Разработка урока «Оценка мировых природных ресурсов» (10 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №56»

города Новокузнецка Кемеровской области









Конспект урока по географии

10 класс

«Оценка мировых природных ресурсов»


Подготовила

учитель географии

высшей категории

Анфёрова Лариса Владимировна







Новокузнецк 2010

Информационная карта урока географии 10 класс №5

Тема: Оценка мировых природных ресурсов. Слайд №1

Цель: Формировать представление о ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира .

Задачи:

Образовательные: Дать понятие «ресурсообеспеченность». Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.

Развивающие: Формировать умения давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов. Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала, составлять географические конспекты.

Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе, развивать умения вести диалог, отстаивать свои взгляды..

Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы.

Тип урока: изучение и закрепление нового материала . Урок – практикум.

Содержание урока

Методический инструментарий

Ориентиры развития

1. Организационный момент.

Вводная беседа

Ознакомление обучающихся с задачами урока Слайд №2, с планом урока Слайд №3.

2. Изучение нового материала.

Природные ресурсы и ресурсообеспеченность

.Классификация природных ресурсов Слайд №4, слайд №5, слайд №6, слайд №7, слайд №8.

Понятие о природных ресурсах. Слайд №9 Понятие о ресурсообеспеченности. Слайд №10.

Водные ресурсы.

Каждый человек в день выпивает приблизительно 2 литра воды, а 3000 литров использует на различные нужды. Приблизительно 1,2 миллиарда человек живут там, где уже сейчас ощущается нехватка воды. Самым крупным потребителем воды является сельское хозяйство, на его долю приходится 70% всей потребляемой человеком воды.

Ресурсы пресной воды. Слайд №11. Потребление пресной воды и проблемы, возникающие в результате использования пресной воды. Слайд №12.

Пути решения проблемы пресной воды на планете. Слайд №13. Примеры решения проблемы недостатка пресной воды в отдельных странах мира. Слайд №14

Обеспеченность регионов и стран мира водными ресурсами. Слайд №15


Земельные ресурсы Слайд №16

Земельные ресурсы — вид природных ресурсов; поверхность Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени территориальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель — их плодородие, так как земля в данном случае является главным средством производства.

Земля – источник жизни. Недаром говорят: «Труд – отец богатства, а Земля – мать его».

Земельный фонд планеты. Слайд №16

Структура земельного фонда показывает, каким образом используются земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли (обрабатываемые — пашня, сады, засеянные луга и естественные луга и пастбища), лесные земли, земли, занятые населенными пунктами, промышленностью и транспортом, малопродуктивные и непродуктивные земли.

Большую ценность в структуре мирового земельного фонда Слайд №16 представляют

обрабатываемые земли (11%), которые дают 88% необходимых для человека продуктов питания, а леса и пастбища 10%.

Структура земельного фонда не остаётся неизменной. Слайд №17. На неё оказывают воздействие два процесса, имеющие противоречивый характер. Слайд №17. Примеры темпов опустынивания Слайд №17.

Обеспеченность пахотными землями отдельных регионов и стран мира. Слайд №18



Биологические ресурсы Слайд №19

Растительные ресурсы Слайд №19. Животные ресурсы Слайд №19.

Совокупность всех ныне живущих на Земле растений и животных – это генетический фонд (генофонд) Слайд №19

Лесные ресурсы планеты Слайд №20. Лесистость. Слайд №20

Обеспеченность лесными ресурсами регионов мира. Два лесных пояса. Слайд №21



Минеральные ресурсы Слайд №22

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, полезные ископаемые в недрах Земли, запасы которых оценены по геологическим данным. Месторождения полезных ископаемых распределены в земной коре неравномерно. Большинство видов минерального сырья представлено рудами, состоящими из минералов, т.е. неорганических веществ природного происхождения. Однако некоторые важные виды полезных ископаемых, в частности энергетическое сырье, имеют органическое происхождение (ископаемые угли, нефть, торф, горючие сланцы и природный газ). Их присоединяют к минеральному сырью условно. В последние годы все большее значение приобретает гидроминеральное сырье – высокоминерализованные подземные воды (погребенные рассолы).


Закономерности размещения полезных ископаемых в земной коре. Слайд №22

Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья и способствуют формированию крупных территориально-производственных комплексов.

Обеспеченность минеральными ресурсами регионов мира. Слайд №23



3. Закрепление

Оценка ресурсообеспеченности регионов мира. Слайд №24


4. Домашнее задание. Слайд №25

5. Завершение урока. Слайд №26



беседа



рассказ











Работа с картой



рассказ

















Работа с картой




рассказ




работа с картой




рассказ











работа с картой





практическая работа






мотивация



Внимание, память, речь










Аналитическое мышление, обобщение

Внимание, память
















Аналитическое мышление, обобщение


Память, речь




Аналитическое мышление, обобщение


память











Аналитическое мышление, обобщение



Мышление,

мотивация








Свежие документы:  Урок на тему «Использование современных технологий для достижения метапредметных результатов»

















Используемые источники информации


1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений — М. : Просвещение, 2008.


2. Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч.1. Общая характеристика мира: поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского. – Волгоград: Учитель, 2002.


3. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. VIX классы / Под ред. И.И. Бариновой. – М, : Школа –Пресс, 2001


4. 1С «Образовательная коллекция». География 6-10 классы». Диск произведён: г. Ектеринбург, ул. Комвузовская, 17, ком.203. Республиканский мультимедиа центр по заказу Министерства образования РФ, 2005. ЗАО «1С», 2005, email: www.rnmc.ru


5. http://www.priroda.su/item/530 автор: А.В.Егошин «Обеспеченность Земли водными ресурсами», 22.09

6. https://www.examens.ru/otvet/2/11/138.html «Земельные ресурсы. Различие в обеспеченности»

7. https://www.krugosvet.ru/articles/20/1002069/1002069a1.htm «Минеральные ресурсы»


Данные ресурсы позволяют сделать объяснение нового материала более наглядным, а урок в целом более информативным Помимо картографических изображений используются иллюстративные изображения и интересные факты, позволяющие расширить кругозор обучающихся, а так же увеличить объём предоставляемого материала. Использование разнообразных ресурсов при разработке урока стимулирует мотивацию ученика и повышает эмоциональное отношение к предмету.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: