Общая геология (элективный курс)


п/п

Тема, количество часов,

тип и название урока.

Познавательные и учебные цели,

содержание урока.



1





2.










3.








4.











5.










6.







7.














8.







9
















10.









11.








12.







13.










14.














15.












16.






17.












18.










19.









20.







21.


























Тема 1. Введение.

( 3 часа).

Лекция.

«Горы в жизни людей»





Лекция – диалог

«Развитие геологических знаний в прошлом и в настоящем»








Конференция.

«Знаменитые геологи России»





Тема 2. Историческая геология.

( 4 часа ).


Лекция – практикум.

«Теория литосферных плит»










Практикум.

«Геохронологическая таблица»









Семинар.

«Развитие земной поверхности в различные эры и периоды»





Лекция – практикум.

«Палеонтология».










Тема 3. Тектоника.

( 2 часа ).

Лекция – диалог.

«Сейсмические области Земли».







Практикум.

«Строение платформ и складчатых областей».











Тема 4. Геоморфология.

( 5 часов ).


Лекция – практикум.

«Формирование рельефа под воздействием внутренних (эндогенных) сил Земли. Землетрясения.






Семинар.

«Процессы вулканизма».







Лекция.

Внешние (экзогенные)

процессы, формирующие рельеф.





Семинар.

«Воздействие воды на рельеф».









Практикум.

«Деятельность человека и его влияние на рельеф».











Тема 5. Горные породы и минералы.

( 3 часа ).

Лекция – практикум.

«Классификация горных пород и минералов».









Лекция.

«Образование горных пород и минералов в природе»




Семинар.

«Образование кристаллов в лабораторных условиях».





.

Тема 6. Разведка и поиски полезных ископаемых.

( 3 часа ).


Практикум.

«Проведение поисковых работ на местности».









Практикум.

Камеральная обработка полевого материала.







Лекция – практикум.

«Современные методы оценки месторождений».





Обобщающее повторение.





















Цели: 1. Познавательные: знакомство с миром гор и их ролью в жизни людей.

2. Учебные: составление таблицы в ходе прослушивания лекции.

Содержание урока: рассказ учителя о значении гор, их воздействии на умы и чувства землян.

Цели: 1. Познавательные: познакомится с тем, как накапливались геологические знания.

2. Учебные: научится строить конспект и участвовать в диалоге.

Содержание урока: Беседа с учащимися о том, как постепенно накапливались знания о геологическом строении Земли, о том, как люди научились использовать богатства своей планеты и как распоряжаются ими сейчас, что ждет геологическую науку в будущем.

Цели: 1. Познавательные: Познакомится с биографиями знаменитых геологов и их достижениями в науке.

2.Учебные: освоить навыки реферирования.

Содержание урока: Заслушивание рефератов и сообщений, подготовленных учащимися о знаменитых геологах.




Цели: 1. Познавательные: познакомится с теорией литосферных плит, с перемещением континентов и формированием океанов.

2. Учебные: поработать с контурной картой, научится применять принцип моделирования.

Содержание урока: рассказ учителя о теории литосферных плит. Практическая работа: с помощью трафаретов материков построить предположительную модель этой теории и будущие изменения в строении Земли.

Цели: 1. Познавательные: изучить строение геохронологической таблицы и узнать, как она применяется в геологии.

2. Учебные: научится использовать данные таблицы в практических целях, научится выполнять задания по определению возраста и времени накопления горных пород.

Содержание урока: Рассмотреть таблицу, разбить ее на эры, периоды. Выполнить практические задания.



Цели: 1. Познавательные: выявить особенности развития суши и океанов на разных этапах развития земной поверхности.

2. Учебные: развитие навыков доклада и дискуссии.

Содержание урока: Заслушивание докладов и сообщений учащихся. Дискуссия о будущем Земли, составление прогнозов.

Цели: 1. Познавательные: Познакомится с наукой об ископаемых животных и растениях, с различными методами определения возраста горных пород по окаменелостям.

2. Учебные: научится пользоваться определителем окаменелостей и составлять их описание.

Содержание урока: Заслушивание лекции с демонстрацией образцов ископаемой фауны. Выполнение практической работы по определению окаменелостей с помощью определителя.




Цели: 1. Познавательные: изучить движение литосферных плит, механизм этого движения, вспомнить строение литосферы и процессы в ней происходящие. 2. Учебные: развитие навыков геологического мышления.

Содержание урока: Рассказ учителя о строении литосферы и основах тектоники, о тектонических прошлого и новейшего времени.

Цели: 1. Познавательные: познакомится со строением платформ и складчатых областей, с процессами, которые характерны для устойчивых участков и для подвижных областей.

2. Учебные: научится различать процессы, происходящие на платформах и складчатых областях. Выполнить практическую работу:

«Нанесение на контурную карту платформ и сейсмических областей Земли».

Содержание урока: Совместная работа учителя и учеников с материалами урока. Работа с тектонической картой и нанесение на контурную карту платформ и складчатых областей (выполняется самостоятельно).




Цели: 1. Познавательные: изучить механизм землетрясений, познакомится с примерами катастрофических землетрясений.

2. Учебные: развитие навыков факторного анализа, использование ранее полученных знаний.

Содержание урока: Объяснение учителем материала урока. Практическая работа: «Нанесение на карту стран чаще всего, страдающих от землетрясений». Составить таблицу с указанием наиболее катастрофических землетрясений с датами.

Цели: 1.Познавательные: познакомится с особенностями процессов вулканизма, изучить типы вулканических извержений.

2. Учебные: овладеть навыками устной речи, умением вступать в дискуссию, готовить доклады.

Содержание урока: Выслушать доклады учащихся о процессах вулканизма. Организовать обсуждение услышанного.

Цели: 1. Познавательные: изучить процессы внешнего воздействия на рельеф: морозное, температурное выветривание, ветровая эрозия.

2. Учебные: научится составлять схемоконспект.

Содержание урока: Заслушивание лекции. Составление схемы «Изменение рельефа под воздействием внешних сил».

Цели: 1. Познавательные: рассмотреть все процессы, происходящие на земной поверхности под воздействием воды: постоянные водотоки и дожди.

2. Учебные: научится пользоваться факторологическим материалом, совершенствовать умение пользоваться дополнительной литературой.

Содержание урока: Обсуждение с учащимися процессов, происходящих с рельефом под воздействием воды. Продолжить составлять схему «Изменение рельефа под воздействием внешних сил».

Цели: 1. Познавательные: понять деятельность человека в использовании ресурсов земной коры и последствия этой деятельности. Рассмотреть экологические проблемы, возникающие в процессе добычи и переработки полезных ископаемых.

2. Учебные: научится самостоятельно собирать данные по теме.

Содержание урока: Совместная работа учителя и учеников по составлению таблицы «Воздействие человека на рельеф». Обсуждение экологических проблем. Закончить построение схемы «Изменение рельефа под воздействием внешних сил». Выполнение тестового задания.





Цели: 1. Познавательные: познакомится с основными группами горных пород и их применением в народном хозяйстве.

2. Учебные: Научится классифицировать горные породы и минералы.

Содержание урока: Выслушать рассказ учителя о разнообразии горных пород и минералов. Составить классификацию горных пород по группам. Самостоятельно определить характер использования и применение горных пород.

Цели: 1. Познавательные: Изучить процессы образования горных пород и минералов.

2. Учебные: развитие навыков конспектирования и отбора необходимой по теме информации.

Содержание урока: Прослушивание лекции.

Составление конспекта по материалам лекции.

Цели: 1. Познавательные: узнать об условиях образования минералов в лабораторных условиях и способы применения искусственно созданных материалов в человеческой деятельности.

2. Учебные: закрепить навыки реферирования и сбора необходимой информации.

Содержание урока: Выслушивание сообщений учащихся и учителя. Обсуждение проблем будущего использования искусственно выращенных кристаллов.





Цели: 1. Познавательные: Познакомится с методами изучения местности во время поисков месторождений полезных ископаемых

(маршруты, съемка местности, проведение профиля).

2. Учебные: развитие навыков работы в полевых условиях.

Содержание урока: Совместная работа учителя с учениками. Построение маршрута поиска. Построение профиля через участок земной поверхности. Подготовка и проведение съемки местности. Работа в группах.

Цели: 1. Познавательные: узнать о способах и методах обработки собранного полевого материала.

2. Учебные: научится систематизировать полученную информацию, составлять отчет.

Содержание урока: Выслушать информацию о методах и способах камеральной обработки материала. Составление описи образцов. Оформление стратиграфической таблицы. Ознакомление с главами отчета.

Цели: 1. Познавательные: познакомится с современными методами изучения месторождений. Изучить аэрокосмическое дешифрирование.

2. Учебные: научится дешифрировать аэрокосмические снимки.

Содержание урока: Выслушать лекцию о современных методах изучения земной поверхности. Ознакомится с методикой дешифрирования аэрокосмоснимков.

Цели: Проверить, полученные знания.

Содержание урока: Провести контрольный опрос. Ответить на вопросы тестового задания.


Свежие документы:  Конспект урока географии на тему "Знакомство с Австралией"









Список, используемой литературы:

1. Бодылевский В. И. «Малый атлас руководящих ископаемых» — «Недра», 1984г.

2.«География в школе» — «Школьная пресса», №2 (1998), №1,4 (2000), №9 (2002), №2 (2004).

3. Геологический словарь. 1 и 2 том, — «Недра», 1978г.

4. Раковская Э. М. «Природа России» (8 класс) – «Просвещение», 1999г.

5.Ферсман А. Е. «Занимательная минералогия» — «Детгиз», 1945г.








Объяснительная записка.

Геология – наука о составе и строении Земли, ее происхождении, а также о формировании и размещении в ней полезных ископаемых. Геология, как известно, очень тесно связана со многими естественнонаучными и техническими направлениями образования. Человек живет на Земле и должен иметь о ней хотя бы элементарные знания. Именно эти две позиции, даже без учета социально-экономического значения практических результатов геологических работ, определяют место геологических знаний в общей структуре образования и задачах развития геологической образованности учащихся.

В школьной программе выделяются темы, непосредственно связанные с геологией. В

6 –8 классах изучается геологическое строение и полезные ископаемые материков, России, отдельных стран мира. Элективный курс позволяет изучить этот материал более углубленно для последующей реализации полученных знаний при выборе профессии геолога, геоморфолога, палеонтолога и других.

Главная цель данного курса – приобщить учащихся к научно-исследовательской работе,

получению практических навыков в познании геологических процессов, научится пользоваться полученными знаниями в дальнейшей творческой жизни.

При выполнении программы реализуются творческие, исследовательские задачи: постановка проблемы, изучение теории, овладение методикой исследования, формирование целостной картины мира и умение проводить связи между строением Земли и ресурсами. Курс призван, также воспитать интеллектуально развитого человека с активной гражданской позицией.



Содержание курса (21 час).

Тема 1. Введение (3 часа).

Тема затрагивает отношение человека к миру гор с позиций философии, практического применения природных богатств гор. Развитие знаний о жизни гор, наиболее значимые явления, связанные с горами и жизнью человеческого общества. Чувство эстетического наслаждения, которое вызывает наблюдение гор и в то же время, страх перед их величием.

Знаменитые геологи – люди, влюбленные в эту стихию и отдавшие ей всю жизнь.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать основные этапы формирования геологических знаний.

Учащиеся должны уметь анализировать и оценивать роль гор в жизни человека.

Тема 2. Историческая геология (4 часа).

Развитие Земли на протяжении ее геологической истории. Изменение в расположении континентов и океанов. Процессы тектонических изменений и наряду с ними изменения в природе, жизни растений и животных. Геохронологическая таблица и ее информация. Наука палеонтология и методы, которые она использует для выделения слоев горных пород.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по Географии "Путешествие по картам Африки"

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать особенности развития Земли в геологический этап ее развития.

Учащиеся должны уметь использовать данные геохронологической таблицы и освоить палеонтологический метод.

Практическая работа №1. «Составить модель теории литосферных плит».

Практическая работа №2. «Определение и описание окаменелостей с помощью определителя.




Тема 3. Тектоника (2 часа).

Развитие земной поверхности под воздействие внутренних сил Земли. Движение литосферных плит и теория А. Вегенера. Различия в развитии платформ и складчатых областей.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать: строение земной коры и процессы, которые в ней происходят.

Учащиеся должны уметь: определять на картах платформенные и складчатые области.

Практическая работа №3. «Нанести на контурную карту платформы и сейсмические области Земли.

Тема 4. Геоморфология (5 часов).

Формирование рельефа земной поверхности под воздействием внешних и внутренних сил. Землетрясения и вулканизм. Действие воды, ветра, температур на изменения рельефа. Особая роль человека на формирование рельефа. Экологические проблемы, возникающие при добыче и транспортировке полезных ископаемых.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать: как происходит формирование рельефа земной поверхности.

Учащиеся должны уметь: оценивать и сравнивать процессы разрушения горных пород и изменения рельефа.

Практическая работа №4. «Составить таблицу катастрофических землетрясений в истории человеческого общества».

. Практическая работа №5. Построить схему «Изменение рельефа под воздействием внешних сил».

Тема 5. Горные породы и минералы (3 часа).

Классификация горных пород и минералов. Условия образования горных пород в природе и лабораторных условиях. Использование горных пород в деятельности человека.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать: разновидности горных пород и применение в народном хозяйстве.

Учащиеся должны уметь: дать описание магматических, осадочных и метаморфических пород.

Практическая работа №6. «Дать описание горных пород по плану».

Тема 6. Разведка и поиски полезных ископаемых (3 часа).

Проведение геологоразведочных работ. Методика их проведения. Обработка полученных данных и изготовление отчета. Камеральные работы и полевые. Современные способы и методы изучения и оценки месторождений полезных ископаемых.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать: как производится разведка и оценка месторождений полезных ископаемых.

Учащиеся должны уметь: проводить обработку, собранного в полевых условиях материала.

Практическая работа №7. «Составить стратиграфическую таблицу».

Тема 7. Обобщающее повторение (1 час).

Значение геологических знаний в современном обществе. Их применение в практической деятельности людей.



Календарно-тематическое планирование.





















Элективный курс


«Общая геология»

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Как пещерные люди добывали огонь?"













Составлен учителем географии

средней школы №2 города Сосенский

Калужской области, Козельского района

улица 35 лет Победы, дом 3.

Лихойдовой Татьяной Владимировной.









2004г.




Рецензия


на элективный курс «Общая геология»


Элективный курс «Общая геология» составлен для школы с профильным обучением в 9 –11 классах. Курс содержит в себе информацию о геологических процессах, происходящих в литосфере и их влиянии на жизнь человека. Здесь затрагиваются процессы геологического характера, которые в школьной программе не изучаются, но могут быть полезны учащимся в выборе профессии.

Курс рассчитан на 21 час (1 час в неделю) на одно полугодие. Содержит в себе все необходимые методы и технологические разработки. При изучении курса запланировано проведение семи практических работ, в среднем по одной на каждую тему. Темы включают в себя лекционный, семинарский и практический разделы. Продумана преемственность уроков в каждой теме. Чередование лекций с практической деятельностью на уроке должна способствовать лучшему усвоению нового материала.

Самостоятельная работа применяется при подготовке семинарских занятий – здесь и работа с дополнительной литературой, и умение анализировать поставленные перед учащимися проблемы.

Однако курс явно нуждается в дополнении материала. Не совсем четко продуманы формы контроля, мало тестовых заданий. Курс выглядел бы разнообразнее, если бы в него были включены игровые моменты.

В целом элективный курс «Общая геология» рассчитан на учащихся, заинтересованных проблемами геологии и желающими связать свою дальнейшую жизнь с профессией геолога или на учащихся, желающих иметь более высокий уровень интеллекта.

Курс может быть применен в школе с профильным обучением с учетом доработок и при наличии учебной литературы.





Рецензент / Катаева Л. Г./

Заместитель директора по учебной части.
















Аннотация


Данный элективный курс составлен для получения геологических знаний учащимися школ с углубленным изучением географии и может быть использован как методическое пособие для учителей и учащихся школ, желающих овладеть геологическими знаниями. Курс рассчитан на одно полугодие и может служить дополнением к теме «Рельеф» в основной школе и в профильных классах средней школы.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: