Конспект урока по Географии «Народы Евразии»


Тема урока: Народы Евразии.



Цель:

сформировать представление о населении Евразии, его численности и размещении населения, о национальном, религиозном и расовом составе и разнообразии населения Евразии.

Задачи:

повторить номенклатуру береговой линии Евразии;

развивать умения работы с различными источниками информации;

изучить новый материал по теме «Народы Евразии»;

развивать практическое использование знаний в повседневной жизни;

воспитывать толерантность к другим народам;

Средства обучения: персональный компьютер, интерактивная доска, презентация «Народы Евразии», диск «География 7 класс», учебник В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А.Щенев «География материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа, 2005, атласы 7 класс, настенная карта «Плотность населения. Народы», рисунок «Расы Евразии».

Тип урока: изучение нового материала.

1. Организационный момент

Мы ходим по улицам, глазами встречаемся.

С прохожими разными порой улыбаемся.

И если в ответ улыбаются лица,

Улыбка на сердце тогда сохранится.

Доброе утро! Прошу садиться.

Наш урок географии начну сегодня с пожелания. Желаю быть вам и себе тактичными на уроке. Тактичный человек всегда приветлив, любезен, готов оказать помощь другим. И уместна в данном случае фраза швейцарского мыслителя Иогана Лафатера:

«Хочешь быть умным: научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестать говорить, когда больше нечего сказать».

Итак, начинаем работать.

2. Работа с физической картой Евразии.

— Поработаем с физической картой Евразии

  • По карте показать и назвать океаны, которыми омывается материк.

  • По карте показать и назвать моря, которыми омывается материк. (Моря:Средиземное, Чёрное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Филиппинское, Восточно-Китайское, Жёлтое, Японское, Охотское, Берингово, Чукотское, Восточно-Сибирское, Лаптевых, Карское, Баренцево, Норвежское, Северное, Балтийское)

  • Назвать и показать крайние точки материка.

  • Показать крупные полуострова материка. (Полуострова:Аравийский, Индостан, Индокитай, Малакка, Корея, Камчатка, Таймыр, Скандинавский, Пиренейский, Малая Азия)

  • Назвать и показать крупнейшие острова у берегов Евразии. (Острова: Великобритания, Ирландия, Исландия, Сицилия, Крит, Шри-Ланка, Суматра, Калимантан, Ява, Сулавеси, Филиппинские, Японские, Сахалин, Новая Земля.)

  • Какими проливами или другими географическими объектами отделяется Евразия от Африки, Северной Америки (назвать и показать) Проливы: Гибралтарский, Малаккский, Берингов


3. Изучение новой темы.

Слайд 1.

Переходим к новой теме. Тема нашего урока «Народы Евразии». Сегодня будем говорить о населении Евразии: о численности и размещении населения, расовом, национальном и религиозном составе. Запишите тему в тетради, откройте параграф .

Человек в Евразии живёт с очень давних пор. Есть основания полагать, что некоторые районы Восточной и Южной Азии являются прародиной человеческого рода. Здесь найдены останки предков человека на разных ступенях развития. В Евразии известны древнейшие цивилизации Земли: в Индии, Китае, Месопотамии, на побережье Средиземного моря. Они сыграли большую роль в развитии человеческого общества.

Слайд 2.

На территории современной Евразии проживаетоколо 3/4 населения земного шара. Численность населения Евразии составляет около 4,9 млрд. человек. Запишите это в тетрадь.

А сейчас поработаем со статистическими данными по численности населения материков.

Сравните численность Евразии с численностью населения других материков. Какой вывод можно сделать в результате такого сравнения?

Слайд 3.

По карте «Плотность населения. Народы» выясните:

— Как размещено население по территории Евразии равномерно или неравномерно?

— Какие районы и почему имеют высокую плотность населения?

— Какие районы заселены слабо и почему?

Итак, сделаем вывод.

Слайд 4.

Запись в тетради:

В Западной Европе наиболее заселена прибрежная часть Атлантического океана.

Слайд5.

Редко заселены нагорья Тибета и Гоби, пустыни Аравийского полуострова.

Продолжим урок. Поговорим о расовом составе населения Евразии. Давайте вспомним из курса 6 класса что называют расами?

1. Раса – группа людей, объединенных общим происхождением и некоторыми внешними данными.

2.Расы – группы людей с характерными внешними признаками, которые передаются по наследству. По каким внешним признакам отличаются люди друг от друга?(Цветом кожи, цветом и структурой волос, разрезом глаз, овалом лица, формой носа и губ, формой черепа, пропорциями тела).

Слайд 7.

Правильно, именно по этим признакам, а мы их назовем расовые, отличаются группы людей. На Земле сформировались три основные человеческие расы – европеоидная, монголоидная, негроидная. Рассмотрим основные признаки каждой расы и распространение на материках.

Слайд 8,9

В тетрадь:из трех рас большую часть населения Евразиисоставляют народы евразийской и монголоидной расы.

Физминутка.

Работа с рисунком у доски.

По рисунку на магнитной доске определите представителей евразийской и монголоидной расы? При этом определите внешние признаки данной расы.

Что повлияло на морфологические признаки народов этих рас?(свет, тепло, условия природных зон.

-Представители каких рас есть среди вас?

Слайд 10

На материке Евразия проживает много народов.

Население Евразии делится по языковому признаку на семьи и группы.



Слайд 11.

Заполнение схемы на интерактивной доске

А сейчас обратимся за помощью к § 66 учебника. Прочитайте текст учебника на стр.254. заполните схему «Славянские народы» на интерактивной доске.

Слайд 12.

Далее перемещаемся в Западную Европу.

В Западной Европе живут германские народы и романские народы.

Слайд13.

Преобладающие народы Азии.

В тетрадь: Южная Азия заселена многочисленными индийскими народами, Восточная Азия – китайцами.

Работа с картой атласа «Плотность населения. Народы»

Какие семьи проживают на территории Евразии?

— К представителямкаких семей и групп относитесь вы?

Слайд 14.

А сейчас узнаете о распространении религий на материке. (Рассказ ученицы о религиях с использованием карты «Религии Евразии» в презентации).

— Приверженцы каких религий проживают на территории Евразии?

4. Закрепление изученного материала

1. Население Евразии в настоящее время превышает…
а) 3млрд. б) 500млн. 
в) 6млрд. г) 9млрд.

2. В Евразии встречаются представители рас:
а) монголоидной, негроидной; 
б) монголоидной, европеоидной; в) европеоидной, негроидной.

3. Наибольшая численность характерна для: а) русских; б) индусов; В) китайцев, г) японцев.

4. Главные причины высокой плотности населения в Западной Европе (природные условия, промышленность, давность заселения).

Итог урока.

— О чем мы вели разговор сегодня на уроке?

— Что для вас было наиболее интересно?

Оценки

Слайд15 д/з

Население Евразии разнообразно и многолико. Мы с вами относимся к жителям этого материка. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, т.е. быть толерантными, что значит терпимыми.

Слайд 16

И сегодня, я хочу подарить вам цветок толерантности в знак доброго, дружелюбного, уважительного отношения к вам. Он состоит из лепестков сострадания, милосердия, прощения, сотрудничества, уважения человеческого достоинства и прав других людей, принятия этих людей такими, какие они есть: неважно какого они цвета кожи, вероисповедания.

Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята вашего класса были преданными друзьями, потому что у вас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но вы можете относиться друг к другу дружелюбно, терпеливо, уважительно, по – доброму. Только добру открываются сердца.

Заключение. Ходите дорогами ясными,

Летайте высокими трассами.

Орбитой любви привета.

Пусть мчится вся наша планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом.

Спасибо за урок!

Свежие документы:  Урок для 10 класса по теме «Биологически активные соединения»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: