учитель: Барсукова К.И.
Технологическая карта урока
Цели урока: — выяснить причины Великих географических открытий, дать им общую характеристику;
— ознакомить учащихся с мореплавателями-первооткрывателями, дать общее представление о завоеваниях испанцев и португальцев и оценку этим завоеваниям;
— выявить последствия и значение Великих географических открытий;
— развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений, умение конкретизировать события;
Планируемые образовательные результаты:
Называть имена путешественников, их заслуги. Правильно использовать в речи географические термины. Устанавливать взаимосвязи рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
предметные: — сформировать знания о Великих географических открытиях, продолжить работу с атласом и контурной картой
метапредметные: — активизировать познавательную активность у учащихся, преодолевая затруднения в поставленном вопросе.
Учащиеся должны уметь составлять план текста,
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
Оценивать работу одноклассников;
Получать различную информацию из различных источников.
личностные: — уметь анализировать, сравнивать, доказывать свою точку зрения. Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.
Тип урока – урок «открытия» новых знаний.
Формы работы учащихся: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование: физическая кapтa, карта полушарий, презентация, настенная карта «Строение земной коры», атласы, контурные карты, тест для закрепления материала.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||
I. Актуализация знаний
| На предыдущих уроках мы с вами знакомились с развитием географических знаний в античном мире и в средние века.
– Назовите главные достижения географической науки в античном мире.
– Перечислите главные открытия эпохи средневековья
– Какой вывод о развитии знаний о Земле в античное время и эпоху средневековья можно сделать? |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
1.Плавания арабов в Индию.
Открывались новые земли и географические знания о Земле постоянно расширялись | Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей.
| ||||||||||||||
II. Создание проблемной ситуации
| Рассмотрите внимательно ленту времени на слайде.– О каких географических событиях нам предстоит узнать?
– В какое время (период) они происходили? Этот исторический период, когда европейскими мореплавателями и путешественниками были сделаны, названные вами, географические открытия принято называть эпохой Великих географических открытий. Однако люди совершали географические открытия, которые заслуживают определения “великие” и до и после этого периода.– Вижу, вы удивлены. Какой возникает вопрос?Если вы вновь, обратитесь к ленте времени, как вы ответите на этот вопрос?Учитель побуждает учащихся к формулированию проблемы.– Какой ещё вопрос возникает? Над каким вопросом будем дальше работать?
|
Открытие Америки, морского пути в Индию, походы конкистадоров в Ю.Америку, кругосветном плавании Магеллана и Ф.Дрейка, Открытие Австралии и Океании
Эти события происходили в период с ХV по XVIII вв.
Что же такое необычное свойственно этому периоду, если он получил такое название?
Были открыты новые материки, т.е. расширились границы Эйкумены и впервые совершены кругосветные плавания.
Дети формулируют учебную проблему как вопрос
Какие причины привели человечество к Великим открытиям? Какие обстоятельства этому способствовали? | Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия; Опора на опыт, знания учащихся. Развитие монологической речи. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); | ||||||||||||||
III. Открытие новых знаний
| – Ещё в средние века европейские купцы активно торговали с Индией. Под Индией плохо знавшие географию люди понимали весь восток Азии. Вспомните, как (каким путём) в Европу доставлялись товары из Азии? Однако в 15 веке земли на востоке Средиземного моря захватили турки – возникла огромная турецкая Османская империя. Турки не пропускали торговые караваны, часто грабили их. – Как вы считаете, что в этом случае могли предпринять европейцы? Первыми это удалось сделать жителям Пиренейского полуострова и, прежде всего жителям Португалии.
| По Великому шёлковому пути, т.е. сухопутным путём или к берегам Средиземного моря их доставляли посредники – арабские купцы. Найти морской путь в Индию вокруг Африки. |
| ||||||||||||||
– Почему именно португальские мореплаватели совершали эти плавания? Найдите ответ на вопрос в тексте учебника. | Учащиеся работают с текстом учебника и находят ответ на вопрос.
| ||||||||||||||||
– Кто из португальцев первым обогнул Африку и достиг Индии? Что помогло им достичь берегов Индии? Найдите ответ на вопрос в тексте учебника. | 1. Бартоломеу Диаш доплыл до южного окончания Африки и вышел в Индийский океан (это произошло из-за шторма) | ||||||||||||||||
Покажите маршрут плавания В. да Гамы на карте. | Один из учащихся показывает маршрут путешествия у настенной карты, остальные работают с картами атласа. | ||||||||||||||||
– Каков географический результат этих плаваний? Найдите ответы на эти вопросы в тексте учебника на стр. 162-163 и на карте с. 166 | Учащиеся работают с текстом и рисунками учебника и находят ответ на вопрос.
| ||||||||||||||||
На Пиренейском полуострове располагается ещё одна страна – Испания, которая в 15 в. также искала морские пути к богатым странам Востока, в Индию. Маршрут вокруг Африки был захвачен португальцами. – Как вы думаете, как могли выйти из этого положения испанцы? | Учащиеся высказывают предположения. Попробовать приплыть в Индию, двигаясь через Атлантический океан на запад. | ||||||||||||||||
Именно так и думал Христофор Колумб, итальянец родом из Генуи, он поступил на службу к испанскому королю. – Почему Колумб был уверен, что Индии можно достичь, ведя корабли на запад? | Исходил из представлений о шарообразности Земли и старых карт, на которых Атлантический океан разделял берега Западной Европы и Восточной Азии. | ||||||||||||||||
Проследите по текстовой карте на с. 166 маршрут первого плавания Колумба, какие географические объекты встретил он на своём пути? Покажите их на карте.
| Канарские острова, Саргассово море, Антильские острова (о. Куба и о. Гаити) | ||||||||||||||||
– В каком году проходило первое плавание Колумба?
| 1492 г. | ||||||||||||||||
Рассмотрите рис. на стр. 165 и опишите встречу Колумба с местными жителями. | Дети дают описание по картине. | ||||||||||||||||
– Каковы географические результаты плавания Колумба? (чтение текста на стр. 165) | Учащиеся находят ответ на вопрос в тексте учебника. 1. Открыл новую часть света – Америку | ||||||||||||||||
III. Подведение итога.
| – Какую проблему мы решали на уроке? – Назовите причины Великих географических открытий. – Какова роль этих открытий для развития знаний о Земле? | Дети отвечают на вопросы и делают вывод. |
( | ||||||||||||||
– Почему именно эта историческая эпоха получила название Великие географические открытия? | Великие потому, что в результате этих путешествий произошёл переворот в географических представлениях людей о Земле. Европейцы расширили свой географический кругозор, узнали об истинных размерах Земли, неизвестные им части суши и океана | ||||||||||||||||
Так какая сегодня была тема урока? (дети формулируют тему урока, учитель закрепляет на доске карточку с названием темы урока) | Великие географические открытия. | ||||||||||||||||
IV. Закрепление.
| Обучающиеся выполняют задания на листах с печатной основой |
|
| ||||||||||||||
V. Д/З
| § 7, устно ответить на вопросы стр. 25 по желанию сделать рисунки, иллюстрирующие текст учебника.
| Записывают домашнее задание |
|