План – конспект урока по теме «Зарождение географии»
Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-исследование
Оборудование: учебник,
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока | ||||
Смысловые блоки содержания | Познавательные задачи для учащихся | |||||
1.Организационно — мотивационный этап урока | ||||||
Определение темы урока | -На прошлом уроке вы познакомились с новой наукой «географией» и установили, что географические знания нужны каждому современному жителю Земли. — А каким образом шло накопление этих знаний? -Какими методами осуществлялось познание Земли? — Кто первым стал их собирать и фиксировать, передавать другим? Кто ее прародитель? -Как зародилась одна из древнейших наук, которая вплоть до 18 века была синониумом учености? — Какие дети и внуки сегодня у географии? |
— Называют различные имена географов, путешественников
— Высказывают предположение о науках, которые относятся к современной географии |
|
| ||
Формулирование задач урока | -Сегодня мы отправимся с вами в прошлое: в Древнюю Грецию и Древний Рим. — Нам предстоит узнать, кем были древние географы, и каким образом они изучали Землю? | — называют известные из начальной школы имена и высказывают свои предположения по поводу способов изучения |
|
| ||
Создание мотивационной установки | Можно ли без космических снимков и кругосветных плаваний доказать шарообразность Земли? | Высказывают свое мнение и предлагают всевозможные способы | Изменение образа мира по мере изучения Земли |
| ||
2.Процессуально — содержательный этап урока | ||||||
«Отец географии» – Эратосфен Киренский | Какие заслуги Эратосфена позволили ему получить титул «отца географии»? Просмотрите фрагменты фильма и выберите заслуги Эратосфера в развитии географических знаний. https://www.youtube.com/watch?v=iuYxLncwQUQ
| — Выделяют в тексте «Зарождение географии « с.8 учебника необходимых данных (фактов): 1. Стал использовать термин география 2. Высказал идею шарообразности Земли 3. Изобрел способ измерения размеров Земли 4. Вычислил длину экватора и радиуса Земли. Доп-е учителя «Географика» : 1 часть история географии от эпохи Гомера 2 часть – основы математической географии 3 часть – описание суши по последним сведениям |
|
| ||
Древние способы доказательства шарообразности Земли | Построить модель и провести необходимые действия, подтверждающие шарообразность Земли?
Просмотрите фрагмент из фильма (8 мин. весь), демонстрирующий математические расчеты определения радиуса Земли. https://www.youtube.com/watch?v=T4kxwZeUdGQ | — Изготавливают модель по инструкции в учебнике с. 8-9 «Школа географа-следопыта» — Использую модель в действии — Проводят необходимые измерения и делают выводы |
|
| ||
Измерение радиуса Земли | Каким образом Эратосфен смог определить размеры Земли?
| — Высказывают свои предположения — Слушают сообщение одноклассника или учителя об историческом факте из жизни Эратосфена (на основе ресурсов-Интернет и Детской энциклопедии) и делают записи в тетради |
|
| ||
3.Этап закрепления | ||||||
Закрепление | 1.Вопросы для беседы: — Кто является основателем географии? — Почему именно он? — Какие еще заслуги этого древнегреческого мыслителя вам известны? — Какими способами можно доказать шарообразность Земли? |
Отвечают на вопросы.
-Формулируют заслуги Эратосфена
— Описывают способ Эратосфена |
|
| ||
Подведение итогов | Проведенное исследование о возможности без космических снимков и кругосветных плаваний доказать шарообразность Земли позволило нам установить, что познание Земли в древности требовало … | — Высказывают мысль о наблюдении за изменениями и об использовании математических способов познания (измерений) |
|
| ||
4.Рефлексивный этап урока | ||||||
Рефлексия деятельности | — Прием «Листовка» или «Анкета-газета» На предложенном листе выразите свое отношение, дайте оценку состоявшейся работы в виде: рисунка, дружеского шаржа, карикатуры. | — Заполняют предложенные листочки | — Выражают свое эмоциональное настроение в виде рисунка. |
| ||
5. Объяснение домашнего задания | ||||||
Обязательное задание | — Найти в тексте (параграф 1 с.8) и выписать в тетрадь имя основателя географии, годы его жизни и основные его заслуги в развитии географических знаний. | — Читают текст и заполняют таблицу «Вклад античных мыслителей в развитие географии» соответствующими данными |
|
| ||
Имя ученого | Период | Вклад | ||||
Дополнительное задание (по желанию и по выбору) | Составить сообщение о заслугах одного из античных мыслителей в развитие географической науки (Аристотель, Птолемей Герадот) | — Изучают детскую энциклопедию (Аванта +), географические словари и Интернет-ресурсы — выбирают необходимый материал и составляют сообщение |
| Подготовка и презентация сообщения «Вклад … в изучение Земли» |