«Славься, мой Урал, в самоцветах весь…» 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 147 Октябрьского района

городского округа город Уфа












Исследовательская работа




«Славься мой Урал, в самоцветах весь…»

С.Юлаев
















Выполнила: Шамсиева К., ученица 11 класса

Руководитель: Топаева Ж.В., учитель русского языка и литературы, первой категории, МБОУ СОШ № 147 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан




Оглавление

















Введение

«Славься, мой Урал,

В самоцветах весь!

Взвейся выше скал,

Об Урале песнь!» — так писал народный башкирский герой и поэт Салават Юлаев о своей очаровательной родине, о седых горах и быстрых  реках Урала! Наткнувшись на эти строки, невольно задумываешься над истиной мысли. Янган-тау, Иремель, санаторий Красноусольский, Нугушское водохранилище, озеро Аслык-Куль, река Инзер и т.д. – каждый из живущих в нашей республике хотя бы раз побывал в этих местах. Все согласятся — это самоцветы нашего края.

Сегодня мне бы хотелось рассказать о горе Иремель – одном из самоцветов Урала. Это одна из самых красивых вершин Уральских гор. Эта достопримечательность — вторая по высоте вершина Южного Урала (1582 метра). Для сравнения высота самой высокой горы Южного Урала – горы Ямантау – 1640 метров. То есть разница всего лишь в 58 метров. Иремель находится на территории республики Башкортостан, на границе с Челябинской областью.

Актуальность исследования: Я выбрала именно эту тему, так как летом сама побывала на замечательной горе, преодолела трудности подъема, узнала множество легенд. И мне бы хотелось заинтересовать слушателей и побудить их к посещению этого самоцвета нашего края.

Цель исследования: Рассмотреть особенности г.Иремель, ее своеобразие, привлечь слушателей к изучению, посещению горы Иремель

Объект исследования: гора Иремель

Предмет исследования: история и современное состояние горы Иремель

Гипотеза исследования: посещение исторических памятников ведет к более полному и детальному изучению памятников истории и культуры региона.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по данной проблеме с использованием периодической литературы и ресурсов сети Интернет.

  2. Посетить гору Иремель, подняться на ее вершину

  3. Оформить исследование, познакомить с ним одноклассников.

Методы исследования:

  1. изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

  2. восхождение на гору Иремель

  3. беседы с экскурсоводами и людьми, посещающими гору Иремель






Основная часть

  1. Географическое положение

Еще задолго до того, как мы отправились в путь, я задалась вопросами: “Что представляет собой гора? Какова ее высота и протяженность? Где она находится?”. К счастью, в наш век информационных технологий ответы нашлись сразу.

Иреме́ль (башк. Ирәмәл) — вторая по величине вершина Южного Урала, расположенная на северо-востоке Белорецкого района Башкортостана.

Гора представляет собой двухвершинный массив, в составе которого входят:

  • Большой Иремель с платообразной вершиной Кабан (башк. стог), высота 1582,3 м

  • Малый Иремель, высота 1449,4 м.

Вершины отделены седловидным участком шириной около 1 км и высотой 1200—1250 м.

Протяжённость с северо-востока на юго-запад составляет 12 км, с северо-запада на юго-восток — 8 км.

У подножия массива расположены истоки рек Тыгын, Синяк, Большой Авняр, Карагайка и Тюлюк. Эти реки являются притоками реки Белой, которая также берёт своё начало поблизости за хребтом Аваляк.

Решением Правительства Республики Башкортостан территория, прилегающая к вершине Иремель (включая хребет Аваляк), объявлена природным парком.

  1. Истории и легенды

В горнозаводской зоне Челябинской области есть загадочное место — гора Иремель. Издревле люди сталкивались здесь с непознанным. Мистикой овеяно буквально все в округе: у подножия горы раньше находились скиты старообрядцев, последователи эзотерической культуры проводят здесь тренинги, уфологи утверждают, что над горой довольно часто появляются НЛО, а этнографы собирают сказания о древнем подземном народе, обитавшем в окрестностях — чуди.

Почему именно сюда тянет людей, желающих познать духовную сущность человека? Почему именно на склонах Иремеля люди открывают в себе какие-то доселе скрытые возможности, по-другому осмысливают жизнь?

Оказывается, не только наши современники приходили на Иремель для общения с неведомым, это повелось издревле. Как правило, такие места именуются местами силы.

У Иремеля есть своя загадочная история. Само название горы пришло к нам из незапамятных времен, так назвали ее заселявшие эти земли тюрки (пращуры современных башкир). В переводе с древнетюркского, слово «Иремель» означает «место, дающее человеку силу», а название деревни Тюлюк, находящейся у подножия горы (основана два столетия назад), переводится как «желание». Именно из-за соседства Тюлюка с Иремелем и берет свое начало легенда о том, что якобы на вершине горы исполняются любые желания, достаточно лишь поднести подарок духам Иремеля. В стародавние времена духам приносили человеческие души. Согласно преданиям, жрецы древних народов совершали кровавые жертвоприношения на вершине горы, дабы задобрить богов и выпросить у них богатый урожай.

В наше время, говорят, достаточно повязать ленточку на Дерево желаний, растущее на вершине. Как бы там ни было, во все времена гора Иремель считалась у башкир священной.

Коварные духи

На протяжении многих лет подниматься на гору разрешалось только жрецам или героям. Даже в наше время кто-то ревностно защищает «святую гору». Известен случай, когда туристы поставили на вершине Иремеля православный крест, но через некоторое время его нашли скинутым с постамента…

Иремель фигурирует во многих сказаниях как башкирского, так и русского народа. Говорят, его недра хранят в себе несметные богатства, нажитые таинственным народом — чудью. Люди считали (и считают по сей день), что вода в реках, берущих начало на склонах Иремеля, обладает чудесными свойствами — дает человеку силы, исцеляет больных, а по ночам, в определенные дни и часы, светится!

Не каждому открыт путь к вершине «святой горы». Если человек идет на Иремель с чистой душой, то гора принимает его с радостью, если помыслы его черны — строит всяческие козни на пути, словно не пуская к цели.

Современные туристы уже сами слагают легенды о проделках батюшки Иремеля. Самой обычной шуткой горы является пропажа, а затем внезапное появление вещей туристов или невозможность уйти восвояси. Считается, что духи водят людей, заставляя плутать в трех соснах.

В наши дни специалисты по аномальным явлениям рассказывают о том, что над горой часто можно наблюдать НЛО, встретиться со снежным человеком и увидеть таких чудищ, которым и названия-то пока нет. Ведь, по мнению эзотериков, именно на Иремеле сосредоточен канал выхода из земли положительной энергии.

Новая Гиперборея?

Есть гипотезы, согласно которым Иремель является прародиной всей славянской цивилизации, чем-то вроде Гипербореи. Гипотеза эта опирается на археологические раскопки, проведенные близ села Ахуново (Учалинский район), якобы свидетельствующие о том, что именно на Иремеле берет начало славянская цивилизация. Возможно даже, что именно в тех местах были написаны славянские веды, «Книга Велеса», а также «Книга Коляды». А само село Ахуново — обитель бога света Крышеня.

Как считают приверженцы этой гипотезы, легенда о Гиперборее подтверждается целебными свойствами воды Иремельского озера, расположенного близ села Байсакал (примерно в 12 километрах от Иремеля). Озеро это имеет очертания правильного круга, что наводит на мысль о чаше с Сурьей — солнечным чудотворным напитком, которую принес бог Крышень, а само озеро, по легенде, является обителью мистической птицы Гамаюн, на которой прилетел бог, дабы зародить свет — зажечь «бел-горюч камень».
Недалеко от Иремеля есть каменный откос, называемый в народе Трибуной. Он чем-то напоминает голову птицы. А в десяти метрах от горы, лежит огромный белоснежный валун. Простое ли это совпадение, или действительно легенда о Крышене имеет реальные корни?

Легенд о Гиперборее много, ее ищут на Севере, в Сибири, но, как видим, есть гипотеза, что она находится на юге Уральских гор.

Легенды о чуди

С давних пор бытуют легенды о том, что в здешних местах давным-давно жил некий таинственный народ — чудь белоглазая. В народных поверьях чудь — это искусные ремесленники и чародеи. По поверьям, народ этот жил в Иремельских пещерах незадолго до включения Урала в состав Московского царства.

Старожилы окрестных сел рассказывают, что в действительности существовал некогда народ, живший по склонам здешних гор. Был он мирный, жил тихо по соседству с другими людьми. Была у чуди своя религия, в таинства которой они не посвящали пришлых. Якобы и по сей день можно найти в Иремельских пещерах священные алтари чуди. Согласно преданию, люди прознали о том, что у чуди есть несметные богатства. И захотели поживиться. Но делиться с людьми чудь не собиралась, осознав, что в покое их все равно не оставят. И этот народ решил навсегда скрыться в недрах Иремеля, дабы унести с собой все свои тайны и богатства. Какие именно знания так ревностно охраняла чудь, легенда молчит.

По сей день люди верят в эту легенду, но немного измененную. Так, среди туристов ходит легенда о гномах — маленьком народе, живущем в горе. Существуют, якобы, пещеры, забравшись в которые, человек навсегда становится пленником низкорослого горного народа, утаскивающего несчастного глубоко под землю.

Одному туристу удалось записать вот такой рассказ байсакальского старожила: «Есть на Иремеле одна заваленная пещера. Как-то в нее пролез искатель сокровищ. Ничего не нашел, зато рассказывал потом, что видел в пещере какие-то книги и древние писания».

Эзотерический туризм

Однако какими бы невероятными ни казались легенды о «святой горе», люди едут к Иремелю с конкретными целями, чтобы самосовершенствоваться, укреплять дух. Многие из тех, кто тут побывал, отметили, что стали по-другому мыслить и смотреть на жизнь, обрели духовные ценности, о которых раньше и помыслить не могли. Некоторые после посещения горы и уединения на вершине, где, как говорят, люди «заглядывают к себе в душу», вернувшись домой, никогда более не возвращаются к вредным привычкам. Как считают эзотерики, именно в этом уникальном месте у человека происходит гармонизация тонких тел, подпитка энергией, духовное возрождение. Причиной всему — выход на поверхность земли той самой положительной энергии, которой у посвященных славен Иремель.

По заверениям специалистов по аномальным явлениям, Иремель представляет собой регион высшего познания законов природы, высокой концентрации духовной энергии, а также более тонкой трансляции энергий во времени и пространстве, взаимосвязи человека и Вселенной, связи с информационным полем Земли — ноосферой.


  1. Собственные впечатления

Я хотела бы отправить вас в такое чудесное, таинственное и веселое приключение, в котором побывала сама, на гору Иремель. Ознакомясь с географическими данными и легендами Иремеля, вы, должно быть, уже ощутили на себе некую таинственную атмосферу, будто попадаешь в сказочный лес. Там поражает тишина, земляничный запах пихт, мхи, причудливые корни, вымытые водами горных потоков, цепляющиеся за камни. Говорят, что в лесах вокруг Иремеля до сих пор бродят медведи и растут 500-летние лиственницы. Медведей я не видела, а вот деревья и впрямь кажутся древними, реликтовыми.

Начало восхождения было замечательным. Погода была чудесной, а люди, встречавшиеся нам, были очень приветливы. Здесь проходила тропа экстремального чемпионата “Здоров как лось”. Дорога, ведущая к горе, была увешана лентами этого чемпионата. А также были интересные деревянные скульптуры. Поднимаясь выше, подходя ближе к вершине, увидела, как растительность становилась низкорослой, а леса сменились разноцветным восхитительным ковром горной тундры. Значительная часть пути к вершине проходит по курумникам — каменным рекам из больших глыб. Несмотря на лето, ближе к вершине горы все еще лежит снег. Начинается самое трудное: нужно забираться по огромным камням-плитам вверх. Итак, наконец – вершина! Это было просто потрясающее чувство – взобраться на самую вершину. Бесконечное чувство свободы и гордости, непередаваемое словами. Уходить не хотелось. Надо было совершить усилие, чтобы двинуться в обратный путь. Что-то изменилось, изменилось во мне, моем мировоззрении, в моем отношении к жизни. Иремель перевернул всё, сменились приоритеты, пришло спокойствие и умиротворенность. Стало проще смотреть на нашу суматошную жизнь…



Заключение

Вернувшись домой, я думала о том, что по той земле, где я живу, тоже ходили они, древние жители моей планеты, русы, славяне, протославяне, снова русы.

Побывав в этом историческом месте, я понимаю, что наш край самый красивый, самый родной, он имеет огромное количество загадок еще не разгаданных, и разгадать их наша задача. Разгадать и сохранить для наших потомков.

Я не могу не согласится, что в мире очень много красивых мест, но стоит ли ехать за три-девять земель, если мы не знаем своей истории.

 Что дал нам Иремель? То, что невозможно отнять, что всегда будет с тобой напоминанием о твоей исконности,- это чувство воссоединения в себе всех прошедших тысячелетий, судеб и решений, боли и преодоления. Огромные пространства сталей, гор и морей, почти непроглядная толща столетий и тысячелетий, невыразимый объем опыта и судеб прошедших поколений— все это тихими струями стекается к тебе, соединяется, обретает жизненную силу. И приходит понимание, что ты — наследник, продолжатель некоего великого дела, которое, оказывается, уже давно живет в те, но отныне оно яснее обозначилось, заговорило и зазвучало.

В своей работе мы использовали два способа изучения культурно-исторического памятника Иремель. Изучая литературу по теме исследования, мы почерпнули много информации о горе, посетив ее, мы нашли подтверждение этой информации. Беседы с людьми, помогли глубже окунуться в этот необычайный мир с его легендами и верованиями, традициями и обычаями.

Я считаю, что гипотеза полностью подтвердилась, только посещение культурно-исторических памятников способствует полному и детальному их изучению.

По моему мнению, работа имеет практическую направленность материал работы можно использовать на уроках географии, истории и культуры Башкортостана.

Кроме того, собранный мною материал отразился в сочинении для конкурса, посвященного Дню республики, «Пою мою республику». ( см.Приложение)












Список литературы

Интернет-ресурсы:

https://www.iremel.ru/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница — Википедия

https://www.ruschudo.ru/miracles/208/ — сайт, посвященный Чудесам России

https://www.uskaz.ru/iremel.htm — Туристский атлас Южного Урала















Приложение

Конкурс сочинений, посвященный Дню Республики Башкортостан

и Году культуры в Республике Башкортостан,

«Пою мою республику»



Славен мой Урал, в самоцветах весь!

Взвейся выше скал, об Урале песнь!

С .Юлаев



























Выполнила: Шамсиева Камиля, ученица 11 класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «средняя общеобразовательная школа № 147»

Октябрьского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан


Учитель: Топаева Жанна Викторовна




Засыпает город в одночасье.

Затихают шума голоса….

Порыв ветра распахнул окно моей комнаты с такой силой, что рама, стукнувшись о полку, столкнула школьный толковый словарь, страницы зашелестели, будто с ними кто-то небрежно играл. И вот… наступила тишина, мне на минуту показалось, что ничего не было, и все это только послышалось. Но на полу предательски лежала распахнутая книга. Я встала, чтоб водрузить словарь на свое место и мой взгляд зацепился за слово, освещаемое, словно таинственным светом, уличным фонарем: Родина….

Родина…Слышу это слово, и перед моим взором встают гордые, высокие горы, привольные без конца и без края степи, стремительные горные реки, чистые, прозрачные озера, густые чащи лесов…

Родина…Произношу это слово, и передо мной встает пламенный борец за свободу башкир Салават Юлаев, которым гордится каждый житель республики…

Родина…Когда я вижу это слово, я слышу пение курая, который рассказывает о красоте башкирской земли и никого не оставляет равнодушным….

Вот она моя родина – Башкортостан – и сразу из памяти доносятся слова:

« Славен мой Урал, в самоцветах весь,

Взвейся выше скал, об Урале песнь!»


Передо мной в раскрытом окне распахнулся вид ночного города, утопающий в огнях иллюминации. Я присела на подоконник, прикрыла глаза и окунулась в воспоминания…

Раннее утро, настолько раннее, что во дворе на меня повеяло свежестью, а ноги промокли от выпавшей росы. Горизонт был розовым от поднимающегося солнца. Рассвет…ни разу не видела такого восхитительного и таинственного рассвета.

Может, потому что в это утро я была особенно счастлива оттого, что отправляюсь в первое свое длительное путешествие — восхождение на гору Иремель. И сразу на меня нахлынуло то фантастическое, незабываемое ощущение, которое возможно только в этих горах! Звенящая чистота и свежесть таежного воздуха и горной воды! Облака над вершинами… Иремель притягивает и манит к себе людей, он грозно величественный и вместе с тем гостеприимный, добрый и мудрый.

У Иремеля  своя история, овеянная загадками и тайнами. Название горы дошло до нас из тех далеких времен, когда земли эти населяли предки современных башкир —  тюрки. На древнетюркском языке слово «Иремель» означает «место, дающее силу».  Во все времена гора Иремель считалась у башкир священной. Здесь одна из точек выхода положительной энергии. Есть легенды о жертвоприношениях на этой горе, проводимых для связи с космосом. Уфологи уверяют, что у подножия Иремеля находится одно из самых аномальных мест, расположенных на территории России.

Существует легенда о том, что на вершине горы исполняются желания, достаточно лишь поднести подарок духам Иремеля. Вероятно, название деревни Тюлюк у подножия горы, которое переводится с тюрского языка как «желание», тесно связано с этой легендой. В наше время, чтобы задобрить духов, достаточно повязать ленточку на «Дерево желаний», растущее на вершине.

Но до вершины ещё очень далеко – 16 километров пути по лесным тропам, склонам, курумам, скалам, каменным рекам…

Начало восхождения омрачила пасмурная погода и низкая облачность. Были надежды, что за время восхождения прояснится, но им, к сожалению, не суждено было оправдаться. Тропа к вершине натоптанная многочисленными туристами, идущими на Иремель в поисках силы, энергии, и желающих прикоснуться к священной тайне этого величественного и красивейшего места на земле. Передвигаться по ней надо крайне аккуратно. Того и гляди поскользнешься на подсунувшемся под ноги гладком отполированном многими ногами камне или на неожиданно возникшем извилистом корне, а то и провалишься в замаскированную мхом и травой щель между камнями.

За все время восхождения меня не покидало ощущение, что я попала в сказочный лес. Там поражает тишина, земляничный запах пихт, мхи, словно бороды священных старцев, свисающие с ветвей, причудливые корни, вымытые водами горных потоков, цепляющиеся за камни, словно пальцы сказочных исполинов. Говорят, что в лесах вокруг Иремеля до сих пор бродят медведи и растут 500-летние лиственницы. Медведей я не видела, а вот деревья и впрямь кажутся древними, реликтовыми.

С давних пор бытуют легенды о том, что в здешних местах давным-давно жил некий таинственный народ — чудь белоглазая — искусные ремесленники и чародеи. По поверьям, народ этот жил в Иремельских пещерах. Была у чуди своя религия, в таинства которой они не посвящали пришлых. Говорят, что и по сей день можно найти в Иремельских пещерах священные алтари чуди. Согласно преданию, люди хотели отнять у трудолюбивого народа их несметные богатства, но гордые горцы решили навсегда скрыться в недрах Иремеля, дабы унести с собой все свои тайны и богатства. Какие именно знания так ревностно охраняла чудь, легенда молчит.

По сей день, среди туристов ходит легенда о гномах — маленьком народе, живущем в горе. Существуют, якобы, пещеры, забравшись в которые, человек навсегда становится пленником низкорослого горного народа, утаскивающего несчастного глубоко под землю.

Вода в реках Иремеля считается священной, она дает энергию и силу человеку, исцеляет от недугов и болезней, а ночью в определенный час светится.

Говорят, что плохого человека Иремель и плохо встречает, существует много рассказов и легенд о проказах духов Иремеля над неопытными туристами. Самой обычной шуткой горы является пропажа, а затем внезапное появление вещей туристов или невозможность уйти восвояси. Считается, что духи водят людей, заставляя «плутать в трех соснах». В наши дни специалисты по аномальным явлениям рассказывают о том, что над горой часто можно наблюдать НЛО, встретиться со снежным человеком и увидеть таких чудищ, которым и названия-то пока нет.

Поднимаясь выше, подходя ближе к вершине, увидела, как растительность становилась низкорослой, а леса сменились разноцветным восхитительным ковром горной тундры. Значительная часть пути к вершине проходит по курумникам — каменным рекам из больших глыб. Поросшие лишайниками они составляют живописнейшие картины.

Климат Иремеля нельзя назвать благоприятным для походов — часты туманы и дожди, а снег на склонах горы не тает до середины июня (известен случай, когда один сугроб продержался 17 лет).

Вот и нашей группе не повезло, ожидание, что облака разойдутся, пока мы совершаем восхождение, не оправдалось. Мы постепенно входили в зону облачности, которая становилось всё гуще, и у самого подножья вершины мы находились в плотном облаке с, практически, нулевой видимостью. Очень обидно, что неимоверные красоты вершины Иремеля оказались скрыты от нас за пеленой густого тумана, зацепившегося за вершину облака.

Говорят, что Иремель не пускает в двух случаях: либо ты человек плохой, и он видеть тебя не хочет, либо разворачивает, чтобы дождаться тебя в следующий раз. Надеюсь, что я не совсем плохой, и меня приглашают приехать ещё.

Но, не смотря  на то, что мы не стояли на вершине, всё же с уверенностью можно сказать, что были в облаке, и сидели на нем, свесив ноги вниз, и зарядились энергией и силой, и загадали желания у «Дерева желаний», испили священной воды, и получили несказанное удовольствие.

Только потом я узнала , что все группы на Иремеле пережидают туман, не сходя с места, нельзя по туману ходить – очень опасно. Но тогда, почему-то опасность не ощущалась, было непреодолимое желание подняться, были силы, неимоверное количество энергии. Уходить не хотелось. Надо было совершить усилие, чтобы двинуться в обратный путь. Что-то изменилось, изменилось во мне, моем мировоззрении, в моем отношении к жизни. Иремель перевернул всё, сменились приоритеты, пришло спокойствие и умиротворенность. Стало проще смотреть на нашу суматошную жизнь…


Гул проехавшей машины вернул меня в действительность из тех приятных воспоминаний. И снова наступила тишина…

Город спит. Прохлада опустилась

На деревья, травы и дома.

Тишина. Луна за тучку скрылась

Кажется, не сплю я лишь одна.

Наслаждаюсь я ночным пейзажем

И боюсь встревожить тишину…

Как же хорошо ощущать себя пусть и мелкой, но важной частицей своей родины.

Башкортостан … Как много в этом слове неизведанного! Сколько тайн мне предстоит постичь, которые веками копились в истории моей родины…



Свежие документы:  Конспект урока по географии "Русская равнина" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: