Конспект урока в 9 классе «Особенности урбанизации в России»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5″ г. Брянска




Конспект урока в 9 классе «Особенности урбанизации в России»







Подготовила

учитель географии высшей категории

Глебова Евгения Николаевна
















Брянск-2013




Цели:

1. Выявить главные черты, особенности, формы урбанизации, выяснить специфику понятия «урбанизация», как явления исторического, географического, экономического, социального

2. Развить умения учащихся работать в группах по составлению синквейна, с дополнительными источниками информации (справочниками, энциклопедиями, материалами статистическими, художественной литературой, видеосюжетами); отстаивать свое мнение

3. Способствовать развитию познавательного

  • Интереса к географии;

  • Творческих способностей учащихся

  • Профилизации обучения

  • Чувства коллективизма, ответственности

  • Экологической культуры учащихся

  • Гражданской позиции и патриотизма


Оборудование: политико-административная карта России и Брянской области, подборка картин с архитектурными образами крупных городов России и Брянска, инструктивные карточки-задания для групп, атласы, справочники, энциклопедии, видеосюжет.

Оформление доски

  • Эпиграф к уроку; «… Человек стремится к урбанизации. Большой город управляет всем: миром, войной, работой» (Ле. Корбюзье)

  • Тема; карты

  • Кластер (графическая схема с основными вопросами урока)

  • Картинки с архитектурными образцами городов России

  • Ключевые понятия:

— Город, функции города

— Урбанизация

— Агломерация

— Мегалополис

Форма урока

Отчетный семинар

Ход урока

1. оргмомент

2. целеполагание (цели, задачи урока, порядок работы, представление групп специалистов), настрой на успешность!

Сегодня у нас отчетный семинар по теме: «Особенности урбанизации в России». В роли носителей информации выступаете вы – как специалисты в различных областях знаний, а у нас работают группы историков, статистиков, эконом — географов, которые заранее получили инструктивные карты с заданиями.

Результатом нашей общей работы будет являться заполненная схема – кластер, которая отразит ключевые вопросы темы, синквейн (коллективные выводы группы по изученной проблеме), отчетные листы с выполненными заданиями, таблицы, характеризующие ваши достижения:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Для того чтобы начать работу, нужно определить ее цель, из которой будут вытекать задания в ваших группах.

В: Какую цель мы ставим на сегодняшний урок?

— всесторонне изучить особенности процесса урбанизации в России, проверить навыки работы с дополнительными источниками информации, картами, диаграммами, умение работать в группах.

Итак, цели определены, желаю активной, успешной работы. Внимательно следите за ходом урока, слушайте своих товарищей.


Работа в группах

1. Историкогеографы

Вопросы: задачи вашего исследования?

  • что такое урбанизация?

  • Город?

  • Как шел процесс урбанизации в России, его главные особенности?

  • Какие древние города России вы знаете?

  • Когда они образовались? Можно ли изучать географию, функции городов по гербам, как называется эта наука? — работа с картой, выставка гербов древних городов

Вопрос статистикам: подтвердите данными статистическими, что в России, особенно с 19-20 века наблюдается рост городов и городского населения (анализ графиков, диаграмм)

Вопрос краеведам: есть ли древние города на территории Брянщины?

Вопросы класса историкогеографам

Оценка работы

  • Составляют групповой результат работы — синквейн

  • Заполняют кластер

2. Экономгеографы

Вопросы к рабочей группе:

  • Цель работы?

  • Признаки урбанизации?

  • Определения:

Агломерация, мегалополис

  • Формы урбанизации? (у карты примеры различных городов)

  • Функции городов?

Градообразующие:

А) Центральные

Б) Специализированные

Примеры, работа с картами атласа

  • В чем особенности географии городов? (анализ административной карты)

Вопрос классу: Приведите примеры специализированных городов России

Вопрос краеведам: Приведите примеры центральных и специализированных городов в Брянской области. Как различаются по размерам, функциям?

Главные особенности географии городов

В чем причины?

  • Неравномерность в размещении (анализ карты, сообщение)

  • Преобладание малых городов (по численности)

  • Большинство населения живет в крупных городах. Вопрос статистикам: назовите 10 наиболее и наименее урбанизированных регионов России

  • Континентальность в размещении (малая концентрация на Севере, Дальнем Востоке, Сибири; малая густота сети городов по сравнению с другими странами)

  • С 1990 года – стабилизация урбанизации

1.село исчерпало свои возможности

2. демографический кризис.

3. преобразование административно-территориального устройства.

Вывод: Экономическое значение урбанизации – города составляют каркас страны, транспортный, промышленный, культурный.


С экономической точки зрения урбанизацию можно представить как процесс концентрации, интеграции, интенсификации деятельности.

По ходу отчета заполняют кластер работают по составлению синквейна


У: Из вышесказанного ясно, что нужно не столько создавать новые города, сколько использовать возможности существующих и помочь стать им истинными городами, удобными для жизни их обитателей.

Городские населения действительно определяют стиль отношений, образ жизни, традиций, культуры, которые являются частью общероссийской культуры.

Слово культурологам

3. Культурологи.

Вопрос:

  • цель вашей работы?

  • Образ жизни горожанина?

Тема города, городского образа жизни нашла отражение в устном народном творчестве (пословицы, поговорки), афоризмах.

Вопрос: Какую информацию вы отыскали?


Города – очаг зарождения и распространения нового – в науке, производства, культуре, искусстве. За длинную историю существования городов выработался определенный культурный слой, связанный с особенностями градостроения.

Просмотрите видеосюжет.

Вопрос краеведам: с какими городами связаны жизнь и творчество выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, искусства?

Л.Н.Толстой (Москва, Санкт-Петербург);

А.С.Пушкин (Москва, Санкт-Петербург);

Илья Ефимович Репин – великий художник земли русской учился и жил в Петербурге; Михаил Семёнович Щепкин (знаменитый русский актёр) родился в Курске, творческую карьеру сделал в Москве в Малом театре;

М.В.Ломоносов – выдающийся ученый, литератор, химик, основатель МГУ, крепко связал свою жизнь и деятельность с Москвой, Санкт- Петербургом.

И таких примеров множество.

Вывод: урбанизация повлияла на образ жизни, культуру, творчество многих людей. Город-часть общероссийской культуры, носитель определенного образа жизни.

Оформление кластера работа над синквейном


Любое явление рассматривается также и с экологической точки зрения. Как повлиял процесс урбанизации на состояние окружающей среды?

Слово экологам (4 группа)

1. острота проблемы «город – окружающая среда»

2. выбросы твердых, жидких, газообразных отходов производственной сферы превышают во много раз ПДК

3. огромное водопотребление





4. городское строительство – причина оползней и оврагов;

5. перепады температуры, влажность, солнечная радиация между городом и окрестностями:

А) город получает на 15% меньше солнечной радиации

Б) на 10 % меньше ультрафиолетовых лучей

В) НА 10% больше солнечных дней

Г) на 30% больше тумана летом

6. резкое увеличения количества автомобилей на улице, следовательно, загрязнение воздуха

7. шумовое загрязнение

8. суета, чрезмерное нервное напряжение жителей большого города, следовательно, применение снотворных и успокаивающих препаратов

9. высокая контрастность людей



+

Выработка нервной устойчивости, психической тренированности, поддерживание профессионального и творческого тонуса

При обработке увеличивается объем информации нервной системы дает сбой, следовательно, нервозы и невропатическое состояние


Эти данные характерны для крупных городов. «Большой город – большое одиночество»

В: как уберечь себя и своих близких от перегрузок и нервных срывов?

— доброта, отзывчивость, взаимопомощь, взаимопонимание, семейные традиции.

Итоги по составлению синквейнов

У: мы выслушали работы всех групп, результат которых – на доске, в виде графической схемы урока (кластера)

Давайте обсудим работу групп по составлению синквейна

— анализируем

В: почему синквейны у всех разные

О: так как они отражают разные стороны процесса урбанизации

В: итак, общие выводы по уроку, какие?

— урбанизация – сложный, многоаспектный процесс, явление, которое в России имеет целый ряд особенностей

— города всегда сопутствовали истории развития нашей страны и играли, играют и будут играть большую роль в экономике, науке, культуре, искусстве.

— урбанизация, с одной стороны улучшает условия жизни, с другой, — приводит к вытеснению природных систем, загрязнению окружающей среды, повышению психической нагрузки на организм человека

-процессом урбанизации нужно управлять

Заключительное слово учителя

— спасибо за работу, хочется думать, что вы ушли с урока с пониманием того,что от нас с вами зависит будущее городов нашей страны, что ваши имена найдут достойное место в истории нашего родного Брянска.

— Оценка работ учащихся

— Сбор отчетов по группам

Домашнее задание:

— составить тестовые задания по теме.

— контурные карты




Кластер

Городской образ жизни




Культура: Проблемы:

климат

А) градостроение экологический: психологический:

Б) ЖЗЛ

В) Литература А) Нарушение экосистем А) Стрессы

Г) Наука Б) Загрязнения Б) Нервозы

Д) Искусство В) Дефицит природных ресурсов


Использованная литература:

1. Алексей Клиентов «Города России» из серии книг «История России» издательство «Белый город», Москва, 2003 год .

2. Энциклопедия «Города России» под редакцией Г М Лаппо. Москва, научное издание «Большая Российская Энциклопедия» 2004 год.

3. География России, учебник для 8-9 классов. Под редакцией А.И. Алексеева. Дрофа, Москва 2006 год.

4. Учебно-методическое пособие «География Брянской области» Издательство «Курсив» Брянск 2012 год. Под редакцией Л.М. Ахромеева.









Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Основы логики" 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: