Урок для 8 класса по теме: «Восточная Сибирь. Величие и суровость природы»


Гиберт ИА.

Учитель географии, биологии.

МОУ «СОШ» пгт. Кожва

8 класс

Восточная Сибирь. Величие и суровость природы

Оборудование: учебники, атласы, контурные карты, карточки с номенклатурой, карточки, словарики, настенные карты: физическая карта России, тектоническая карта России. Презентация.

Проектор, карточки заданиями.

Оргмомент: Здравствуйте ребята!Сегодня мы продолжаем путешествовать по карте России.

А вот по какому району, попробуйте определить сами, прочитав отрывок стихотворения./ Слайд 1/

Правильно. Это Восточная Сибирь.

Записываем в тетрадь тему.

Слайд 2

Восточная Сибирь. Величие и суровость природы.

Целеполагание

Исходя из нашей темы, какую цель мы сегодня ставим перед собой?

Ответ уч-ся

Познакомиться с физико-географическим районом – Восточная Сибирь.

Пояснение учителя

Знакомиться мы будем в течение двух уроков.

Учитель

Вопрос:


По какой традиционной схеме мы будем изучать район?

Ученики

Ответ Слайд 3

Географическое положение—— -рельеф——-полезные ископаемые—— исследования———климат————внутренние воды———т. д.

Учитель

Правильно, это традиционная схема, по которой мы изучали предыдущие географические районы. И здесь мы придерживаемся единого плана. На первом уроке мы рассмотрим Г.П, рельеф, полезные ископаемые, исследовании. На втором уроке — климат, внутренние воды.

Учитель


Какие задачи мы сегодня должны решить?

1.Формировать знания о Восточной Сибири

2.Развивать умение самостоятельно устанавливать связь геологического строения с рельефом и полезными ископаемыми.

3. Развивать наблюдательность, отвлеченное мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), практические действия, стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения заданий.

Учитель

Итак, начинаем решать наши задачи с определения географического положения, т.к оно определяет особенности природы этого уникального ПТК.

Географическое положение

Задание 1

Сопоставление


1.Определите по атласу (физическая карта России, Восточной Сибири)

и учебнику:

А) Границы Восточной Сибири.

Б) Пересекает ли её северный полярный круг?

В) Какова протяжённость территории с севера на юг, с запада на восток?

Г) Что вы можете сказать о влиянии океанов на природу равнины.

Д) Чем отличается Г.П. Восточной Сибири от Г.П. Западной Сибири?


Закрепление

Слайд 4

«Установите соответствие» К доске выходит учащийся и выполняет задание на оценку.

Учитель. Сообщение



Слайд 5







«Мозговой Штурм»

Вопросы



А знаете ли вы?

Прежде чем мы перейдём к следующему пункту плана. Послушайте сообщение:

У Лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом….

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей…..

Кто автор этих строк?

К какой поэме написан этот эпиграф?

Какое отношение они имеют к нашей теме

Что такое лукоморье и где оно находится?

Пояснение

Слайд 6

Оказывается прямое. Найдите на карте город Туруханск. В 1602 году это место называлось Мангазея. Так вот именно Мангазея по преданию и есть сказочное Лукоморье, описанное Пушкиным.

А само слово Лукоморье — это заповедное место на окраине вселенной. Где стоит мировое древо-ось мира, по которой можно попасть в другие миры . Лукоморье-это изгиб морского берега. (излучина).


Мы продолжаем знакомиться с Восточной Сибирью

2. Рельеф

Работа проходит по группам. Каждая группа получает задание, на выполнение которого отводится 15 минут.

Работа с текстом учебника и картами атласа

Проверка

Обобщение:

УчительВопрос.

Ученик: ответ

1.Каждая группа определяет особенности рельефа ( по рис 75 учебника) и выписывает те формы рельефа, которые здесь находятся.

(Приложение 1)

2.Показываем формы рельефа по атласу и настенной карте России.

3.Почему рельеф Восточной Сибири столь разнообразен?

Так как здесь есть и равнины и горы.

Внутрипредеметная связь.

Учитель







Схема 1 Схема 2



Дополните схемы:








Ребята. А давайте вспомним как отличаются равнины и горы по высоте?

Вы видите на доске схемы,



Равнины Горы



Два ученика по желанию идут к доске. Вот как выглядят готовые схемы.







Равнины Горы



0-200м 200-500м 500-1000м Низкие Средние Высокие

Низменности Возвышенности Плоскогорья от 200-до1000 1000-2000 2000

Оцениваем выполнение заданий

Учитель


Вы видите на доске следующее задание: (Приложение 1)


Задание по атласу















Проверка





Продолжаем поисковую беседу о разнообразии рельефа

Ученик







Учитель: Подведение итога:

Оценивание учащихся

Найдите на изучаемой территории максимальные отметки и определите высоту гор, тип равнин.

Г. Бырранга-

Г.Камень-

Среднесибирское………..

Алтай



Г.Бырранга- 1146 м-средние

Г.Камень-1701- средние

Г Победы-3003-высокие

Г. Алтай-5506 –высокие

Среднесибирское плоскогорье, т.к. 500-700 м



2. причина разнообразия рельефа: Разнообразие заключается в том, что Восточная Сибирь отличается большой приподнятостью над уровнем океана.







Мы очень ударно поработали и давайте подведём итоги, оценивая все устные ответы.

Учитель



Проблемный вопрос

Ученики



Ответ

Работа со словариками. Найдите что такое траппы?

Учитель: Дополнительный материал


Мы уже знаем высоту над уровнем моря Среднесибирского плоскогорья.

Почему Среднесибирское плоскогорье выше Русской равнины?

Самостоятельно изучают текст учебника, сравнивают карты атласа, дают предполагаемые варианты ответов.

В основании лежит Сибирская платформа. Она поднималась более активно, здесь находятся разливы магматических излившихся пород ступенчатой формы-траппы.



Приложение 2



Траппы настолько достигают гигантских размеров, что они видны из космоса. Подтверждение этому — фотография на слайде./Слайд 7/


Учитель

Беседа


Что на поверхности мы выяснили, а сейчас заглянем в недра земли.

Ученик

Задание в группах.

1 группа Слайд 8

2 группа Слайд 9

3 группа Слайд 10



Задание в парах

Проверка Слайд 11

Оценивание

Сопоставление физической и тектонической карт, составление таблицы.(Приложение 1)

Форма рельефа

Тектоническая структура



Двое желающих ученика подходят к настенным картам один к физической , другой- к тектонической, Показывают и объясняют.

Оцениваю работу у настенных карт.

Ученик

Задание.





Работа с

словариками

На доске показаны схемы.

C:UsersПользовательDesktop1 001.jpg C:UsersПользовательDesktop1 001 (2).jpg

а б



Объяснить:

Что изображено на схемах а) и б).

Какое строение?

Каким формам рельефа соответствует?



Что такое платформа и щит? Прочитайте (Приложение 2)



Учитель:

1.Решение проблемного вопроса

Пример

Вы определили. Что горы Южной Сибири сформировались в палеозое: байкальская, герцинская, мезозойская складчатости. Почему тогда здесь часты землетрясения?



За последние 200 лет в горах Байкала произошло примерно 800 землетрясений (до 9 баллов)

Размышления учеников и предполагаемый ответ

Они продолжают формироваться и в альпийское горообразование.

2.Вопрос

Почему эти горы являются складчато-глыбовами? Опишите их.

Ответ

Так как вторичное возрождение, значит глыбовые движения в кайнозое ;плоские вершины, межгорные котловины.

Оценивание

За лучшие ответы на эти сложные вопросы

Совместная работа учитель-ученик

Работа с учебником,атласами. дополнительной информацией

Задание в группах

Знакомство с котловинами. (Слайд12 )

Здесь наблюдается температурная инверсия (Приложение 2)

Прочитайте из словарика и запомните это явление. Она приводит к высоким летним температурам. Зимой — повышение температуры с высотой. Лето-жаркое, зима — до – 40 градусов.



Приложение 3

А знаете ли вы?

Минусинскую котловину называют Сибирской Италией. Так как здесь выращивают бахчёвые и даже сады.

Делаем вывод и записываем в тетрадь.

Рельеф разнообразен. Так как разнообразна его геологическая история развития территории и сложившиеся в результате геологическое строение.

Разминка

Фамилии на карте

Слайд 12

Слайд 13

Посмотрите на карту и вы увидите название на Вилюе — Чернышевский. При изучении какого предмета вы встречали эту фамилию? ( правильно — литературы)

Послушайте о Чернышевском (Приложение 4)

А что означает на карте место под названием Ерофей Павлович? (Приложение 4)

3. Полезные ископаемые

Проблемный вопрос

Почему Тунгусский угольный бассейн сравнительно мало известен широкой массе читателей?

Предполагаемые ответы записывают в тетрадь.

-далеко от европейской части

-далеко от железнодорожных магистралей

-резерв для будущего.

Задания по геологической карте и учебникам, в контурной карте.

Ученики исследуют содержание карты, изучают полезные ископаемые. Отмечают в контурной карте основные П.И (.Приложение 1) Задания выполняют по группам.

Проверка Слайд 15

В тетради

Какая закономерность прослеживается в размещении полезных ископаемых в Восточной Сибири.

Вывод записать в тетрадь

Магматические- в горах, на щитах. Топливные- в осадочном чехле платформ, в прогибах.

Запомните! Слайд 16

Сообщения о кимберлитовой трубке (Приложение 5)

Слайд 17 Слайд 18

Работа по атласу и контурным картам.



Центр алмазодобычи-город Мирный ( Приложение 5)

Центр золотодобычи-Бодайбо.

Домашнее задание:

Сбор контурных карт и тетрадей с заданиями.

Номенклатура (Приложение 6) ( По желанию можно отметить в контурных картах, можно устно по атласу и настенной карте.)

Параграф 37.

Сообщения по желанию «Выбор любой понравившейся темы»

Словарики и номенклатуру вклеиваю ребятам в тетрадь. (Приложение 2, Приложение 6)



Подведение итогов

Рефлексия

Слайд 19

Озвучиваю фамилии самых активных ребят, комментирую оценки.

На уроке я работал активно/пассивно

Своей работой я доволен/не доволен

Урок показался мне коротким/длинным

За урок я устал/не устал

Материал урока мне интересен/не интересен

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным

интересным/не интересным



Молодцы! Спасибо за урок.

Свежие документы:  Конспект урока по географии "Озеро Байкал – жемчужина Сибири" 8 класс





Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Презентация

Список используемой литературы:

1.И.И.Баринова «География.Природа России» 8 класс

2.Е.А.Жижина «Поурочные разработки по географии «Природа России» 8 класс

3. Википедия.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: