходит по рядам (3-4 группе оказывает обучающую помощь).

Если в озеро впадает река, и другая река берёт начало, то такое озеро будет называться ПРОТОЧНЫМ. Подпишите свой рисунок.

Учитель вызывает ученика 1 группы для того чтобы нарисовать схему на доске.

— Таким образом, мы узнали, что озёра могут быть:

Посмотрите на свою схему, которую вы рисовали на самоподготовке «Использование рек» и давайте по ней разберём, как человек использует озёра.

-Для чего не использует человек озёра, но использует реки? Озёра, реки – естественные водохранилища.

— А может человек сделать сам углубление на поверхности земли?

-А если это углубление заполнят подземные и осадочные воды, ручьи принесут свои воды, то получится ПРУД.

— Можно будет брать воду для питья из пруда?

-Если человек перегородит реку плотиной, так как перегородили нашу реку Рефт, то получится ВОДОХРАНИЛИЩЕ. Кто отдыхал на Рефтинском водохранилище?

-Для чего было построено Рефтинское водохранилище?

-Ежегодно мы с ребятами принимаем участие в международном конкурсе «Pley energy» и бываем на экскурсии на Рефтинской ГРЭС, вы подрастёте, и мы вместе с Вами тоже побываем на это станции.

— А пока, давайте рассмотрим схему «Польза и вред водохранилища» с 55, рис. 59 учебника.


Озеро- впадина (углубление) на поверхности земли, заполненная водой.


Схема постепенно во время рассказа зарисовывается на доске учителем, учащимися в тетрадях.

Дети рисуют в тетрадях.





-На карте, плане озеро синего цвета.

Дети раскрашивают озеро синим цветом.

Учащиеся 1 группы.

— Горная река после обвала будет наполнять озеро, вода осадков, подземные воды.

— Наше озеро могут питать воды осадков или подземные воды.



БЕССТОЧНОЕ ОЗЕРО


Учащиеся 2-3 группы.

-Да, озеро может быть истоком реки.




СТОЧНОЕ ОЗЕРО море









ПРОТОЧНОЕ ОЗЕРО


море








Учащийся 1-2 группы

— Озёра можно использовать для бытовых нужд, отдыха, промышленности, сельского хозяйства, путей сообщения.

-Для получения электроэнергии

-Человек может сделать углубление в поверхности земли.





-Нет, вода в пруду будет застаиваться.


-Дети поднимают руки.


-На неё построили Рефтинскую ГЭС.

  1. Проверка понимания нового материала

— Заполним схему. Мы уже с вами знаем, что водоёмы бывают естественные и искусственные. Я начну чертить схему, а вы дополните её названиями тех водоёмов, которые мы сегодня изучали. Напомните мне, о каких водоёмах мы говорили?

— Разместите их названия в пустые рамки схемы. Слова для справок: озёра, водохранилища, пруды, сточные, бессточные, проточные. (для уч-ся 3-4групп)

-К какому озеру вы отнесёте озеро, из которого не бёрёт начало ни одна река, но одна река впадает в него?

-Молодцы, вы хорошо поняли учебный материал.





-Мы говорили об озёрах, водохранилищах и прудах.

Учащиеся 1-2 группы делают самостоятельно, 3-4 группа с помощью учителя.

Учащиеся 1группы

Это озеро называется бессточным, так как стока воды из него нет.



  1. Закрепление нового материала

— Давайте прочитаем с 54- 56 учебника.

— Составим по схеме «Польза и вред водохранилища» рассказ

Учащиеся 2-3 группы

-Польза водохранилищ в том, что они позволяют делать большие запасы воды и вырабатывать электроэнергию.

-Вред водохранилищ в том, что они затапливают плодородные земли , места обитания животных, приводят к обмелению рек.

  1. Итог, ДЗ

— Сегодня на уроке мы узнали много нового про озёра, водохранилища и пруды. Подведём итог, прочитав вывод урока с 56 учебника, он написан в красной рамочке. Оценивание учащихся.

Д/З: с 54-56 читать, устно ответить на в 1,2,3. Любознательные учащиеся (1-20 группа) прочитают дополнительный материал на с 56-57 и подготовят рассказ об одном интересном факте про озёра.


Литература и Интернет-ресурсы


Свежие документы:  Урок по теме: "Лесные зоны России"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: