Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5″ г. Брянска
Конспект урока в 9 классе «Особенности урбанизации в России»
Подготовила
учитель географии высшей категории
Глебова Евгения Николаевна
Брянск-2013
Цели:
1. Выявить главные черты, особенности, формы урбанизации, выяснить специфику понятия «урбанизация», как явления исторического, географического, экономического, социального
2. Развить умения учащихся работать в группах по составлению синквейна, с дополнительными источниками информации (справочниками, энциклопедиями, материалами статистическими, художественной литературой, видеосюжетами); отстаивать свое мнение
3. Способствовать развитию познавательного
Интереса к географии;
Творческих способностей учащихся
Профилизации обучения
Чувства коллективизма, ответственности
Экологической культуры учащихся
Гражданской позиции и патриотизма
Оборудование: политико-административная карта России и Брянской области, подборка картин с архитектурными образами крупных городов России и Брянска, инструктивные карточки-задания для групп, атласы, справочники, энциклопедии, видеосюжет.
Оформление доски
Эпиграф к уроку; «… Человек стремится к урбанизации. Большой город управляет всем: миром, войной, работой» (Ле. Корбюзье)
Тема; карты
Кластер (графическая схема с основными вопросами урока)
Картинки с архитектурными образцами городов России
Ключевые понятия:
— Город, функции города
— Урбанизация
— Агломерация
— Мегалополис
Форма урока
Отчетный семинар
Ход урока
1. оргмомент
2. целеполагание (цели, задачи урока, порядок работы, представление групп специалистов), настрой на успешность!
Сегодня у нас отчетный семинар по теме: «Особенности урбанизации в России». В роли носителей информации выступаете вы – как специалисты в различных областях знаний, а у нас работают группы историков, статистиков, эконом — географов, которые заранее получили инструктивные карты с заданиями.
Результатом нашей общей работы будет являться заполненная схема – кластер, которая отразит ключевые вопросы темы, синквейн (коллективные выводы группы по изученной проблеме), отчетные листы с выполненными заданиями, таблицы, характеризующие ваши достижения:
Хочу узнать | Узнал |
Для того чтобы начать работу, нужно определить ее цель, из которой будут вытекать задания в ваших группах.
В: Какую цель мы ставим на сегодняшний урок?
— всесторонне изучить особенности процесса урбанизации в России, проверить навыки работы с дополнительными источниками информации, картами, диаграммами, умение работать в группах.
Итак, цели определены, желаю активной, успешной работы. Внимательно следите за ходом урока, слушайте своих товарищей.
Работа в группах
1. Историкогеографы
Вопросы: задачи вашего исследования?
что такое урбанизация?
Город?
Как шел процесс урбанизации в России, его главные особенности?
Какие древние города России вы знаете?
Когда они образовались? Можно ли изучать географию, функции городов по гербам, как называется эта наука? — работа с картой, выставка гербов древних городов
Вопрос статистикам: подтвердите данными статистическими, что в России, особенно с 19-20 века наблюдается рост городов и городского населения (анализ графиков, диаграмм)
Вопрос краеведам: есть ли древние города на территории Брянщины?
Вопросы класса историкогеографам
Оценка работы
Составляют групповой результат работы — синквейн
Заполняют кластер
2. Экономгеографы
Вопросы к рабочей группе:
Цель работы?
Признаки урбанизации?
Определения:
Агломерация, мегалополис
Формы урбанизации? (у карты примеры различных городов)
Функции городов?
Градообразующие:
А) Центральные
Б) Специализированные
Примеры, работа с картами атласа
В чем особенности географии городов? (анализ административной карты)
Вопрос классу: Приведите примеры специализированных городов России
Вопрос краеведам: Приведите примеры центральных и специализированных городов в Брянской области. Как различаются по размерам, функциям?
Главные особенности географии городов
В чем причины?
Неравномерность в размещении (анализ карты, сообщение)
Преобладание малых городов (по численности)
Большинство населения живет в крупных городах. Вопрос статистикам: назовите 10 наиболее и наименее урбанизированных регионов России
Континентальность в размещении (малая концентрация на Севере, Дальнем Востоке, Сибири; малая густота сети городов по сравнению с другими странами)
С 1990 года – стабилизация урбанизации
1.село исчерпало свои возможности
2. демографический кризис.
3. преобразование административно-территориального устройства.
Вывод: Экономическое значение урбанизации – города составляют каркас страны, транспортный, промышленный, культурный.
С экономической точки зрения урбанизацию можно представить как процесс концентрации, интеграции, интенсификации деятельности.
По ходу отчета заполняют кластер работают по составлению синквейна
У: Из вышесказанного ясно, что нужно не столько создавать новые города, сколько использовать возможности существующих и помочь стать им истинными городами, удобными для жизни их обитателей.
Городские населения действительно определяют стиль отношений, образ жизни, традиций, культуры, которые являются частью общероссийской культуры.
Слово культурологам
3. Культурологи.
Вопрос:
цель вашей работы?
Образ жизни горожанина?
Тема города, городского образа жизни нашла отражение в устном народном творчестве (пословицы, поговорки), афоризмах.
Вопрос: Какую информацию вы отыскали?
Города – очаг зарождения и распространения нового – в науке, производства, культуре, искусстве. За длинную историю существования городов выработался определенный культурный слой, связанный с особенностями градостроения.
Просмотрите видеосюжет.
Вопрос краеведам: с какими городами связаны жизнь и творчество выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, искусства?
Л.Н.Толстой (Москва, Санкт-Петербург);
А.С.Пушкин (Москва, Санкт-Петербург);
Илья Ефимович Репин – великий художник земли русской учился и жил в Петербурге; Михаил Семёнович Щепкин (знаменитый русский актёр) родился в Курске, творческую карьеру сделал в Москве в Малом театре;
М.В.Ломоносов – выдающийся ученый, литератор, химик, основатель МГУ, крепко связал свою жизнь и деятельность с Москвой, Санкт- Петербургом.
И таких примеров множество.
Вывод: урбанизация повлияла на образ жизни, культуру, творчество многих людей. Город-часть общероссийской культуры, носитель определенного образа жизни.
Оформление кластера работа над синквейном
Любое явление рассматривается также и с экологической точки зрения. Как повлиял процесс урбанизации на состояние окружающей среды?
Слово экологам (4 группа)
1. острота проблемы «город – окружающая среда»
2. выбросы твердых, жидких, газообразных отходов производственной сферы превышают во много раз ПДК
3. огромное водопотребление
4. городское строительство – причина оползней и оврагов;
5. перепады температуры, влажность, солнечная радиация между городом и окрестностями:
А) город получает на 15% меньше солнечной радиации
Б) на 10 % меньше ультрафиолетовых лучей
В) НА 10% больше солнечных дней
Г) на 30% больше тумана летом
6. резкое увеличения количества автомобилей на улице, следовательно, загрязнение воздуха
7. шумовое загрязнение
8. суета, чрезмерное нервное напряжение жителей большого города, следовательно, применение снотворных и успокаивающих препаратов
9. высокая контрастность людей
— | |
Выработка нервной устойчивости, психической тренированности, поддерживание профессионального и творческого тонуса | При обработке увеличивается объем информации нервной системы дает сбой, следовательно, нервозы и невропатическое состояние |
Эти данные характерны для крупных городов. «Большой город – большое одиночество»
В: как уберечь себя и своих близких от перегрузок и нервных срывов?
— доброта, отзывчивость, взаимопомощь, взаимопонимание, семейные традиции.
Итоги по составлению синквейнов
У: мы выслушали работы всех групп, результат которых – на доске, в виде графической схемы урока (кластера)
Давайте обсудим работу групп по составлению синквейна
— анализируем
В: почему синквейны у всех разные
О: так как они отражают разные стороны процесса урбанизации
В: итак, общие выводы по уроку, какие?
— урбанизация – сложный, многоаспектный процесс, явление, которое в России имеет целый ряд особенностей
— города всегда сопутствовали истории развития нашей страны и играли, играют и будут играть большую роль в экономике, науке, культуре, искусстве.
— урбанизация, с одной стороны улучшает условия жизни, с другой, — приводит к вытеснению природных систем, загрязнению окружающей среды, повышению психической нагрузки на организм человека
-процессом урбанизации нужно управлять
Заключительное слово учителя
— спасибо за работу, хочется думать, что вы ушли с урока с пониманием того,что от нас с вами зависит будущее городов нашей страны, что ваши имена найдут достойное место в истории нашего родного Брянска.
— Оценка работ учащихся
— Сбор отчетов по группам
Домашнее задание:
— составить тестовые задания по теме.
— контурные карты
Кластер
Городской образ жизни
Культура: Проблемы:
климат
А) градостроение экологический: психологический:
Б) ЖЗЛ
В) Литература А) Нарушение экосистем А) Стрессы
Г) Наука Б) Загрязнения Б) Нервозы
Д) Искусство В) Дефицит природных ресурсов
Использованная литература:
1. Алексей Клиентов «Города России» из серии книг «История России» издательство «Белый город», Москва, 2003 год .
2. Энциклопедия «Города России» под редакцией Г М Лаппо. Москва, научное издание «Большая Российская Энциклопедия» 2004 год.
3. География России, учебник для 8-9 классов. Под редакцией А.И. Алексеева. Дрофа, Москва 2006 год.
4. Учебно-методическое пособие «География Брянской области» Издательство «Курсив» Брянск 2012 год. Под редакцией Л.М. Ахромеева.