Конспект урока по Географии «Внутренние воды»


Урок №5


Тема урока: « Внутренние воды».

Цель урока:

1) Сформировать знания о гидрографии материка Евразия;

2) Развивать умение работать с картой;

3) Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: Физическая карта Европы, презентация к уроку.


Ход урока

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.


II.Проверка домашнего задания.

1. Климатообразующие факторы (географическая широта, подстилающая поверхность, рельеф, близость к океанам, циркуляция атмосферы; самый большой материк)

2. Климатические пояса (арктический, субарктический, умеренный делится на сектора – морской, умеренно континентальный, резко континентальный и муссонный; субтропический – средиземноморский, высокогорный, муссонный; тропический – муссонный и континентальный; субэкваториальный и экваториальный)

3. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека (на сельское хозяйство, строительство, оздоровительные учреждения, промышленность; стихийные бедствия)


III.Всесторонняя проверка знаний.

Игра «Знаешь ли ты карту?»

— Что севернее: Аравийское море или море Лаптевых?

— Где расположен Персидский залив на сeвере от материка или на юге?

— Где находятся Курильские острова: с запaда или с востока от Евразии?

— Европа находится на западе или востоке материка?

— Какой канал отделяет Африку от материка Евразия?


V.Подготовка к объяснению новой темы.Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.

Проблемный вопрос: Какие типы питания рек вы знаете? Какие особенности рек зависят от рельефа Земли и климата?


V.Объяснение новой темы.

  1. Бассейн Северного Ледовитого океана (короткие реки Скандинавского полуострова, самый большой бассейн у реки Обь)

  2. Бассейн Атлантического океана (дождевое и снеговое питание, в горах – ледниковое; пригодны для судоходства, сильно загрязнены)

  3. Бассейн Тихого океана (муссонный климат, дождевое питание, самый большая длина у Янцзы)

  4. Бассейн Индийского океана (ледниковое и дождевое питание)

  5. Бессточный бассейн (самая крупная – Волга, на ней 7 крупных водохранилищ; снеговое, дождевое, подземными водами питание)

  6. Озера (большая часть на северо-западе материка; тектонические – Байкал (1620 м, — 20% пресной воды, впадают 336 рек), Иссык-Куль, Зайсан, Женевское; реликтовые – Каспий, Арал, Балхаш, Ван, Лобнор; мареновые – Ладога, Онега, Венерн, Веттерн)

  7. Современные оледенения (Исландия, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, север Новой Земли; высокогорья Альп, Кавказа, Тянь-Шаня, Памира, Тибета, Гималаев; самый большой ледник – Федченко (77 кмеликтовые -6 рекоды, Женевское материка; тектонические — Байкал, на Памире; многолетняя мерзлота на севере Евразии, на Таймыре толщина мерзлоты 1500 м)

  8. Болота (в Евразии 80% болот земного шара, особенно в Полесье, Мещере, Приамурье, Западно-Сибирской равнине, Колхиде, Прибалтике; торф)

  9. Подземные воды (артезианские – в Западной Сибири, Казахстане, Средней Азии, Монголии; минеральные воды, радоновые, теплые источники)


VI.Закрепление новой темы.

Работа в малых группах по карточкам..


Карточка№ 1:Опишите озера Ладожское, Онежское 
Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность? 

Карточка№2: Опишите озера Каспийское, Аральское. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность? 

Карточка№3: Опишите озера Байкал, Женевское. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность 

Карточка№4: Опишите озера Балхаш, Иссык-куль. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность? 

Карточка№5: Опишите озера Эльтон и Таймыр . Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность 

Карточки с заданиями: 

Карточка №1: Какие реки относятся к бассейну СЛ Океана, покажите, опишите реку Лену по плану. 

Карточка №2: Какие реки относятся к бассейну Атлантического океана, покажите, опишите реку Дунай по плану 

Карточка №3: Какие реки относятся к бассейну Тихого океана, покажите, опишите реку Янцзы по плану. 

Карточка №4: Какие реки относятся к бассейну Индийского океана, покажите, опишите реку Ганг по плану 

Карточка №5: Какие реки относятся к бассейну внутреннего стока, покажите, опишите реку Волга по плану. 

Карточка №6: ( всем) Определите типы питания рек (каждая команда свои реки) 
Вследствие резких климатических различий и особенностей рельефа, распределение внутренних вод Европы отличается крайней неравномерностью.


Вывод: Евразия богата внутренними водами. Это – крупные реки, большие и глубокие озера, запасы подземных вод, многочисленные болота и ледники. Их расположение и распространение непосредственно зависят от рельефа и климата.


VII.Презентация работ.(2 минуты)


VIII.Домашнее задание.§ 20


IХ. Рефлексия.

Ученики выставляют с помощью разноцветных смайликов оценку за урок.




Свежие документы:  Урок в 6 классе "Как люди открывали и изучали Землю"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: