Методическая разработка урока географии «Зона полупустынь и пустынь» в 7 классе специальной коррекционной школы VIII вида, 7 класс


















ГКОУ РО школа-интернат VIII вида г. Донецка









Урок географии «Зона полупустынь и пустынь»

7 класс



Учитель географии:

Коваленко Татьяна Дмитриевна










Тема: «Зона полупустынь и пустынь»

Тип урока: обобщающий урок в форме устного журнала.

Цель урока: повторение и обобщение знаний по теме: «Зона полупустынь и пустынь».

Задачи:

1. Повторить и обобщить знания о географическом положении, климате, реках, животном и растительном мире зоны полупустынь и пустынь России.

  1. Развивать произвольное внимание, логическое мышление, вербальную и образную память, устную связную речь.

  2. Прививать любовь к природе родной страны.

Оборудование и наглядные пособия:

Макет журнала «Путешествие по полупустыне и пустыне России», видеоаппаратура, демонстрационный материал «Животный мир пустыни», тактильный материал (песок, камни, глина).

Словарь:

Пустыня, бархан, оазис

Содержание и ход урока:


I. Организационный момент:

Взаимное приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Коррекционное упражнение «Прямоугольник».

Цель: привлечение произвольного внимания, развитие зрительного восприятия. Демонстрационный плакат №1 (приложение №1)

Задание: Сколько прямоугольников изображено?

— Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы отправляемся в путешествие по природной зоне пустыне и полупустыне России с помощью устного журнала, а помогать мне будут наши корреспонденты, которые приготовили свой материал к каждой странице нашего журнала.


II. Обобщение и систематизация знаний.

1-я страница журнала «Путешествие по полупустыне и пустыне России» называется «Географическое положение».

Обучающийся рассказывает о географическом положении зоны полупустыни и пустыни, раскрывая значение терминов «пустыня», «бархан». Останавливается на видах пустыни, ( обучающиеся получают тактильный материал, соответствующий каждому виду пустыни: песок – песчаной, камни – каменистой, глина – глинистой пустыне).


2-я страница журнала «Путешествие по полупустыне и пустыне России» называется «Климат».

Обучающийся рассказывает о климате: о характерных особенностях лета и зимы.


3-я страница журнала «Путешествие по полупустыне и пустыне России» называется «Воды».

Обучающийся рассказывает о реках полупустыни и пустыни: Волге и Ахтубе, раскрывает понятие «оазис».


4-я страница журнала «Путешествие по полупустыне и пустыне России» называется «Растительный мир».

Обучающийся рассказывает о том, как растения приспособились к жизни в жарком климате полупустыни и пустыни.


5-я страница журнала «Путешествие по полупустыне и пустыне России» называется «Животный мир».

Обучающиеся рассказывают об отдельных представителях фауны: верблюд, скорпион, варан. Демонстрируется материал «Животный мир пустыни».


III. Релаксационная пауза «Пустыня».

Цель: развитие зрительного и слухового восприятия, снятие эмоционального напряжения.

Просмотр видеоматериала «Пустыня» под звуки тихой музыки.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Коррекционное упражнение «Четвертый лишний».

Цель: привлечение произвольного внимания, развитие долговременной памяти, логического мышления.

Задание: Название какого животного лишнее, объясните почему? (Приложение №2: Демонстрационные плакаты №2, №3).


— Тест «Природная зона полупустынь и пустынь».

Каждому обучающемуся выдается текст теста (Приложение №3). Тест двух вариантов: I вариант – базовый уровень усвоения знаний, II вариант – сниженный уровень усвоения знаний.

После выполнения теста проводится взаимопроверка. На доске написан ключ теста и система выставления оценок. Учитель собирает тетради и раздает их в произвольном порядке, обучающиеся проверяют чужие работы и выставляют отметки.


V. Подведение итогов.

— оценка деятельности обучаемых на уроке;

— прощание.







Приложение №1

Демонстрационный плакат №1








Приложение №2

Демонстрационный плакат №2






тушканчик

лемминг

верблюд

варан





Демонстрационный плакат №3







лисица

черепаха

волк

медведь





Приложение №3

Тест «Зона полупустынь и пустынь».

I вариант

Инструкция: внимательно прочитай вопрос и выбери правильный ответ, номер этого ответа обведи кружком.

  1. Пустыни – это…

  1. обширные пространства земли с бедной растительностью, вызванной безводьем.

  2. безлесные равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью, приспособленной к засушливому климату.

  3. болотистая безлесная природная зона, расположенная по побережью Северного Ледовитого океана.


  1. Барханы – это…

  1. горы

  2. равнины

  3. песчаные холмы


  1. Оазис – это…

  1. остров в океане

  2. болото

  3. участок земли с богатой растительностью благодаря воде


  1. Какое озеро называют «всероссийской солонкой» по причине больших запасов поваренной соли?

  1. Байкал

  2. Баскунчак

  3. Балхаш


  1. Какое дерево растет в зоне полупустынь и пустынь?

  1. дуб

  2. саксаул

  3. береза


  1. Назовите самое крупное животное пустыни

  1. слон

  2. жираф

  3. верблюд


  1. Допиши слова, обозначающие отрасли сельского хозяйства в полупустынях и пустынях:

  1. _ _ _ _ _ водство

  2. _ _ _ _ _ водство

  3. _ _ _ _ водство

  4. _ _ _ _ водство

  1. Как называется заповедник в дельте реки Волги?

  1. Баргузинский

  2. Ростовский

  3. Астраханский


  1. Как животные приспособились к жизни в полупустыне и пустыне?

  1. большой густой мех

  2. нетребовательность к пище и воде

  3. окрас под цвет песка.


  1. Какие крупные города находятся в зоне полупустынь и пустынь?

  1. Санкт-Петербург

  2. Астрахань

  3. Элиста





Ответы:

I.-1

II. -3

III.-3

IV.-2

V.-2

VI.-3

VII.- овощеводство, скотоводство, садоводство, овцеводство

VIII.-3

IX.-2, 3

X.-2, 3

















Тест «Зона полупустынь и пустынь».

II вариант

Инструкция: внимательно прочитай вопрос и выбери правильный ответ, номер этого ответа обведи кружком.

I. Пустыни – это…

1. обширные пространства земли с бедной растительностью, вызванной безводьем.

2. безлесные равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью, приспособленной к засушливому климату.


II. Барханы – это…

1. горы

2. песчаные холмы


III. Оазис – это…

1. болото

2. участок земли с богатой растительностью благодаря воде


IV. Какое озеро называют «всероссийской солонкой» по причине больших запасов поваренной соли?

1. Байкал

2. Баскунчак


V. Какое дерево растет в зоне полупустынь и пустынь?

1. дуб

2. саксаул



VI. Назовите самое крупное животное пустыни

1. жираф

2. верблюд


VII. Допиши слова, обозначающие отрасли сельского хозяйства в полупустынях и пустынях:

1. _ _ _ _ _ водство

2. _ _ _ _ водство


VIII. Как называется заповедник в дельте реки Волги?

1. Ростовский

2. Астраханский


IX. Как животные приспособились к жизни в полупустыне и пустыне?

1. большой густой мех

2. окрас под цвет песка.


X. Какие крупные города находятся в зоне полупустынь и пустынь?

1. Санкт-Петербург

2. Элиста



Ответы:

I.-1

II. —2

III.-2

IV.-2

V.-2

VI.-2

VII.- овощеводство, овцеводство

VIII.-2

IX.-2

X.-2






























Список использованной литературы:

1.Лифанова Т.М. География России: 7 кл.: Учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение,

2004.

2.Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии России для учащихся 7 класса специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2005.

3.Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка —



11


Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Евразия - обобщение знаний" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: