Конспект урока по Географии «Зарождение географии»




План – конспект урока по теме «Зарождение географии»

Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-исследование

Оборудование: учебник,

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1.Организационно — мотивационный этап урока

Определение темы урока

-На прошлом уроке вы познакомились с новой наукой «географией» и установили, что географические знания нужны каждому современному жителю Земли.

— А каким образом шло накопление этих знаний?

-Какими методами осуществлялось познание Земли?

— Кто первым стал их собирать и фиксировать, передавать другим? Кто ее прародитель?

-Как зародилась одна из древнейших наук, которая вплоть до 18 века была синониумом учености?

— Какие дети и внуки сегодня у географии?









— Называют различные имена географов, путешественников











— Высказывают предположение о науках, которые относятся к современной географии



Формулирование задач урока

-Сегодня мы отправимся с вами в прошлое: в Древнюю Грецию и Древний Рим.

— Нам предстоит узнать, кем были древние географы, и каким образом они изучали Землю?

— называют известные из начальной школы имена и высказывают свои предположения по поводу способов изучения



Создание мотивационной установки

Можно ли без космических снимков и кругосветных плаваний доказать шарообразность Земли?

Высказывают свое мнение и предлагают всевозможные способы

Изменение образа мира по мере изучения Земли


2.Процессуально — содержательный этап урока

«Отец географии» – Эратосфен Киренский

Какие заслуги Эратосфена позволили ему получить титул «отца географии»?

Просмотрите фрагменты фильма и выберите заслуги Эратосфера в развитии географических знаний.

https://www.youtube.com/watch?v=iuYxLncwQUQ







— Выделяют в тексте «Зарождение географии « с.8 учебника необходимых данных (фактов):

1. Стал использовать термин география

2. Высказал идею шарообразности Земли

3. Изобрел способ измерения размеров Земли

4. Вычислил длину экватора и радиуса Земли.

Доп-е учителя

«Географика» : 1 часть история географии от эпохи Гомера

2 часть – основы математической географии

3 часть – описание суши по последним сведениям





Древние способы доказательства шарообразности Земли

Построить модель и провести необходимые действия, подтверждающие шарообразность Земли?




Просмотрите фрагмент из фильма (8 мин. весь), демонстрирующий математические расчеты определения радиуса Земли. https://www.youtube.com/watch?v=T4kxwZeUdGQ

— Изготавливают модель по инструкции в учебнике с. 8-9 «Школа географа-следопыта»

— Использую модель в действии

— Проводят необходимые измерения и делают выводы



Измерение радиуса Земли

Каким образом Эратосфен смог определить размеры Земли?



— Высказывают свои предположения

— Слушают сообщение одноклассника или учителя об историческом факте из жизни Эратосфена (на основе ресурсов-Интернет и Детской энциклопедии) и делают записи в тетради



3.Этап закрепления

Закрепление

1.Вопросы для беседы:

— Кто является основателем географии?

— Почему именно он?

— Какие еще заслуги этого древнегреческого мыслителя вам известны?

— Какими способами можно доказать шарообразность Земли?


Отвечают на вопросы.



-Формулируют заслуги Эратосфена


— Описывают способ Эратосфена



Подведение итогов

Проведенное исследование о возможности без космических снимков и кругосветных плаваний доказать шарообразность Земли позволило нам установить, что познание Земли в древности требовало …

— Высказывают мысль о наблюдении за изменениями и об использовании математических способов познания (измерений)



4.Рефлексивный этап урока

Рефлексия деятельности

— Прием «Листовка» или «Анкета-газета»

На предложенном листе выразите свое отношение, дайте оценку состоявшейся работы в виде:

рисунка, дружеского шаржа,

карикатуры.

— Заполняют предложенные листочки

— Выражают свое эмоциональное настроение в виде рисунка.


5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

— Найти в тексте (параграф 1 с.8) и выписать в тетрадь имя основателя географии, годы его жизни и основные его заслуги в развитии географических знаний.

— Читают текст и заполняют таблицу «Вклад античных мыслителей в развитие географии» соответствующими данными



Имя ученого

Период

Вклад

Дополнительное задание (по желанию и по выбору)

Составить сообщение о заслугах одного из античных мыслителей в развитие географической науки (Аристотель, Птолемей Герадот)

— Изучают детскую энциклопедию (Аванта +), географические словари и Интернет-ресурсы

— выбирают необходимый материал и составляют сообщение


Подготовка и презентация сообщения «Вклад … в изучение Земли»

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Любимые телепередачи. Развитие навыков письменной речи"





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: