Конспект урока по Географии «Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы»


Учитель: Штаутингер Евгения Викторовна

Тема: Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы.


Цель урока: Сформировать представление учащихся о градусной сетки.


Задачи урока:

— Ознакомиться с новыми терминами и понятиями «экватор», «параллель», «меридиан»;

— Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации; умения называть и показывать линии параллелей и меридианов на глобусе, определять полушария по глобусу.

— Показать практическую значимость знаний и умений работы с географической картой; развивать умение работать в коллективе, воспитывать толерантное отношение друг другу.


Тип урока: изучение нового материала


Методы: диалоговое обучение


Форма работы: групповая, индивидуальная


Оборудование: глобусы, карта мира, атласы, флипчарты,


Понятийный аппарат: градусная сетка, экватор, параллель, меридиан, Гринвичский меридиан.


Межпредметная связь: история


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент. Психологический настрой

Приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя

2

Стадия вызова

— Какие способы изображения земной поверхности вы знаете?










— Что общего между изображениями глобуса и чем они отличаются?



— Что общего между глобусом и картой?


— Какая же тема нашего урока. На какие вопросы мы должны с вами ответить?

1. Что это такое?

2. Как они выглядят на картах.

3. Для чего они нужны?

— Глобус, географическая карта, аэрофотоснимок, план местности.

Глобус – объемная модель Земли.

Аэрофотоснимки – съемки земной поверхности с летательных аппаратов.

План местности – чертеж, вид сверху небольшой поверхности земли, где условными знаками показаны объекты  (крупномасштабное изображение земной поверхности).

Географическая карта – плоское уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков.

— Шарообразная форма. Вращаются вокруг оси, наклон земной оси.

Отличия: на глобусе есть линии (параллели меридианы)


— На них изображен мир и на них есть линии (параллели и меридианы).


Записывают тему урока.

3

Изучение нового материала

Работа в группах

— Группа «Глобус»

— Группа «Особый меридиан»

— Группа «Меридианы»

— Группа «Параллели»

Дает задание группам:

— Обсудить материал в группах

— Составить по изучаемому материалу вопросы разного уровня.

— Выполнить творческую работу на флипчарте: раскрыть изучаемый материал.

Каждому ученику было дано опережающее задание, которое он должен подготовить к уроку.

1. И уже на уроке в группах ученики работают над этим материалом: обсуждение.

2. Распределяют роли в группах: одни составляют вопросы по изученному тексту, другие ученики группы выполняют творческую работу.

4

Выступление групп

Объясняет правила презентации работы группы:

— работу защищает каждый ученик группы;

— выступление сопровождается работой по карте;

— остальные учащиеся слушают и смотрят




Поочередно группы выступают в течение 3 минут. Далее выступающая группа задает вопросы другим группам с целью выяснить их внимательность, знание и понимание темы.

Группа «Глобус»

— Так называют старейший (1492г.) сохранившийся глобус. Его создатель Мартин Бехайм, считается первым выдающимся немецким путешественником мирового значения

Глобус Бехайма представляет собой металлический шар 507 мм (50 см) в диаметре, на нём обозначены Европа, Азия и Африка, но нет Нового Света (Америки, Австралии и Атарктиды), так как эти части света не были еще известны евроейцам. Эти территории они откроют позже.. На нём много географических неточностей и ошибок: Евразия представлена слишком вытянутой, расположение Африки неточно, но есть экватор, меридианы, тропики и изображения знаков зодиака. Глобус отражает знания европейцев об окружающем мире на конец XV века.


Группа «Особый меридиан»


Нулевой (Гринвичский) меридиан проходит через Гринвичскую обсерваторию близ города Лондона. Поэтому у Гринвичского меридиана есть другое название — лондонский На карте его показывают более жирной, чем остальные меридианы, линией. Нулевой меридиан разделяет земной шар на два полушария (Западное и Восточное). Нулевой меридиан проходит через город Лондон.
Его принято также называть самым начальным, нулевым.

Группа «Меридианы»

Кроме параллелей на глобусе и карте обозначены меридианы (долготы). Все они пролегают перпендикулярно экватору и пересекаются друг с другом в двух точках на Северном и Южном полюсах. К востоку от нулевого меридиана находится 180 меридианов (восточные долготы), к западу – 180 меридианов (западные долготы).

Меридианы – кратчайшие линии, условно проведенные на поверхности земли от одного полюса к другому. Все меридианы представляют собой полуокружности, сходятся у полюсов и имеют одинаковую длину (20 000 км).

На глобусе меридианы подписаны на экваторе. На карте – сверху и снизу.

«Меридиан» означает «полуденная линия». Ее направление совпадает с направление тени от предметов в полдень. Если идти все время по направлению этой тени. То обязательно придешь к северному полюсу, а в обратную сторону – к южному.


Группа «Параллели»


  На полпути между полюсами на «талии» Земли расположена большая линия окружности, которая на глобусе представлена в виде шва: место соединения северного и южного полушарий; эта линия окружности называется – экватор- самая длинная параллель. Экватор является линией широты с нулевым значением (0°). Параллельно экватору выше(севернее) и ниже (южнее) него расположены другие линии окружности — это другие широты Земли. Каждая широта имеет цифровое значение, и шкала этих значений измеряется не в километрах, а в градусах к северу и к югу от экватора до полюсов. Полюса имеют значения: Северный +90°, а Южный -90°. Широты (параллели) расположенные выше экватора называют северной широтой, а ниже экватора — южной широтой. Линии широты иногда называют параллелями, так как они идут параллельно Экватору. Если параллели измерить в километрах, то длины разных параллелей будут различны — они увеличиваются при приближении к экватору и уменьшаются к полюсам. Все точки одной параллели имеют одну широту, но различную долготу (описание долготы чуть ниже). Расстояние между двумя параллелями, которые отличаются на 1° равно 111,11 км. На глобусе, а также на многих картах, расстояние (интервал) от широты до другой широты обычно равно 15° (это, примерно 1 666 км). На рисунке №1 интервал равен 10° (это, примерно 1 111 км). Экватор — это самая длинная параллель, его длина — 40 тыс. км.

На карте полушарий параллели кривые линии (дуги), а экватор прямая линия. На глобусе параллели – окружности.



5

Закрепление нового материала

Предлагает заполнить таблицу

Признаки линий градусной сетки

Меридианы

Параллели


Какую форму имеют на глобусе?

Полуокружности

(дуги)

Окружности

Какую форму имеют на карте?

0 меридиан – прямая линия,

Остальные – дуги

Экватор – прямая линия,

Остальные – кривые линии

В какие стороны направлены?

Север-юг

Запад-восток

Длина в км

20 000 км

Экватор 40 000 км, уменьшается к полюсам

Длина в градусах (в 1° км)

111 км






Совместная работа




Работа по карте


Обобщение и систематизация знаний

Географический диктант (краткие ответы на вопросы)

  1. Кратчайшие линии, соединяющие географические полюса называют …

  2. Линии,  проведенные параллельно экватору называют …

  3. Отсчет параллелей ведется от  …

  4. Отсчет меридианов ведется от …

5. Параллели и меридианы образуют  …

Отвечают на вопросы


Оценивание

Предлагает ученикам обменяться работами географического диктанта и провести взаимооценивание.


Проверяют и оценивают работу друг друга.






Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса на тему "Проблемы охраны и преобразования природы родного края"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: