Урок в 6 классе «Как люди открывали и изучали Землю»


Урок КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ И ИЗУЧАЛИ ЗЕМЛЮ


Цели: называть основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых; показывать маршруты важнейших путешествий; объяснять результаты путешествий и научных открытий.

Оборудование: физическая карта мира, портреты великих мореплавателей, электронное пособие к уроку.

Понятийный аппарат: Освоение Земли. Великие географические открытия. Великие мореплаватели и путешественники.

Способы действий учащихся: выяснить вклад великих мореплавателей и путешественников в освоение Земли; изучить маршруты путешествий; высказывать свое мнение о роли путешественников и мореплавателей в истории географических открытий.


ХОД УРОКА

1.Организационный этап

2.Проверка домашнего задания

  1. Что означает слово «география»?

  2. Что изучает география?

  3. Что интересного вы можете узнать, изучая географию?

  4. Какие пособия могут понадобиться вам на уроках географии?

3. Объяснение нового материала

3.1. Актуализация знаний

  • Какую форму имеет Земля?

  • Как можно доказать шарообразность Земли?

  • Как древние люди представляли Землю?

3.2. Вступительное слово учителя

Согласно распространенной ныне теории, первые люди появились миллионы лет назад в Африке и оттуда стали расселяться по всей Земле. Природе человека присуще неодолимое любопытство: ему очень хочется знать, что находится за ближайшим поворотом, что скрывают горы, закрывающие горизонт. Многих мореплавателей и путешественников звали в путь романтика и очарование неведомого, манил в дорогу напев детской песенки «За горы и долы мы в даль полетим».

Сегодня на уроке мы узнаем имена великих ученых и путешественников, их открытия и исследования. Узнаем, как накапливались географические знания о Земле.

Используя получаемые знания, учащиеся заполняют таблицу:

п/п

Имя исследователя

Дата

Открытия







3.3. Представления о Земле древних людей.

Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно и то же время. На представления людей о Земле оказывала влияние окружающая их природа. Так, жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой расположен Вавилон. Древние жители Индии представляли Землю в виде половины шара, опирающегося на слонов, которые в свою очередь, стоят на огромной черепахе. Древние греки считали, что Земля имеет форму выпуклого диска, который со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь и погружаясь ежедневно в воды Океана.

С развитием техники и корабельного дела люди начали совершать все более дальние путешествия. И постепенно стали накапливаться доказательства шарообразности Земли.

Развитие мореплавания и дальние путешествия не только заставили людей задуматься о форме Земли, они давали огромное количество информации о вновь открываемых землях.

Выдающимися путешественниками были древние греки, но их изыскания ограничивались территорией Европы.

3.4. Великие географические открытия.

Открытия особенно большого значения были сделаны в XVXVIII столетиях. Это была эпоха Великих географических открытий. Географические открытия совершались в поиске рынков, сырья и сбыта товаров. Торговлю с восточными странами европейские города вели через купцов. Много сделал для укрепления связей Запада с Востоком один из этих купцов – Марко Поло (см. Презентацию). Одним из первых россиян, побывавших в Индии, и подробно рассказавший о далекой стране в книге «Хождение за три моря» был Афанасий Никитин (см.Презентацию).

Вслед за этим родилась идея плыть из Европы в Индию не на восток, а на запад. Идею воплотил Христофор Колумб, испанский мореплаватель, родившийся в Италии (см. Презентацию). Но, как оказалось, Колумб не достиг Индии, а открыл новую часть света. Однако экспедиции Васко да Гамы удалось обогнуть Африку и достичь Индии в противоположном направлении (см. Презентацию).

В 1519-1522 гг. испанская экспедиция Фернана Магеллана и Эль-Кано впервые обошла Землю с востока на запад, открыв для европейцев Тихий океан (см. Презентацию).

В XVIII в. англичанин Джеймс Кук открыл Новую Зеландию и восточное побережье Австралии. Путешествия Кука завершили открытие Тихого океана. В то же время Кук объявил о том, что никогда корабли не смогут пройти в Южную полярную область.

И всё же, не смотря на прогнозы Кука, русским мореплавателям Ф.Ф.Беллинсгаузену и М.П.Лазареву, удалось проникнуть далеко на юг, и открыть последний континент – Антарктиду.

3.5. Современные исследования.

В наши дни все территории суши достаточно исследованы и описаны. Теперь внимание ученых устремилось в верхние слои атмосферы и в глубины Земли. Результаты географических исследований используются в промышленности и сельском хозяйстве.

4. Итог урока.

Географический диктант:

  • Кто впервые совершил кругосветное плавание? Сколько оно длилось?

  • Назовите имя ученого, который дал название науке географии.

  • Кто автор первого глобуса?

  • Кто открыл Тихий океан?

  • Какой мореплаватель первым достиг берегов Индии, обогнув Африку?

  • Какие русские мореплаватели открыли Антарктиду?

  • Кто и когда открыл Новый свет?

Взаимопроверка географических диктантов и выставление оценок.

Учащиеся отвечают на вопросы викторины (см. Презентацию).

Домашнее задание: учить записи таблицы; используя текст учебника и карты атласа, нанести в контурной карте пути следований великих мореплавателей.


Свежие документы:  Научно-методическая статья "Патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: