Конспект урока по Географии «Почвы и её состав» 8 класс


ГЕОГРАФИЯ 8 класс

Конспект открытого урока

«Почвы и её состав»

Цели урока:

1.Сформировать знание учащихся о почве как особом природном теле, показать великий вклад русского учёного В.В.Докучаева в создание и развитие науки о почвах, раскрыть влияние почвообразующих факторов на формирование почвы, познакомить учащихся со строением и разнообразием почв.

2.Продолжать развивать умение работать с различными источниками информации (учебник, карты атласа, таблицы, Интернет ресурсы), развивать логическое мышление, самостоятельность.

3.Воспитывать любовь к родной земле, бережное отношение к природным богатствам нашей страны.

Оборудование: учебник « География России. Природа. Население. Хозяйство», карты атласа, почвенная карта России, физическая карта России, карточки с заданиями для экспериментов, образцы почв, схемы, компьютер, презентация , приборы и инструменты для проведения опытов

Тип урока: урок формирования знаний.

Методы: исследовательский, познавательный, практико-ориентированный.

Термины и понятия: почва, плодородие, перегной (гумус), почвенный раствор, почвенные горизонты (гумусовый А1; вымывания А2; вмывания В; материнская порода С), почвоведение.

Эпиграф (на доске)

Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что может,

как прекрасна была бы Земля наша. А.П. Чехов

Ход урока:

I. Организационный этап (5 мин.)

Тестирование по пройденному материалу «Внутренние воды России» (карточки)

/Приложение 1./

Определение темы — загадка на слайде 1 Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

А я все терплю и добром плачу.

(Земля- кормилица)

Правильно!!!!

Определение и постановка цели и задач урока,

мотивация учебной деятельности учащихся.

Что мы с вами хотели бы узнать о почве?

  • что такое почва и каков её состав,

  • рассмотреть факторы почвообразования,

  • узнать о вкладе великого учёного Василия Васильевича Докучаева в формировании знаний о почвах,

  • познакомится с основными характеристиками и разнообразием почв.

План урока.

1.Почва и её состав.

2.Вклад В.В. Докучаева в развитие почвоведения, в формирований знаний о почве.

3.Почвообразующие факторы.

4.Свойства и строение почв (профиль почвы).

II. Актуализация знаний, объяснение нового материала (20 мин.)

1.Слово «почва» или более привычное «земля» вы слышите часто и знакомы с ней ещё с детства, когда совочками и ведёрками помогали родителям весной на огороде делать грядки.

По почве мы ходим, ездим, выращиваем на ней урожай, но не всегда задумываемся: что же такое почва?

В 18 веке шведский естествоиспытатель Карл Линней всё многообразие природы разделил на три царства: растительное, животное и минеральное.

Вопрос к классу:

К какому из этих царств относится почва?

Предполагаемые ответы учащихся:

Мне, кажется, что почва включает свойства всех трёх царств, но это что-то другое.

Верно, вы заметили:

почва – это особое природное тело, обладающее свойствами живой и неживой природы. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия органической и неорганической природы и обладает плодородием, т.е. способностью обеспечить растения необходимыми для их жизнедеятельности питательными веществами, водой, воздухом, теплом.

Можно сказать так: почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием.

Плодородие обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя ( показ картинки на экране).

Благодаря плодородию, почвы являются важнейшим природным богатством нашей страны, которое нужно беречь и охранять. Во время Великой Отечественной войны фашисты увозили на Запад не только драгоценности, шедевры мирового искусства, но и плодородные почвы (чернозёмы) с полей Украины и России.

2.Впервые выделил почву как «особое природное тело» русский учёный Василий Васильевич Докучаев, а продолжил его дело – ученик Владимир Иванович Вернадский.

(на презентации фото, сообщение — О.Дурягина).

Почва- это не только то, что прилипает к нашим рукам после работы на огороде и что мы обычно называем землёй. Помимо этих твёрдых частиц минералов и органических остатков почва состоит также из воды с растворёнными в ней органическими и минеральными соединениями (почвенный раствор), который движется к корням растений и даёт им питание. Почвенный воздух заполняет поры и пустоты и отличается несколько от атмосферного. Посмотрите внимательно на экран, показывающие % содержание газов в атмосферном воздухе и в почвенном. Вы видите, что % содержание углекислого газа и азота значительно выше в почвенном воздухе, чем в атмосферном.

Вопрос к классу: Как вы думаете, почему?

Ответ: Количество углекислого газа увеличивается в результате образования перегноя в почве.

Есть в почве и почвенные живые организмы, прежде всего микроорганизмы, невидимые глазом почвенные бактерии, почвенные водоросли, грибы. А также дождевые черви, многоножки, муравьи, кроты, которые оказывают влияние на процессы почвообразования. Представьте, что один крот передвигает на 1 га 50 тонн почвы, тем самым, измельчая её структуру.

Сделаем вывод.

3. Рассмотрим следующий вопрос: почвообразующие факторы.

В.В.Докучаев назвал почву «зеркалом ландшафта», подчёркивая тем самым то, что она отражает взаимодействия всех компонентов природы и является продуктом этого взаимодействия.

Вопросы к классу:

1.Какие факторы влияют на образование почв?

Ответ: Почвообразующие горные породы, климат, растительность, животный мир, грунтовые воды, деятельность человека, время.

3.Какое влияние оказывает климат на образование почв?

Ответ: Климат обеспечивает почвообразующие процессы влагой и теплом.

4.Как влияют на образования почв живые организмы и растения?

Ответ: Обогащают почву продуктами жизнедеятельности, изменяют структуру почвы, отмирая, растения разлагаются, образуя перегной.

Теперь сделаем вывод: (выводы делают учащиеся)

А). На разных породах образуются различные по составу и свойствам почвы.

Б). От количества и качества органического вещества зависит содержание гумуса.

В). Вода обеспечивает почву влагой.

Г). Деятельность человека может повышать плодородие или наоборот истощать, разрушать почву.

Запишите выводы в тетрадь.

Переходим к следующему вопросу.

ОТДОХНЕМ НЕМНОГО?! (физминутка)

4 . Практическая работа 1

Определение свойств и профиля почвы опытным путем

2 группы получают карточки с заданиями (Приложение 2,3.)

приборы и материалы для проведения работы

Выводы: по итогам проведения работ.

5. Разнообразие почв страны.

Практическая работа 2

Откройте карты атласа, найдите почвенную карту России, взглянув на неё, вы убедитесь, что на территории нашей страны большое разнообразие почв, и отмечены они на карте цветовой окраской.

Вопросы к классу:

1.Проанализируйте карту почв, назовите, какие почвы есть в нашей стране.

2.Как вы думаете, почему почвы нашей страны так многообразны?

3.Какие типы почв сменяют друг друга с севера на юг на территории России?

6. Закрепление — Вопросы к классу:

1. Что нового вы узнали на этом уроке?

2. Что вас заинтересовало и запомнилось?

Мы с вами подробно познакомились с образованием почв и их строением. Будем продолжать разговор и на следующих уроках. И я надеюсь, что вы поняли главное, что почва – это бесценный дар природы человеку, который надо беречь. Земля является матерью, кормилицей, и чем больше мы будем знать о ней, тем бережнее будем относиться, а она нам отплатит щедрыми урожаями. Может быть, кто-то из вас станет продолжать дело В. В. Докучаева, кто-то станет агрономом или трактористом, кем бы вы ни стали, относитесь к земле с почтением, посадите дерево, на клумбе – цветы, уберите мусор, и земля станет краше.

А.П. Чехов сказал:

«Если каждый человек на земле своей сделал бы всё, что может,

как прекрасна была бы Земля наша».

Подумайте над этими словами.

7. Итог урока. Оценка работы

8. Домашнее задание: параграф 23 читать,

составить в тетради краткий план ответа.

Свежие документы:  Практическая работа по географии для 9 класса по теме: "Размещение различных культур растениеводства"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: