Открытый урок для 9 класса по теме: «Машиностроительный комплекс»


МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ»



Конспект открытого урока по географии в 9классе

Районный мастер-класс в рамках информационно-коммуникационной технологии учитель Абдрашитова А.Г.

Дата 19.11.2012

Тема урока: Машиностроительный комплекс.



























2012





Тема урока: Машиностроительный комплекс.

Цели урока:

  • Определить значение и роль машиностроительного комплекса России.

  • Определить главную задачу МСК.

  • Познакомиться с отраслевым составом машиностроительного комплекса России.

  • Познакомиться с факторами размещения машиностроительных мероприятий

  • Изучить географию машиностроения

  • Выявить особенности и проблемы машиностроительного комплекса России

Тип урока: комбинированный с мультимедийным сопровождением.

Форма урока: традиционная, классно-урочная

Методы урока: частично-поисковые: беседа, самостоятельная работа

 Средства обучения: проектор, компьютер, экран, атласы

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Выступление по группам

Черная металлургия цветная металлургия

состав,значение, типы предпр., состав,особенности,центры по пр-ву

особенности, география отдельных цв.металлов

III.Объявление темы и цели урока

Слайд1.

Какие важнейшие для экономики страны межотраслевые комплексы вы изучили? (ТЭК, металлургический) Сегодня мы разберем Машиностроительный комплекс. Выявим его состав, роль, значение. Подробнее остановимся на факторах размещения машиностроительных предприятий, его особенностях, проблемах современного машиностроения и возможных путях решения этой проблем

Слайд 2(. Ученики записывают в тетрадь план характеристики межотраслевого комплекса).

IV.Работа по теме урока

В настоящее время наша жизнь наполнена разнообразными машинами. Приведите пример машин, которые есть у вас дома( телевизор, автомобиль, комьютер, телефон, микроволновка, насос, утюг)

Что же такое, по вашему мнению, машиностроительнй комплекс?

Слайд 3. Учащиеся пишут определение комплекса.



2.Состав, значение и роль машиностроения.

Слайд4 .Машиностроение – отрасль чрезвычайно сложная по своей структуре. Прочитайте отрасли, входящие в состав комплекса.

Начертите эту схему и запишите его отрасли.

Слайд5.Существует несколько классификаций отраслей машиностоения

Зачитываю и разъясняю классификацию.

Приборостроение, электроника, радиотехника — наукоемкое машиностроение
тяжелое машиностроение называют также металлоемким машиностроением. Работа по созданию машин это очень сложное дело, велики затраты человеческого труда, затраты материалов,сырья, энергии. Большинство отраслей являются трудоемкими отраслями.

Слайд 6-7. Роль и значение машиностроения России

Машиностроение – ведущая отрасль промышленности как по величине (около 40% всех занятых и около 20% валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими приборами, оборудованием пользуются их работники.

Слайд 8.Докажите устно, что предприятия МСК связаны с другими межотраслевыми комплексами. Укажите, какой продукцией они обмениваются.

Подумайте! Машиностроение больше использует продукцию других отраслей и секторов хозяйства или само в первую очередь поставляет им свою продукцию?

Ни на одно мгновение нельзя представить себе хозяйство нашей страны без машиностроения. Любое предприятие и каждый из нас пользуется его продукцией. Экономическая мощь зависит от уровня развития машиностроения – дает средства труда: от слесарных инструментов до ЭВМ. НТП во всех отраслях народного хозяйства невозможен без развития машиностроения.

 Слайд №9.Формула успешного развития машиностроения такова.

3.Факторы размещения. Слайд №10. Где и почему должны создаваться машиностроительные предприятия?

Машиностроительные предприятия потребляют 40% черного металла, поэтому некоторые из них как бы привязаны к металлургическим базам. В атласе (стр16) отыщите города Новокузнецк, Абакан, Анджеро-Судженск и скажите, почему в них развито тяжелое машиностроение Смотрите атлас (стр13).Сопоставьте. О каком факторе шла речь? (металлоемкость).

Беседа о каждом из факторов. Запишите в тетрадь перечисленные факторы.

Слайд№11-12. Отдельно поведем речь о специализации и кооперировании

4.География машиностроения.Слайды 13-15.

5.Проблемы и перспективы отрасли.


Мы все, особенно взрослые, организации, предприятия являемся потребителями продукции машиностроения. Почему часто стоит проблема выбора при покупке машины (например — автомобиля). Какой товар выбрать отечественный или импортный. Не торопитесь отвечать.

Какую продукцию по качеству хотим приобретать мы с вами или организации и предприятия? Качественную!!

Определите главную задачу машиностроения .Слайд №16.

Обеспечить общество новыми, все современными машинами.

Какие условия необходимы для выполнения главной задачи?

Подумайте! Какие трудности развития МСК характерны, на ваш взгляд, на современном этапе? С чем это связано? Слайд 17.

Пути решения проблемы

  1. введение высоких таможенных пошлин

  2. перестраиваться на современные технологии, обращая внимание на дизайн машин, удобство.

V.Рефлексия. Вернемся к задачам урока. Решили мы их или нет. Я предлагаю оценить свой вклад в достижение цели. Критерии оценки:

понял, но не могу применить

понял,могу применить, но объяснить другому не могу;

понял, могу применить и объяснить

VI.Задание на дом. Параграф 32, творческое задание на стр.156













































Использованные ресурсы:



Свежие документы:  Методическая разработка «Использование компьютерных технологий в обучении географии»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: