Урок для 8 класса на тему «Нефть»


Диер Светлана Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №8»

г. Краснокамск

Пермский край

Тема: «Нефть»


Цель: сформировать представление о свойствах нефти, использовании нефти в хозяйстве.


Задачи:

  1. актуализировать знания учащихся о полезных ископаемых;

  2. дать представление о свойствах нефти и использовании людьми;

  3. развивать умение работать с текстом, строить графы.

  4. развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;

  5. воспитывать активность личности, проявлять инициативу.


Оборудование: нефть в пробирках, коллекция «Нефть и продукция ее перегонки», лист бумаги, стакан с водой, карта Пермского края.


Структура:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Знакомство с новым материалом.

  4. Работа с текстом, построение графа.

  5. Закрепление знаний.

  6. Домашнее задание.


Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  1. Узнай полезное ископаемое по описанию:

а) Он белого цвета, прочен. В нем можно заметить остатки раковин морских организмов.

б) Обычно бывает желтого цвета, состоит из отдельных крупинок, сыпучий.

в) Чаще всего бывает коричневого цвета. Во влажном состоянии хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают.

г) Прочный и тяжелый камень, состоит из отдельных зерен.


  1. Мы продолжим изучать полезные ископаемые. А что это такое?

— Сегодня будем изучать нефть. Еще в давние времена люди находили в некоторых местах на воде маслянистые пятна. Сливаясь, эти пятна образовывали пленку темного цвета.

Демонстрация: нефтяное пятно на воде.

— Вещество это похоже на деготь, который делали из древесины березы и использовали для смазки осей телег и прочих механизмов. На Руси это вещество, которое находили в природе, стали называть «земляной деготь».

— Как вы думаете, как использовался «земляной деготь»? (Его использовали как смазку.)

— Представьте себе, что он использовался даже как лекарство.

На уроках истории мы узнали, что в те далекие времена на Руси часто велись войны. Подумайте и скажите, как использовали «земляной деготь» при штурме городов-крепостей? (Как зажигательную смесь.)

— Сгорали деревянные крепости дотла, так как потушить горящие смеси водой было невозможно.

— Итак, какое вещество люди раньше называли «земляным дегтем»? (Нефть.)

III. Знакомство с новым материалом

1. — Определим, какими свойствами обладает нефть.

Опыты проводит учитель, ученики заполняют таблицу.

Нефть – маслянистая жидкость.

Цвет – от коричневого до черного.

Запах – специфический резкий.

Легче воды.

Хорошо горит.

— К какой группе полезных ископаемых отнесем нефть?

2. – Чтобы использовать нефть, ее надо добыть.

А) Добыча

-Сегодня мы воспользуемся приемом «Построение графа». Он помогает глубоко понять содержание текста.

— Назовите ключевое слово сегодняшнего урока? (Нефть.)

— Впишите его в первую строку графа в ваших рабочих листах.

— Прочитайте текст и определите, три ключевых слова каждой части.

(Добыча, транспортировка, переработка)

— Запишем эти слова в каждую из «веточек».

— Вспомните, какие способы добычи полезных ископаемых существуют?

— Какой способ подходит для добычи нефти? (закрытый)

Запишем.

— Для того чтобы пробурить нефтяную скважину, устанавливают буровую вышку. После того как скважина пробурена, буровую вышку убирают и устанавливают вместо нее насос-качалку.

Учитель показывает иллюстрацию.

— Кто видел такие качалки? Где?

— Рассмотрим карту Пермского края. Покажите месторождения нефти, обозначенные на карте.

— Где больше всего значков, указывающих места добычи нефти?

(Оса, Чернушка, Полазна, Добрянка, Красновишерск)

Б) Транспортировка

— Итак, нефть извлекли из недр земли. Что с ней происходит дальше?

(Ее перерабатывают.)

— Нефтеперерабатывающий завод находится в Перми. Как доставить нефть с месторождений на этот завод? (Ее нужно туда транспортировать.)

— Мы установили, что нефть – это жидкость. Какими способами ее можно транспортировать?

Запишите.

В) Использование

— Какое свойство нефти главным образом использует человек?

— На нефтеперерабатывающем заводе из нефти производят топливо: бензин, керосин, солярку, мазут.

— Как вы думаете, для чего еще используется нефть? У меня в руках подсказка (пластилин). (Для производства промышленных товаров.)

— Нефть используется в химической промышленности для получения различных пластмасс, лекарств и пластилина.

Запись.

НЕФТЬ





Добыча транспортировка переработка


закрытый трубопровод танкеры нефтеперерабатывающие

способ предприятия

ж/д цистерны

бензин керосин солярка мазут


  1. Закрепление знаний.

— Названия этих нефтепродуктов соедини с изображениями их потребителей.





Керосин

Солярка


Бензин

Мазут



Что нового узнали на уроке?



  1. Домашнее задание

Пользуясь схемой, составьте рассказ о нефти.







Свежие документы:  Внеурочная программа социального творчества обучающихся "Экология родного края"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: