Разработка урока по теме «Горы и равнины»
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | ||||||||||
Орг. Момент (1 мин) Актуализация знаний (5 мин)
Осмысление и размышление (20 мин)
Физкультминутка (1 мин)
Рефлексия (10 мин)
Домашнее задание | Приветствует детей, проверяет отсутствующих. Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто отсутствует в классе?
Ведет диалог с учащимися. Ребята, Вы знаете, что на физических картах высоту суши и глубину океана относительно уровня моря показывают разными цветами. Как вы думаете почему?
Вспомните, как называются неровности на поверхности Земли?
Верно, молодцы! Рельеф является одной из важнейших характеристик литосферы. А как Вы думаете, а что включает в себя понятие рельеф? Какими формами он может быть представлен?При ответе на этот вопрос посмотрите, пожалуйста, на доску, перед Вами картины (на экран выводятся изображения:«Горы Кордильеры» и «Центральные равнины».)
Так молодцы. А какой у вас возникает вопрос при рассмотрении картин?
Какая сегодня будет тема урока? Молодцы, записываем тему урока в тетрадь. Ребята, а теперь давайте с вами самостоятельно попытаемся назвать основные признаки гор и равнин. Перед вами два стихотворения. Ребята, разделимся на группы и проанализируем эти стихотворения по группам(находят ассоциации и называют их)
Как угрюмый кошмар исполина, Поглотивший луга и леса, Без конца протянулась равнина И краями ушла в небеса. И краями пронзила пространство, И до звезд прикоснулась вдали, Затенив мировое пространство Монотонной печалью земли… Мне вновь по ночам горы снятся, И рвусь я всем сердцем туда, Где в небо вершины стремятся, Сверкая бриллиантами льда. Здесь скалы в немом ожидании Застыли на страже веков, И матовым блещет сиянье Холодная гладь ледников Здесь быстрые реки,сливаясь, Свой вечный ведут разговор, И душу тревожит живая, Безмолвная музыка гор Задает вопросы Ребята, а теперь давайте с Вами попытаемся на основе полученных ассоциаций сформулировать определения. Что же такое гора и равнина?. А теперь давайте сравним эти определения с определениями в учебнике и запишем в тетрадь. Ребята, а как вы думаете, все горы одинаковы по высоте
Верно. С помощью учебника давайте заполним кластеры. «Классификация гор по высоте» (см. кластер)
А как вы думаете, как мы можем определить высоту гор на карте?
А теперь поработаем с картой и атласом. Покажите на карте и назовите высокие, средневысотные и низкие горы; запишите примеры в кластер. Объясните, почему вы отнесли каждый конкретный пример к определенной группе гор? Вновь у нас физкультминутка, наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись. (наклоны назад и вперед) Голова устала тоже, так давайте ей поможем! Вправо, влево, раз и два. Думай, думай голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка. Далее мы рассмотрим равнины.
Попробуйте сами, без учебника, сказать, что такое равнины.
А теперь сравним с определением, которое вы прочитаете в учебнике.
Рассмотрите в учебнике два рисунка и ответьте, на что вы не обратили внимание, когда давали свое определение?
Определите, познакомившись с содержанием учебника с помощью быстрого просмотрового чтения, по какому признаку еще различаются равнины. А теперь давайте заполним оставшиеся кластеры, с помощью текста учебника. Как жеразличаются равнины по высоте? А каким цветом обозначены равнины на карте?
Работа с физической картой. https://school-collection.edu.ru/programs/view/ Покажите на карте у доски и назовите низменности, возвышенности и плоскогорья. Объясните, почему вы отнесли их к конкретному типу равнин по высоте. Познакомившись с равнинами и горами, ответьте, какая из этих форм рельефа является преобладающей на Земле? (используя карту) Теперь рассмотрим рельеф дна Мирового океана.
Рассмотрим рисунок в учебнике. Какие формы рельефа вы можете назвать?
А еще горы есть? Приведите примеры (используя рисунки и текст учебника). Работа с физической картой. Приведите примеры форм рельефа дна океана, покажите их на карте и определите глубину по шкале глубин. А теперь обобщим пройденный материал
5. Самые высокие горы на Земле: а) Уральские; б) Гималаи; в) Карпаты. 6. Самые протяженные горы на суше: а) Уральские; б) Скандинавские в) Анды. 7. По карте полушарий выявите, какой материк наиболее или наименее гористый. А теперь проанализируем урок. Выпишем в таблицу, что я знал до урока о горах и что узнал сейчас.
§ 20 стр. 68-70 1. Используя план описания гор, сравните горные страны: а) Гималаи Анды; б) Урал и Кавказ. Сделайте выводы. 2. Дайте описание рельефа своей местности, отвечая на вопросы по плану: а) Какими формами образован рельеф? б) Каковы средние высоты местности, максимальная абсолютная высота? в) Какие породы слагают местность? г) Какие полезные ископаемые добывают в вашей местности? Сделайте вывод, в чем особенности рельефа вашей местности. | Дежурный говорит, кто отсутствует в классе
Отвечают на вопросы учителя. Чтобы показать все неровности подводной и сухопутной поверхности Земли.
Все неровности земной поверхности называются рельефом.
Основными формами рельефа суши принято считать горы и равнины. Рассматривают картины: Мы видим горы и равнины.
Чем и почему отличаются горы и равнины? Почему рельеф Земли разнообразный? «Разнообразие рельефа Земли»
Стихотворение Ассоциации Мне вновь по ночам горы снятся, И рвусь я всем сердцем туда, Где в небо вершины стремятся, Сверкая бриллиантами льда. Здесь скалы в немом ожидании Застыли на страже веков, И матовым блещет сиянье Холодная гладь ледников Здесь быстрые реки,сливаясь, Свой вечный ведут разговор, И душу тревожит живая, Безмолвная музыка гор Красивые, надолго запоминаются Высокие, острые Покрыты льдом, а значит температура на вершине низкая Формировались, длительный период времени Перепад высот –так как реки текут быстро
Высказывают предположение. Записывают определения в тетрадь
Нет, они различаются по высоте.
Ребята начинают заполнять кластеры.
Отвечают на вопросы. С помощью цвета.Внизу карты находится шкала высот и глубин. По ней мы можем определить высоту гор.
Предлагают версии (чаще учащиеся говорят о том, что равнина плоская, без перепадов высот).
Отвечают на вопросы.
Равнинами называют обширные и довольно ровные участки земной поверхности.
На одном рисунке плоская равнина, на другом – холмистая. Мы не обратили внимание на то, что равнины отличаются небольшими перепадами высот и малыми уклонами. Ожидаемые ответы после просмотрового чтения: Равнины различаются по высоте. Если равнина находится не выше 200 м над уровнем моря – то ее называют низменностью. Равнина, абсолютная высота которой от 200 до 500 м, называется возвышенностью. Равнина, высота которой над уровнем моря более 500 м, называется плоскогорьем.
Заполняют кластеры.
Отвечают на вопросы Низменности – зеленым, возвышенности – желтым, плоскогорья – светло-коричневым.
У доски один ученик показывает и называет равнины, а остальные записывают в кластеры (см кластер)
Отвечают на вопросы Преобладающей формой рельефа являются равнины, т.к. занимают большую площадь суши.
Срединно-океанические хребты, которые проходят посередине океанов, высота относительно дна океана превышает 2000 м.
Да, одиночные горы. Примерами таких гор являются Курильские и Гавайские острова.
Один ученик у доски (Марианский желоб, Алеутский желоб, Срединно-Атлантический хребет, Гавайский хребет и т.п.). Устно отвечают на вопросы учителя. — Горы и равнины — Низкие (Уральские), средневысотные (Скандинавские), высокие (Альпы), высочайшие (Гималаи) — Низменности (Прикаспийская), возвышенности (Среднерусская), плоскогорья (Среднесибирское) — «да» — Гималаи — Анды — наиболее гористый – Евразия, наименее гористый – Австралия.
Заполняют таблицу.
Записывают задание на дом |