Конспект урока «Климат и внутренние воды Восточно-Европейской равнины» Интегрированный урок географии и информатики 8 класс





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кировский лицей»

Города Кирова Калужской области





Конспект урока

«Климат и внутренние воды Восточно-Европейской равнины»

Интегрированный урок географии и информатики

8 класс





подготовили

учитель географии Попова Александра Сергеевна

учитель информатики Козлова Елена Ивановна























г. Киров 2014 год



Цель — Познакомить учащихся с климатом и речной системой Восточно – Европейской равнины; расширить кругозор учащихся при изучении климата равнины.

Задачи урока

Цели обучения:

  • развить навыки работы с навигационной системой «Глонасс»,

  • добиться более глубокого и прочного освоения темы программы,

  • сформировать навыки самостоятельной работы,

  • закрепить навыки работы с информацией (поиск, обработка).

  • сформировать навыки самостоятельной работы,

Цели воспитания:

  • развитие познавательного интереса к изучаемому предмету,

  • воспитание патриотизма,

  • внимания к истории Родины.

Цели развития:

  • развитие логического мышления, памяти, внимательности, аккуратности.

Цели познавательные:

  • повышение интереса к занятиям географией,

  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Оборудование:

Компьютеры с офисной программой Word, мультимедийный проектор, экран, листы заданий, программно технический комплекс «Космос – М2», программа APTViewer, навигационная система «Глонасс».

Здравствуйте ребята!

Сегодня наш урок проходит в знаменательную дату, когда весь мир отмечает 50 – ти летие запуска человека в космос.

12 апреля 1961 года гражданин СССР майор Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли.

Это особенный день — день триумфа науки и всех тех, кто сегодня трудится в космической отрасли.
А 2011– объявлен президентом Дмитрием Медведевым — годом Космонавтики, основоположником которой является наш земляк К.Э.Циолковский,

— А мы имеем отношения к космосу?

Учащиеся: Интернет, навигация, погода, программно – технический комплекс в нашем лицее, который позволяет получать снимки земной поверхности в режиме реального времени

Козлова

— Сегодня на уроке мы будем использовать снимки земной поверхности, полученные с помощью комплекса «Космос – М2», которые помогут получить новые знания о Восточно – Европейской равнине.

И так тема урока «Климат и внутренние воды
Восточно – Европейской равнины»

(Учащиеся записывают тему урока)

Учитель: Показать на карте Восточно – Европейскую равнину и дать характеристику ее географическому положению.

(Учащийся показывает и рассказывает)

Учитель: А теперь покажите равнину на снимке


(Показ ребенком на снимке — приблизительно) слайд 2

Учитель: Вы уверены в том, что это вся равнина?

Учащиеся: да, нет

Попова


Слайд 3

Действительно мы не можем увидеть всю Восточно – Европейскую равнину на снимке полученном с помощью нашего программно – технического комплекса «Космос – М2», так как зона обзора со спутника ограничивается широтным районом 50°СШ – 50° ЮШ; Так, для прибора AVHRR, применяемого на спутниках серии NOAA, чьи сигналы мы принимаем, пространственное разрешение (физический размер одного пикселя на поверхности Земли) составляет около 1 км, а полоса обзора 3000 км(по отношению к радиусу земли). Поэтому воспользуемся снимком любезно предоставленным нам Тамбовским лицеем № 43, который так же использует программно – технический комплекс «КОСМОС – М2»

Вывод соединенных снимков на слайде

Слайд 4

Козлова

Учитель показывает равнину на соединенных снимках

— Мы с вами определили географическое положение Восточно – Европейской равнины, а сейчас поговорим о ее внутренних водах и климате.

— Что входит в состав внутренних вод

Учащиеся: (реки, озера, подземные воды, многолетняя мерзлота)

— Найдем крупные реки и озера Восточно – Европейской равнины,

Учитель показывает и называет, а учащиеся записывают

— А теперь найдите эти реки и озера на снимке и подпишите.

Учащиеся рассаживаются за компьютеры

(Практическая работа)

Попова

— Какие действия необходимо выполнить для решения поставленной задачи?

Учащиеся: Открыть программу APTViewer, загрузить снимок

— так как у нас 2 снимка, то соответственно работаем с ними по очередно

Учащиеся: Для определения рек и озер активизируем слой Карта, и установим флажки на пунктах реки и берега.)

— Каким программным обеспечением воспользуемся для выполнения задания?

Учащиеся: программа Word, панель рисования

Алгоритм:

  1. Открыть программу APTViewer

  2. Открыть в программе APTViewer снимок 20090515082431.n17.mac

  3. Активизировать слой карты, выбрать реки, берега, границы

  4. Скопировать снимок Правка/Копировать

  5. Открыть программу Word

  6. Вставить снимок

  7. Аналогично выполнить действия со снимком 1103280817.mac

  8. Подписать искомые объекты, пользуясь атласом

  9. Сохранить файл , используя полное имя файла:
    Рабочий стол/ Урок 12 апреля/ Реки и Озера.doc

На экран выводиться слайд с правильными ответами для самопроверки.

Учащиеся поднимают руки, кто справился с заданием полностью или частично

Козлова

Учитель: Как вы видите на Восточно – Европейской равнине достаточно много рек. Мы с вами должны знать крупные реки и уметь определять бассейн рек.

Покажите реку Печору и её бассейн.

Учитель: Определим площадь бассейна реки Печоры и ее длину. Вычислить площадь бассейна по карте возможно, но достаточно долго и у вас еще недостаточно знаний для этого, поэтому воспользуемся возможностями программы APTViewer и быстро выполним вычисления

Практическая работа

Попова

Учитель: Какие действия необходимо предпринять для выполнения данного задания?

Учащиеся: Для определения бассейна реки необходимо активизировать слой Площади, а для определения длины реки слой расстояние.

Учитель: Возможно, ли сразу определить длину реки?

Учащиеся: Нет, так как река извилистая.

Учитель: Ваши предложения для реализации поставленной задачи?

Учащиеся: Определять расстояние по частям, а затем сложить

Учитель: Как более эффективно это выполнить?

Учащиеся: Увеличить изображение, определить расстояние по частям, занести их в таблицу и воспользоваться вставкой формулы в таблице Таблица/Формула/SUMM()

Учитель: Определите бассейн реки Печоры и длину реки, занесите полученные данные в документ Word сохраните файл с именем Бассейн и длина реки в папку 8 Б класса

Алгоритм:

  1. Открыть в программе APTViewer снимок 20090515082431.n17.mac

  2. Активизировать слой площади

  3. Выполнить вычисления площади бассейна реки Печора

  4. Скопировать снимок

  5. Открыть файл Бассейн и длина реки.doc используя путь к файлу
    Рабочий стол/ Урок 12 апреля/ Бассейн и длина реки.doc

  6. Занести результат вычисления

  7. Вставить снимок

  8. Отключить слой площади

  9. Активизировать слой расстояние

  10. Выполнить вычисления расстояний, разбив длину реки на участки

  11. Занести результаты вычислений в таблицу

  12. Выполнить автоматическое суммирование Таблица/Формула/SUMM()

  13. Сохранить изменения в файле Бассейн и длина реки.doc

Сравнение результатов учащихся и реальных данных на слайде выборочно с места спросить полученные результаты

Слайд 5

Козлова

Учитель: Речная система зависит от климата. Вспомним что такое климат?

Учащиеся: (Многолетний режим погоды, для какой – то местности)

Учитель: Какие факторы влияют на формирование климата

Учащиеся: Географическая широта, господствующие ветры рельеф, действие циклонов и анти циклонов, температура.

Учитель: Сегодня мы определим часть факторов по снимку, но для этого нам необходим снимок в режиме реального времени.

— Нас, людей, интересует в первую очередь параметры климата: температура, географическая широта, направление и скорость ветра. Для их определения нам необходим снимок в режиме реального времени.

Попова

Учитель: Получение снимка займет некоторое время и пока учащиеся получают снимок, мы предлагаем вам совершить виртуальное путешествие по Восточно – Еврапейской равнине. Окинем взглядом всю равнину, как она велика и величественна. А как вы думаете, что находится в этих местах?

Учитель останавливается в четырех точках на снимке и с помощью программы APTViewer получает координаты.

(Учащиеся формируют 4 группы)

Задание учащимся:

— По следующим координатам:

№ Группы

№1

Северная широта

54.6587

Восточная долгота

39.6955





№ Группы

№2

Северная широта

54.7853

Восточная долгота

31.9566



№ Группы

№3

Северная широта

55.0600

Восточная долгота

36.3700








№ Группы

№4

Северная широта

54.5597

Восточная долгота

36.2088






Определить населенный пункт, найти информацию о нем в Интернете и составить небольшое выступление. Сохранить файл в папке общего доступа сетевого окружения на главном компьютере.

Учитель: Как более эффективно определить населенный пункт?

Учащиеся: с помощью навигатора

с помощью навигатора «ГЛОНАСС» учащиеся определяют населенный пункт по координатам

Козлова

Учитель: На полученном снимке мы определим наличие циклона на равнине.

Учащиеся: находят циклон

Учитель: Определите скорость ветра в центре циклона и на его окраине. Количество осадков.

Учащиеся: Определяют с помощью снимка скорость ветра в циклоне и количество осадков

Вывод: скорость ветра в разных частях циклона не одинакова.

Учитель: Найдите города: Архангельск, Москва, Калуга, Киров. Определите температуру в этих населенных пунктах, составьте график и диаграммы по данным температур.


Попова

Практическая работа

Алгоритм выполнения:

  1. Открыть в программе APTViewer снимок 20090515082431.n17.mac

  2. Отрыть файл городов по пути файла Рабочий стол/ Урок 12 апреля/ ppoint2.txt

  3. Активировать слой города

  4. Открыть файл Температура.doc: Рабочий стол/ Урок 12 апреля/ Температура.doc

  5. Определите температуру по снимку и внесите данные в таблицу

  6. Постройте на основании таблицы диаграмму (выделить таблицу, Вставка/Рисунок/Диаграмма/)

  7. Измените тип диаграммы на график ( выделите диаграмму двойным щелчком, правой кнопкой мыши выбрать пункт тип диаграммы, выбрать график, ок)

  8. Сохраните изменения в файле

Козлова

— Вы все получили графики температур. Видя полученный график, какой можно сделать вывод?


Температура зависит от географической широты, чем севернее территории, тем температура ниже.

Попова

Учитель: Какие ветры господствуют на территории Русской равнины?

Учащиеся: Западные ветры.

Учитель: Какими свойствами они обладают?

Учащиеся: Из года в год на равнине наблюдаются не высокие температуры летом и не очень низкие зимой, действуют циклоны, температура изменяется в зависимости от географической широты.

Учитель: А это характерно, для какого типа климата?

Учащиеся: Для умеренно – континентального климата, значит климат на Восточно – Европейской равнине умеренно – континентальный.


Попова

Вернемся к нашему практическому заданию, в котором мы определяли по координатам населенные пункты, что же определила каждая группа, чем знамениты они и что интересного можно увидеть посетив их.

Учащиеся делают краткие выступления

Смоленск – в Смоленской области родился Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт.

Калуга – колыбель космонавтики, в ней жил и трудился Константин Эдуардович Циолковский

Рязань – в Рязанской области родился основоположник практической космонавтики Сергей Алексеевич Королев



Домашнее задание: найти стихи российских поэтов , в которых они воспевают красоту Восточно – Европейской равнины, составить презентации или буклеты о развитии ремесел на Руси.


Список использованной литературы


    1. Информатика учебник 8 класса. Угринович А.Н., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.

    2. Современный урок географии. М, Школьная пресса, 2002 г.

    3. Хрестоматия по физической географии. Просвещение, 1999 г.

    4. Энциклопедия для детей, М — Аланта плюс.

Свежие документы:  Конспект урока по географии "Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: