План – конспект по теме: Равнины. Формы рельефа Земли – результат взаимодействия внутренних и внешних сил, 6 класс


3


Кисина Валентина Сергеевна

учитель географии

I квалификационной категории

ГБОУ СОШ № 733 г. Москвы



6 класс

План – конспект по теме: Равнины. Формы рельефа Земли – результат взаимодействия внутренних и внешних сил.


Задачи:

Образовательные: сформировать представление о разнообразие равнин.

Развивающие: развить умение определять по карте географическое положение равнин.

Воспитательные: мировоззренческую идею о познаваемости мира


Понятийный аппарат урока: гора, горная система, подошва, склон, вершина, равнина, плоские и холмистые равнины, впадины.


Средства обучения:

атласы, учебник, доска, мел, план – конспект, фотографии, карточки с понятиями.


Методы:

— устного изложения (прием – беседы, объяснения)

— проверки (прием – устный)


Тип урока: комбинированный.


Учебник: Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т. П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 4 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Проверяем готовность к уроку, у каждого на столе должен лежать атлас, дневник, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь к учебнику, ручка, карандаш. Здравствуйте, садитесь

Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

II. Проверка домашнего задания


На прошлом уроке мы узнали, какие формы рельефа относят к основным формам рельефа Земли, откройте тетради и вспомните их. Мы с вами подробно остановились на одной из основных форм рельефа суши – горам. Вспомните по учебнику параграф 20 страница 54, что принято называть горой. Обратимся к рабочей тетради и вспомним строение гор и их различие по высотам.

Приступаем к проверке домашнего задания.

1а) Пока мы с ребятами будем отвечать на другие вопросы домашнего задания, один из вас сейчас выйдет и схематично зарисует на доске, схему строения горной системы, которую мы с вами на прошлом уроке разбирали. Но первоначально, открываем тетради и вспоминаем схему.


1б) Из чего состоит горная система?



Есть желающие выполнить это задание у доски? (Если нет, то учитель сам вызывает к доске.)





2) Какие формы рельефа относятся к основным формам рельефа?

3) Что такое горы?

4) Какие горы бывают в зависимости от высоты?

5) Откройте атлас на странице 14 – 15 “Физическая карта полушарий”, с помощью карты определите, к каким горам по высоте относят:

а) Уральские горы,

б) Гималаи?

в) Альпы?

г) Кордильеры?


5 д) Откройте атлас на странице 16 – 17 и с помощью “Физической карты России” определите, к каким горам по высоте относят горы Бырранга?


(Учитель, опрашивая ребят устно по домашнему заданию параллельно, контролирует выполнение задания учащемся у доски. Увидев, что ученик закончил зарисовывать схему строения горной системы, он переходит к нему, но только после того как будет завершён разбор того или иного вопроса.)


Оценки за домашнюю работу.

В конце урока подадите дневники.


Слушают.






1а) Слушают задание.





1б) Из горной долины и горных хребтов.


Один из учеников выходит к доске и зарисовывает схему строения горной системы.


2)



5)

а) Средние.

б) Высокие.

в) Высокие.

г) Высокие.



5 д) низкие.








Слушают.

III. Изучение нового материала


Мы сегодня с вами продолжим знакомство с основными формами рельефа суши.

1) Какую основную форму рельефа суши мы с вами ещё не рассмотрели?

Открываем тетради, записываем на полях сегодняшнее число, тема урока “Равнины”.

Задачи сегодняшнего урока: узнать, в чём различие между горами и равнинами, что называют равниной, какие равнины по характеру поверхности бывают, как различают равнины по высоте, как они изменяются во времени, и каково их значение.

Мы с вами видим на доске фотографии гор и равнин.

2) Посмотрите внимательно на фотографии изображающие горы и равнины и назовите, чем эти две формы отличаются друг от друга?


Верно.

Теперь с концентрируем своё внимание только на фотографиях равнин, и будем отвечать на вопросы.

3) Ответьте, равнины это высокие или невысокие формы рельефа?



4) Глядя на фотографии равнин, ответьте, какие по площади они занимают участки земной поверхности, обширные или наоборот, небольшие?


Верно. Учитель вешает на доску табличку “обширные участки земной поверхности”.


5) Так же с помощью фотографий ответьте, поверхность равнин ровная или слабоволнистая?


Верно. Учитель вешает на доску табличку “ровная или слабоволнистая поверхность”.


6) А теперь ваша задача, ответить, в какой последовательности нужно расположить 3 таблички (учитель вешает третьё табличку “Равнина”), чтобы у нас с вами получилось определение изучаемой сегодня формы рельефа — равнин. Только конечно нужно изменить окончания слов, а каких именно табличках подумайте сами.



Верно, равнинами называют обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью.


Выясним, какие равнины могут быть по характеру поверхности.

Равнины по характеру поверхности могут быть плоские (учитель вешает табличку “плоская”) и холмистые (учитель вешает табличку “холмистая”).

7) Скажите, на какой из фотографий размещена плоская равнина?


Верно. (Учитель прикрепляет с помощью магнита под фотографию табличку “плоская”).

8) Почему есть равнины, которые называют “плоскими”?


Потому что на плоских равнинных совсем нет возвышенностей и понижений.


9) Но чаще на равнинах то здесь, то там встречаются холмы (учитель обращает внимание учеников на фотографию с холмистой равниной). Такие равнины называют?


Запишем


Виды равнин по характеру поверхности:

1. Плоские

2. Холмистые.


10) Откройте учебник на странице 58 и найдите в тексте пример плоских равнин?



На этой равнине путник может пройти большое расстояние и не встретить заметных спусков и подъёмов. Многочисленные реки этой равнины медленно текут по степям, лениво пробираются сквозь дремучие леса.

11) Теперь открываем атласы на странице 16 – 17 и на “Физической карте России” находим Западно-Сибирскую равнину.


12) Найдите в учебнике на странице 58 пример холмистых равнин?


13) А теперь в атласе на странице 16 – 17, на “Физической карте России” найдите Восточно – Европейскую равнину.



Запишем примеры.


Виды равнин по характеру поверхности:

1. Плоские (Западно-Сибирская).

2. Холмистые (Восточно – Европейская).


Равнины различаются не только по характеру своей поверхности, но и по высоте

14) Откройте учебник на странице 59 рис. 39 “Различие равнин по высоте”. Посмотрите по рисунку, и ответьте, как различают равнины по высоте?






Изобразим различие равнин по высоте с помощью графика.

В центре строчки записываем различие равнин по высоте.

На оси Х отметим высоты, в 1см – 250 м.


15 а) Отметим на графике низменности, назовите их высоты?


15 б) На графике, на высоте 200 м проводим пунктирную линию. Покажем низменности.

(Учитель рисует низменность на доске).











16 а) Откройте атлас на странице 14 – 15 “Физическая карта полушарий”.

16 б) Найдите шкалу высот.


16 в) Пользуясь шкалой высот, определите, каким цветом обозначают низменности?

16 г) Приведите примеры.




16 д) Закрасьте на графике низменности зеленым цветом, подпишем — низменности.


17 а) Отметим на графике возвышенности, сколько составляет их высота?

Проводим на графике пунктирную линию до 500м.











17 б) Откройте атлас на странице 16 – 17, “Физическая карта России”, ответьте, каким цветом на карте показаны возвышенности?


18 а) Приведите примеры возвышенностей.













18 б) Закрасьте на графике желтым цветом, подпишем – возвышенности.



19 а) Высота плоскогорий сколько составляет?

19 б) Проведем на графике, на уровне выше 500м пунктирную линию. Покажем плоскогорья.














20) Откройте атлас на странице 16 – 17, “Физическая карта России”, ответьте, каким цветом на карте показаны плоскогорья?


21) Приведите примеры плоскогорий по физической карте России стр. 16-17.



Иногда на суше встречаются места, расположенные ниже уровня моря. Такие участки суши называют впадинами.

22) Откройте атлас на странице 16 – 17 “Физическая карта России” и ответьте, каким цветом на карте показаны впадины?


Примером может служить Прикаспийская впадина.

23) Находим её на карте.


Равнины, как и горы, изменяются во времени.

Открываем учебник на странице 60, прочтём вслух раздел “Изменение равнин во времени”.



Итак, прочитав, этот раздел мы с вами выяснили, что разнообразие рельефа равнин связано с действием внешних сил, прежде всего воды и ветра.


24) Как вы думаете, в чём значение равнин для людей?

Значение равнин для людей заключается в том, что люди большей своей массе проживают на равнинных территориях.


Слушают.

1) Равнины.



Слушают.





2) От гор равнины отличаются меньшими высотами.




3) Равнины, это не высокие формы рельефа.


4) Равнины занимают обширные участки земной поверхности.




5) Поверхность равнин может быть ровной и слабоволнистой.

Слушают.



6) Равнины это обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью.


Слушают.






7) Отвечают.


Слушают и смотрят на доску.

8) Потому что их поверхность ровная.

Слушают.


9) Холмистыми.




Записывают.






10) Западно-Сибирская равнина.


Слушают.



11) Работают с атласом.



12) Восточно – Европейская равнина.

13) Работают с атласом.




Записывают.






Слушают.

14) От 0 до 200м – низменности.

От 200 до 500м — возвышенности

Более 500м – плоскогорье.


Слушают.

Записывают.

Чертят график.


15 а) До 200 м.


15 б) Рисуют.













16 а) Открывают атлас.

16 б) Находят на карте шкалу высот.

16 в) Зеленым.

16 г) Амазонская, Западно-Сибирская, Лаплатская низменности.

16 д) Закрашивают и подписывают.

17 а) От 200 до 500 м.












17 б) Желтым.



18 а) — Среднерусская возвышенность.

— Приволжская возвышенность.

— Смоленско-Московская возвышенность.

— Валдайская возвышенность

— Приднепровская возвышенность

— Подольская возвышенность

Закрашивают.

18 б) Закрашивают и подписывают.


19 а) Более 500 м.

19 б) Проводят на графике пунктирную линию и рисуют вслед за учителем плоскогорье.












20) Светло — коричневым.


21) Средне-Сибирское плоскогорье.


Слушают.


22) Тёмно – зелёным.



Слушают.

23) Работают с атласом.


Слушают.

Ученики читают по очереди, называя главную прочитанную мысль.

Слушают.



24) Отвечают.

Слушают.


IV. Закрепление материала


Итак, мы с вами изучили сегодня одну из основных форм рельефа “Равнины”.

Придумайте сейчас устно один вопрос по изученному материалу, поднимите руку и если вас учитель спросит, задайте его классу. А остальные ребята должны будут на него ответить.


Слушают.

Несколько учеников задают вопросы по изученному материалу, а остальные ребята отвечают.

V. Объяснение домашнего задания.

Открываем дневники и записываем домашнее задание, параграф 21, выучить записи в тетради. По рабочей тетради выполнить тему Равнины суши, задания 1, 3, страница 33 – 35.

Записывают.

Свежие документы:  Конспект урока по географии "Земная кора"
















Список использованной литературы


1. Начальный курс географии: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимосва, Н.П. Неклюкова. – 4- е изд. — М. : Дрофа, 2005.




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: