Учитель: Штаутингер Евгения Викторовна
Тема: Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы.
Цель урока: Сформировать представление учащихся о градусной сетки.
Задачи урока:
— Ознакомиться с новыми терминами и понятиями «экватор», «параллель», «меридиан»;
— Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации; умения называть и показывать линии параллелей и меридианов на глобусе, определять полушария по глобусу.
— Показать практическую значимость знаний и умений работы с географической картой; развивать умение работать в коллективе, воспитывать толерантное отношение друг другу.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: диалоговое обучение
Форма работы: групповая, индивидуальная
Оборудование: глобусы, карта мира, атласы, флипчарты,
Понятийный аппарат: градусная сетка, экватор, параллель, меридиан, Гринвичский меридиан.
Межпредметная связь: история
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||
1 | Организационный момент. Психологический настрой | Приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя | ||||||||||||||||||||
2 | Стадия вызова | — Какие способы изображения земной поверхности вы знаете?
— Что общего между изображениями глобуса и чем они отличаются?
— Что общего между глобусом и картой?
— Какая же тема нашего урока. На какие вопросы мы должны с вами ответить? 1. Что это такое? 2. Как они выглядят на картах. 3. Для чего они нужны? | — Глобус, географическая карта, аэрофотоснимок, план местности. Глобус – объемная модель Земли. Аэрофотоснимки – съемки земной поверхности с летательных аппаратов. План местности – чертеж, вид сверху небольшой поверхности земли, где условными знаками показаны объекты (крупномасштабное изображение земной поверхности). Географическая карта – плоское уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков. — Шарообразная форма. Вращаются вокруг оси, наклон земной оси. Отличия: на глобусе есть линии (параллели меридианы)
— На них изображен мир и на них есть линии (параллели и меридианы).
Записывают тему урока. | ||||||||||||||||||||
3 | Изучение нового материала Работа в группах | — Группа «Глобус» — Группа «Особый меридиан» — Группа «Меридианы» — Группа «Параллели» Дает задание группам: — Обсудить материал в группах — Составить по изучаемому материалу вопросы разного уровня. — Выполнить творческую работу на флипчарте: раскрыть изучаемый материал. | Каждому ученику было дано опережающее задание, которое он должен подготовить к уроку. 1. И уже на уроке в группах ученики работают над этим материалом: обсуждение. 2. Распределяют роли в группах: одни составляют вопросы по изученному тексту, другие ученики группы выполняют творческую работу. | ||||||||||||||||||||
4 | Выступление групп | Объясняет правила презентации работы группы: — работу защищает каждый ученик группы; — выступление сопровождается работой по карте; — остальные учащиеся слушают и смотрят
| Поочередно группы выступают в течение 3 минут. Далее выступающая группа задает вопросы другим группам с целью выяснить их внимательность, знание и понимание темы. Группа «Глобус» — Так называют старейший (1492г.) сохранившийся глобус. Его создатель Мартин Бехайм, считается первым выдающимся немецким путешественником мирового значения Глобус Бехайма представляет собой металлический шар 507 мм (50 см) в диаметре, на нём обозначены Европа, Азия и Африка, но нет Нового Света (Америки, Австралии и Атарктиды), так как эти части света не были еще известны евроейцам. Эти территории они откроют позже.. На нём много географических неточностей и ошибок: Евразия представлена слишком вытянутой, расположение Африки неточно, но есть экватор, меридианы, тропики и изображения знаков зодиака. Глобус отражает знания европейцев об окружающем мире на конец XV века.
Группа «Особый меридиан»
Нулевой (Гринвичский) меридиан проходит через Гринвичскую обсерваторию близ города Лондона. Поэтому у Гринвичского меридиана есть другое название — лондонский На карте его показывают более жирной, чем остальные меридианы, линией. Нулевой меридиан разделяет земной шар на два полушария (Западное и Восточное). Нулевой меридиан проходит через город Лондон. Кроме параллелей на глобусе и карте обозначены меридианы (долготы). Все они пролегают перпендикулярно экватору и пересекаются друг с другом в двух точках на Северном и Южном полюсах. К востоку от нулевого меридиана находится 180 меридианов (восточные долготы), к западу – 180 меридианов (западные долготы). Меридианы – кратчайшие линии, условно проведенные на поверхности земли от одного полюса к другому. Все меридианы представляют собой полуокружности, сходятся у полюсов и имеют одинаковую длину (20 000 км). На глобусе меридианы подписаны на экваторе. На карте – сверху и снизу. «Меридиан» означает «полуденная линия». Ее направление совпадает с направление тени от предметов в полдень. Если идти все время по направлению этой тени. То обязательно придешь к северному полюсу, а в обратную сторону – к южному. Группа «Параллели» На карте полушарий параллели кривые линии (дуги), а экватор прямая линия. На глобусе параллели – окружности.
| ||||||||||||||||||||
5 | Закрепление нового материала | Предлагает заполнить таблицу
| Совместная работа
Работа по карте | ||||||||||||||||||||
| Обобщение и систематизация знаний | Географический диктант (краткие ответы на вопросы)
5. Параллели и меридианы образуют … | Отвечают на вопросы | ||||||||||||||||||||
| Оценивание | Предлагает ученикам обменяться работами географического диктанта и провести взаимооценивание.
| Проверяют и оценивают работу друг друга. |