Конспект урока по Географии «Население, политическая карта Евразии» 7 класс


Урок географии. 7 класс.

Тема: Население, политическая карта Евразии.

Цель: дать знания о населении Евразии, численности, национальном и языковом составе материка.

Задачи урока:

Сформулировать представление о населении и государствах Евразии.

Рассмотреть особенности современной политической карты материка. Познакомить учащихся с различными государствами Евразии.

Способствовать развитию умений и навыков работы с географическими картами.

Развить познавательные мотивы, индивидуально- творческие способности учащихся, формировать постоянное стремление к обогащению современными научными знаниями.

Воспитать толерантность, коллективизм, ответственность и творческую активность.

 

Оборудование: физическая карта Евразии, карта плотности и населения, политическая карта мира, атласы.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Форма проведения: коллективная, парная, индивидуальная, практическая работа с картами.

Структура урока

  1. Орг. Момент.

  2. Психологический настрой

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе проведем урок.

Пожелайте успехов глазами

И вперед за новыми знаниями!


Настройтесь работать быстро, слушать внимательно, отвечать четко, умело работать с картой.  Проверим снаряжение:

  1. Моря есть, плавать нельзя.

Дороги есть, ехать нельзя.

Земля есть, пахать нельзя.

Луга есть, сеять нельзя. (географическая карта)

 

2. Карты в ней одна к одной сшиты в типографии,

Он теперь всегда с тобой гид по географии. ( атлас)

3. Шар не велик, лениться не велит,

Если знаешь предмет, то обойдешь весь свет. (глобус)

 

 

Повторим домашнее задание.

Проведем альтернативный диктант. ( отвечаем да – нет). Согласны ли вы с утверждением

  1. Расположение природных зон тесно связано с климатом и климатическими поясами. (да)

  2. В зоне арктических пустынь лето жаркое, продолжительное, температура достигает + 40° (нет)

  3. Природные зоны простираются в широтном направлении, начиная с арктических островов на север до зоны тайги, а на к югу располагаются с запада на восток в виде узких полос. (да)

  4. Во внутренних районах, где влаги много формируются зоны пустынь и полупустынь. (нет)

  5. Тундра – природная зона с суровым климатом, на болотистых почвах произрастают мхи, лишайники и древовидная растительность. (да)

  6. Тайга является зоной, где растут только широколиственные деревья (нет)

  7. В природных зонах лесостепей и степей распространены очень плодородные черноземные почвы, названные « царем почв», здесь выращивают зерновые культуры ( пшеницу, рожь, гречиху, ячмень, овес). (да)

  8. В зоне переменно- влажных лесов растут вечно зеленные деревья – магнолия, камелия, лавр, бамбук. Из животных обитают белые медведи и полярные лисицы. (нет)

  9. Тропические пустыни занимают Аравийский полуостров и пустыню Тар в Индии. (да)

  10. Во влажных экваториальных лесах произрастает более 40 тысяч видов растений, только пальм имеется около 300 видов. (да)


Коллективная форма работы, направленная на звуковое восприятие чужой речи и повторение домашнего задания « Найти ошибку»

Давайте посмотрим на физическую карту Евразии и послушаем, о чём я мечтаю.

Путешествие по Евразии.

Я очень люблю путешествовать. Лето. Отпуск, Я решила побывать в необычных точках материка Евразия. Села в самолёт и полетела на запад- к Тихому океану. Первая остановка была в Париже- столице Великобритании. Этот город окружают очень красивые горы Гималаи. Их мягкие, невысокие вершинки подчёркивают красоту ландшафта. Потом я добралась до побережья Норвежского моря. Субтропические растения- пихты, ели, сосны, кедры повсюду создавали уют и комфорт. Всюду летали бабочки, а в лесу можно было встретить даже сайгаков. Следующая остановка была на севере- на острове Шри- Ланка. Это самый холодный остров в арктическом климатическом поясе. Перелетев высокий Тибет, Тянь- Шань и Уральские горы я остановилась в центре добычи нефти- на Западно- Сибирской равнине, занимающей на сегодняшний день первое место в мире по добыче чёрного золота. Потом я полетела на восток, к Атлантическому океану. Там мощное течение Гольфстрим омывает берега полуострова Камчатка и создаёт там резко- континентальный климат. Побывав в знаменитой Долине гейзеров, я вернулась домой.

— Молодцы! Вы узнали, какие географические ошибки допускаю я.

— Знакомясь с характеристикой материка, мы затронули все природные компоненты. Для того, чтобы информация о материке была полной, что ещё мы должны узнать о материке?

Проблема: Почему на материке Евразия проживает более 4 млрд. человек ( Мозговой) штурм).

  Материк Евразия самый большой по численности населения и по количеству государств материк. И мы переходим к теме нашего сегодняшнего урока « Население и политическая карта Евразии» . Будем исследовать материк дальше.

            Человек на материке Евразия живет с очень давних пор. Есть основания полагать, что некоторые районы Восточной и Южной Азии являются прародиной человеческого рода. Здесь найдены останки предков человека на разных ступенях развития.

            В Евразии известны древнейшие цивилизации Земли в Индии, Китае, Месопотамии, на побережье Средиземного моря.

            На материке Евразия проживает более 4 млрд. Человек, ¾ населения земного шара.

Сенсационная новость.

На планете Земля родился 7 млрд. житель планеты. Ежесекундно население увеличивается на 3 человека, а ежегодно на 90 млн.

 

Перед вами инструктивная карточка

 

Население и страны Евразии.

1. Человек в Евразии живет с очень давних пор. Есть основания полагать, что некоторые районы Восточной и Южной Азии являются прародиной человеческого рода. Здесь найдены останки предков человека на разных ступенях развития.

В Евразии известны древнейшие цивилизации Земли:

— в Индии

— Китае

-Месопотамии,

— на побережьях Средиземного моря.

Они сыграли большую роль в развитии человеческого общества.

На территории Евразии располагаются крупные страны мира по площади: Россия, Китай, США, Канада, Австралия и мельчайшие – Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Ватикан и др.

Работа в группах. Раздаю детям разрезанные карточки с изображением лиц представителей различных рас ( разрезается на четыре полосы- волосы, глаза, нос, рот)

Из составных частей соберите карточки. Что же у вас получилось? – правильно, портреты представителей разных раз.

— А кто из вас помнит, что такое раса? Раса- это исторически сложившаяся группа людей, выделяемая на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве( цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и др.)

Население Евразии многообразно по расовому и национальному составу. Большую часть составляют народы европейской расы.

Задание. По данным таблицы опишите особенности рас Евразии:

 

Европеоидная

Монголоидная

Экваториальная

Северная

Южная

Центральная и Восточная

Острова Южной Азии Индостана

Заселяют Северную и Северо-западную территорию материка, волосы и глаза светлые

Южная Европа, Юго-Западная Азия. Темные глаза и  волосы, смуглая кожа

Низкорослые, кожа желт., темные узкие глаза, широкий нос, прямые темные волосы

Темнокожие, широколицые, темные волнистые волосы


 

      1. Задание. Определить расовый и национальный состав Евразии. Какие расы проживают на территории Евразии (определение рас)?

 Группы людей со сходными расовыми признаками называются  человеческими расами. По данным таблицы опишите особенности рас Евразии. Почему же существуют такие различия во внешнем облике представителей различных рас и почему каждой расе свойственны те или иные признаки?

 В результате общения народов разных рас существуют смешанные расы.

Вывод: ученые считают, что человеческие расы сформировались в результате приспособления к разным условиям окружающей среды и эти условия наложили свои отпечатки на представителей различных рас. На Земле провозглашено равенство рас. Все расы между собой равны. Доказано, что среди рас нет высших или низших. Равенство рас доказано многими учеными. Одним из них был Н.Н. Миклухо — Маклай.


Работа с картой « Народы и плотность населения мира»

 


Задание 1. Какие народы, их семьи и группы проживают на территории Евразии? Назовите и покажите на карте.

Задание 2. Покажите на карте наиболее заселенные части континента. Какие территории населены слабо и почему?

 

Религия.

            На территории Евразии возникли и получили дальнейшее развитие современные мировые религии

Мировые религии  

                  Буддизм                          Христианство                    Ислам

Азия родина всех основных религий мира. В Иерусалиме расположены религиозные святыни трех религий ислама, христианства и иудаизма.

            Политическая карта мира отображает территориально- политическое деление стран.

Карта, изображающая местоположение и границы государств на земном шаре называется политической картой мира.

Государств в мире более 250, а в Евразии около 90 Независимых государств. Страны Евразии по государственному устройству делятся на  республиканские и монархические.

            Республика — законодательный орган парламент, исполнительный — правительство, руководство на основе конституции осуществляет президент страны.

            Монархия- форма правления, где государством правит одно лицо, и власть передается по наследству от отца к детям


Монархия

Абсолютная                                    конституционная

Власть сосредоточена в                 власть ограничена исполняет

руках одного человека                   представительские функции

власть неограниченна                    Великобритания, Япония

король, шейх, султан


Классификация стран по географическому положению.

Приморские

Полуостровные

Островные и страны- архипелаги

Внутриконтинентальные.

Задание. Назовите страны, расположенные на побережье.

Государства, не имеющие выхода к морям и океанам

Какие государства граничат с девятью другими?


1. Страны большие по площади Россия, Китай, Индия, Казахстан,  Саудовская  Аравия

2. Высокоразвитые государства – Великобритания, Италия, Франция, Германия, Япония

3. Низкий уровень экономического развития —  Непал, Бутан, Камбоджи, Лаос.

      4. Нефтеэкспортирующие страны — Ливия, Саудовская Аравия, страны Персидского   залива.

      5. « Драконы Азии»  — интенсивно развиваются Южная Корея,  Сингапур,  Гонконг, Тайвань,  Тайвань,  Индонезия.

 

            В первой половине 90-х годов появилось два десятка государств на бывшей территории СССР и Югославии. Провозглашен суверенитет Чехии и Словакии, Бельгия перешла от унитарной формы правления к федеральной. У Камбоджи изменилась форма правления из республиканской на конституционную монархию. Германия воссоединилась, многие абсолютные монархии в Азии стали конституционными: Гонконг и Аомынь из колоний стали провинциями Китая.

            Наш  мир многолик. Мир Евразии состоит из 101 государство мира (2010 год) крупных, средних, маленьких, Республик и королевств, развиты постиндустриальные страны и бедные,  отстающие в своем развитии. Это Эйфелева башня и английский Биг — Бен, испанская коррида и Московский Кремль, Великая Китайская стена, Священная Фудзияма  Японии и католический Ватикан, это молодая Астана и Древний Рим. Но всех нас объединяет одно,  мы живем на одной земле, хотя мы и разные по цвету коже, вероисповеданию и интересам, мы жители планеты Земля.

 

Задание « Угадай объект» ( определим страну по описанию)

1.Республику называют страной природных контрастов. Когда на севере еще лежит снег, на юге у подножия гор цветут сады и тюльпаны. Республика поражает не только своими размерами природными богатствами, но и щедрым гостеприимством. ( Казахстан)

Мой Казахстан, велик, могуч!

В нем много рек и гор высоких

Народы в дружбе все живут

Нашли домашний все уют

Не знают горя и войны

И в край свой с детства влюблены

Живи, расти, моя страна.

Ты самая прекрасная!

2. Есть один полярный остров,

Он внутри, как самовар.

Там из расщелин в скалах острых

Со свистом вылетает пар

И в тот не сунется поток

Водичка словно кипяток

Столица страны льдов Рейкьявик  отапливается природной горячей водой и поэтому здесь отсутствует дым и копоть. Тепло подземных источников идет в парниковое тепличное хозяйство, где растут бананы и помидоры, дыни и виноград. Этот город считают самым чистым городом мира. О какой стране идет речь? ( Исландия)

3. В этой стране существует ежегодная традиция скашивания тюльпанов в середине мая. В этой стране установлен памятник корове. Есть музей сыра и горчицы. ( Нидерланды)

4.     На востоке есть страна

        Сакурой славится она.

        Подумай дам подсказку я

        На островах эта страна.

Страна, которую называют очень странно, страна « наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, белый цвет является траурным. Страной восходящего Солнца назвали соседи ее. Встает из-за моря, за горы садится оно. (Япония)

5. Эта страна считается законодательницей мод. Город Пломбьер дал свое имя знаменитому мороженому пломбир. В ней есть Альен, Марсель. В ней говорят мадемуазель. В ней красота и грация. Конечно это…(Франция)

6. В Европе есть страна

  На сапог так похожа она

   Арина ответит или Алия

   Что за прекрасная страна  (Италия)

7. У Красного моря эта страна

    С Саудовской Аравией соседствует она

    Страна та называется  (Йемен)

8. Две европейские страны имеют по два названия. Вспомните их. (Великобритания – Англия, Нидерланды — Голландия)

9. Назовите два европейско-азиатских государства (Россия, Турция)

10. Какая страна оканчивается на три « Я»  (Австрия)

11. Самая большая по населению страна мира, по ее территории протекают величайшие реки мира Янузы и Хуанхэ. Основная сельскохозяйственная культура — рис. (Китай- Пекин)

12. В декабре 1971 года семь княжеств Персидского залива: Абу- Даби, Дибай, Аджман, Шарджа, Умм- Эль- Кайвайн, Эль- Фуджайра и Рас-эль-Хайма – создали федеральное государство. Для создания федерального государства сыграло немалую роль обнаружение огромных запасов черного золота. Назовите государство и столицу. (ОАЭ)

 

Евразия стала колыбелью древней цивилизации и культуры в истории развития человечества и в дальнейшем будет оставаться центром развития и процветания человечества.


Первичное закрепление материала.


1. Подчеркните то слово, которое вы считаете лишним в каждой строчке:

Рим, Берлин, Лима

Израиль, Австрия, Алжир

Кейптаун, Пекин, Токио

Индия, Австралия, Пакистан

Астана, Алматы, Москва.


2. Подчеркните названия народов, проживающих на территории Евразии:

Арабы, русские, австралийцы, казахи, араваки, китайцы, американцы, берберы, шведы, немцы, мексиканцы, якуты.


Давайте проанализируем урок: Каков уровень поставленных целей, прокомментируйте свои впечатления, достижения, учебные умения.

Выводы:

1. Материк Евразия- самый густонаселённый материк земного шара.

2. На нём проживает более 2500 народов и народностей.

3. На материке располагается 101 стран мира.

4. Все страны Евразии подразделяются на группы по разным критериям.



Закрепление.

Тест « Евразия»

1. Самый крупный материк земного шара

И) северная Америка

К) Южная Америка

Л) Антарктида

М) Евразия

 

2. На материке Евразия проживает

Н) 1 млрд.

О) 4 млрд.

П) 2 млрд.

Р) 3 млрд.

3. Сколько рас проживает на материке Евразия

И) 1

К) 2

Л) 3

М) 4

 

4. Представителями,  какой расы являются казахи

Н) Негроидной

О) Монголоидной

П) Европеоидной

Р) Смешанной

 

5. Самое большое государство по территории

Б) Китай

В) Индия

Г) Канада

Д) Россия

 

6. Самое крупное по численности населения государство мира

Е) Китай

Ж) Япония

З) Канада

И) Польша

 

7. Самый многочисленный народ мира

У) монголы

Ф) поляки

Х) русские

Ц) китайцы

 

 

1

2

3

4

5

6

7

М

О

Л

О

Д

Е

Ц


 Выставление отметок за урок.


Рефлексия.

Напишите мини- сочинение на тему « Я хотел бы побывать в ?, потому что……»



Заключительное слово учителя:


Мы много сегодня изучили.

Материал географии повторили

Молодцы, скажу я Вам

И наставления всем дам.

Чтоб в географии преуспеть.

Надо знания, умения, желание иметь.

Надо к знаниям стремиться

На уроках не лениться

И тогда оценку 5

Каждый будет получать.

 

До скорой встречи на географических широтах!

 

 

 

 

 

 

 

 




Свежие документы:  Конспект урока по географии "Демография" 9-11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: