Урок для 10 класса по теме: «География транспорта мира. Мировая транспортная система»


География транспорта мира. Мировая транспортная система.


Цели и задачи:

Обучающие:

  • Продолжить развивать представления об отраслях Мирового хозяйства;

  • развивать умения характеризовать по основным параметрам Мировую транспортную систему, ее проблемы и перспективы развития;

  • сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях в странах разного типа;

  • сформировать знания о географии основных видов транспорта.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умение выделять главное, существенное при работе с текстом в изучаемом материале; анализировать и обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли;

  • развивать творческие способности учащихся и познавательный интерес;

  • развивать умение выполнять задания аналитического характера;

  • развивать умение работать с тематическими картами, с различными источниками информации.

В ходе подготовки и во время урока у учащихся развиваются следующие компетенции:

Учебно-познавательные:

  • умение работать с письменными и устными текстами;

  • умение работать с картографическими источниками информации.

  • Умение искать, анализировать, преобразовывать и применять информацию для

решения поставленных вопросов, проблем.

Информационные:

  • умение владеть телекоммуникационными средствами.

Ценностно-смысловые:

  • определять компоненты изучаемого объекта;

  • осуществлять качественное и количественное описания компонентов объекта;

  • осуществлять классификацию на основе установления признаков объекта.

Коммуникативные:

  • умение свободно, доступно,  логично,  доказательно  излагать свои  мысли

Оборудование:

Карта “Транспорт мира”, атласы: для 10 кл. и Холиной, компьютер, проектор, доска

Ход урока:

I. Организационный момент.

Постановка целей. Объявление темы и плана урока

  1. познакомиться с мировой транспортной системой.

  2. узнать о значении транспорта, показать его место и роль в мировой экономике.

  3. знать об особенностях транспорта в странах разного типа.

  4. дать характеристику видов транспорта.

Слайд 1.

II. Изучение нового материала.

1. Понятие транспорт.

Транспорт – это важная отрасль экономики любой страны. Третья ведущая отрасль материального производства.


Слайд. 2.

2. Значение транспорта

  • Является основой ГРТ

  • Объем и структура транспортных перевозок отражают уровень и структуру экономики.

  • География транспортной сети и грузопотоков влияет

на размещение производительных сил.

  • Способствует специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов и стран.

  • Способствует преодолению территориального разрыва между производством и потреблением товаров, услуг и преодолению расстояния между людьми.


3. Мировая транспортная система (МТС)совокупность всех путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств.

Сообщение «Влияние НТР на транспорт»


4. Региональные транспортные системы (РТС).

Какие региональные транспортные системы вы могли бы выделить? Какие из них наиболее развиты?


5. Транспортные системы разных стран мира.

МТС мира можно разделить на две части: ТС развитых и ТС развивающихся стран мира. В тексте учебника найдите главные черты различия между ними.


Транспортная система

Высокий технический уровень

не сформирована

Обеспеченность транспортной сетью, ее густота,

Высокая, 80% общей длины мировой транспортной сети

низкая

подвижность населения

высокая

низкая

Виды транспорта

Все виды

1-2 вида. Широкое использование для перемещения грузов гужевого, вьючного транспорта.


  • Развитые

На эти страны приходится 75 % общей длины транспортной сети, мирового грузо- и пасажирооборота.

  • развивающиеся

Транспорт — отстающая отрасль экономики.


6. Структура транспорта.

Слайд. 3.

Грузооборот и пассажирооборот. Вспомните, что означают эти показатели?

Грузооборот – произведение количества перевезенного груза на дальность перевозок (исчисляется в т/км)

Пассажирооборот – произведение количества перевезенных пассажиров на расстояние перевозки (исчисляется в пас/км).

По круговым диаграммам определите, какие виды транспорта лидируют по этим показателям.

Записываем вид транспорта и место (сокращения ГО и ПО) и на протяжении урока мы будем искать ответ на вопрос: почему так распределяются места по этим показателям

ж/д 2 место по ГО 2м. по ПО

автом. 4 м по ГО 1м по ПО

Трубопров. 3 м. по ГО

Морской 1 м по ГО

Воздушный 3м по ПО

Вспомните, так – же такие показатели, как маневренность (Какой самый маневренный?),

Грузоподъёмность (какой самый грузоподъёмный?) и стоимость (Какой самый дорогой, самый дешёвый?)

6. Сухопутный транспорт.

1) Автомобильный

а) И так, почему автомобильный транспорт является лидером по пассажирообороту?

  • Причина — развитие машиностроения – расширение мирового парка личных автомобилей (не забывать о нефтепереработке)

См. табл.№10 в Приложении «10 стран по размерам автопарка» + стр. 62 атласа Холиной «Машиностроение». Какие страны лидируют по количеству автомобилей и уровню автомобилизации?

  • Вывод: Лидеры — страны с развитым машиностроением и высоким уровнем жизни – страны Запада и Сев. Америки (Канада и США – символы автомобилизации, в США на каждую 1 тыс жителей приходится 700 авто) + Бразилия. Но есть перспективы развития.

По карте атласа определите, какие регионы мира выделяются по густоте автодорог

  • Западная Европа и Япония.

По протяжённости?

  • лидируют самые большие по площади страны + Япония и Франция.

Слайд

Большую роль играют трансконтинентальные магистрали. Наиболее известные в Америке: Панамериканское шоссе, которое соединяется с Трансамазонской магистралью.

При этом – 1/ 3 дорог сосредоточена в Северной Америке, 1/ — в Зап. Европе.


Б) По грузоообороту авт. тр-т стоит лишь на 4 месте, но у него есть своя специализация. Где же без автотранспорта не обойтись?

  • При перевозке грузов (маневренность.) от «порога до порога», в больших городах.

В США и ФРГ 25% грузов, в Великобритании – 80% перевозок грузов внутри страны.

  • В горах, в местностях с неблагоприятными условиями и отсутствии Ж/Д.

Самый высокий уровень развития автомобильного транспорта отмечен в США.


2) Железнодорожный транспорт.

2 место и по ПО и по ГО. Почему железнодорожный транспорт остаётся важным видом транспорта?

Сообщение

3) Трубопроводный.

3 место в мире по ГО, в России – 1-е. Используется при транспортировке нефти и газа на большие расстояния. Себестоимость – низкая, стабильность и надёжность. Меньшее загрязнение окружающей среды. Где в мире самые большие трубопроводы? Из России в Зап. и Вост. Европу. Трубопроводы по дну морей: транссредиземноморский газопровод Алжир – Италия, в Северном море.

7. Водный транспорт.

Самый старый вид транспорта, но занимает 1 место по ГО. Почему?

  • Межконтинентальный, обеспечивает более 75% перевозок между странами (4/5 оборота мировой торговли). Грузы перевозятся на большие расстояния. Самый дешёвый, самый грузоподъёмный и самый грузовместимый.

Какие грузы перевозят?

  • Нефть и нефтепродукты, уголь (1 место среди сухих грузов), зерно.

Какие страны являются лидерами по размерам торгового флота? См. табл. 32. приложения.

  • Страны с «удобными флагами»: Панама, Либерия, Багамские острова

Что означает выражение «удобные флаги»? справка: «Удобные», «подставные», «дешёвые» под эти флаги бегут суда США, Японии, Великобритании, Италии, Швеции. Это объясняется стремлением традиционных морских держав сэкономить на налогах и заработной плате моряков. Фактически этот флот принадлежит развитым странам.

  • Страны Греция, Сингапур, Китай, Норвегия.

След . слайд.

Операции с водным транспортом осуществляются через порты. Сообщение

Общее число морских портов — свыше 2,7 тыс., а портовгигантов — 30 (перегрузка составляет 50 млн т/год)

В учебнике открыть Блок № 10, атлас

В каких странах преобладают специализированные порты? (в развивающихся). Найдите нефтяной порт в США (вспомните Прадхо –Бей — Валдиз).

Какую специализацию имеет Ричардс — Бей в ЮАР? Тубаран в Бразилии и Порт – Хедленд в Австралии имеют одну специализацию. Какую?

Какие искусственные сооружения сократили многие водные пути? Какие из них самые загруженные? (каналы: Панамский, Суэцкий).

А через какие проливы проходит самое большое количество судов?(Ла Манш, Баб-эль-Мандебский, Ормузский, Гибралтарский, Малаккский, Босфор и Дарданеллы, Скагеррак )

Чем опасны в последние годы подходы к Баб-эль-Мандебскому проливу.

8. Воздушный транспорт. Самый молодой и динамичный транспорт. Сообщение. Стр. 70 атлас Холиной «Транспорт».


III. Закрепление.

1. Может ли транспорт охарактеризовать современный уровень экономики страны?

(Да. В развитых странах более густая транспортная сеть, более сложная структура транспорта, представленная всеми видами транспорта.)

2. Почему особую роль в транспортной системе Западной Европы играет автомобильный транспорт? (Маленькая территория стран, расстояния небольшие, необходима маневренность)

3. Как можно объяснить, что 2/3 портов находится на атлантическом побережье?

(Здесь находятся самые развитые страны, они участвуют в международном разделении труда, здесь происходит обмен товарами и услугами между Европой, Северной Америкой, Африкой, Южной Америкой и частично Азией, через Средиземное море.)


IV. Домашнее задание: п.3 тема 5. ТПО, на к/к подписать судоходные реки, каналы, проливы и порты со специализацией. Повторять мировое хозяйство, готовиться к тестированию.



Свежие документы:  Конспект урока географии для 10 класса «металлургия мира»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: