Урок «Климат Африки» для 7 класса


Урок «Климат Африки» 7 класс

Цель:

Сформировать представление об особенностях климата Африки.

Задачи:

1.Изучить размещение климатических поясов на материке;

2.Изучить примеры влияния морских течений, рельефа и господствующих ветров на формирование климата отдельных частей материка.

Развивать познавательный интерес и географическое мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи, составлять картосхему.

Воспитывать географическую культуру школьников, эстетическое восприятие географических объектов.

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Технологии: элементы технологии развивающего обучения(проблемное обучение, решение развивающих задач)

Оборудование: карта Африки, атлас по географии, контурные карты (7-й класс), раздаточный материал(контуры Африки для проверки знаний по теме «Рельеф Африки, полезные ископаемые», справочный материал(учебники географии 7 класс ДушинойИ.В., Коринской В.А., ЩенёваВ.А., учебники географии 7 класс Душиной И.В., Смоктунович Т.Л.).



ХОД УРОКА

1)Актуализация знаний по теме «Рельеф Африки, полезные ископаемые»

а) приветствие;

б)Проверка знания номенклатуры по теме на к/к, знания закономерностей размещения месторождений:

взаимопроверка (приложение 1)

2)Формулирование целей и задач урока

Что мы уже узнали об Африке?(географическое положение, исследователей материка, рельеф, полезные ископаемые) Какой компонент природы Африки после рельефа важно изучить?(климат)

Записывают тему урока в тетради. Д/З стр.98-99, записи

Что мы должны узнать о климате Африки?(климатические пояса, воздушные массы, температура, осадки и т. д.)

Уч-ся совместно с учителем формулируют цели и задачи урока

3). 1. Создание проблемной ситуации. Чтение учителем стихотворения Н.С. Гумилева:

Колдовская страна! Ты на дне котловины

Задыхаешься, льется огонь с высоты,

Над тобою разносится крик ястребиный,

Но в сиянье заметишь ли ястреба ты?

2. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

— Какую особенность климата Африки отмечает в своем стихотворении поэт? О каком огне льющимся с небес упоминает автор стихов.(Африка – самый жаркий материк Земли).

-Давайте докажем, что Африка самый жаркий материк? Какие факторы повлияли на формирование климата этого континента?

3.Поиск решения

1. — Вспомним климатообразующие факторы.(Ученики называют факторы)

Географическая широта. Почти вся Африка расположена в низких широтах. Большая часть материка лежит между 2 тропиками Два раза в год солнце в этих районах стоит в зените. Солнечные лучи падают отвесно.

Давайте определим какие климатические пояса есть в Африке? Какую карту следует открыть?(«Климатические пояса и области мира»).

Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический .Нанесём границы этих поясов на контурную карту.(наносят пояса на к/к)(Приложение 2)

Свежие документы:  План-конспект урока "Демографическая ситуация России и родного края"

2.Далее мы дадим с вами характеристику существенных признаков или климатических особенностей пояса.( Приложение 3)

Давайте совместно заполним наш контур и дадим характеристику экваториальному поясу. Для начала посмотрим откуда и какую информацию мы сможем взять. Знакомимся с картой»Климат Африки» (Обучающиеся дают обобщённую характеристику поясу используя атлас карта «Климат Африки», «Климатические пояса и области мира», текст учебника учебники географии 7 класс Душиной, Коринской, Щенёва.стр.117?

Начинаем характеристику с текста учебника. Выявляем почему повторяется каждый день погода и одинаков климат ?(угол наклона солнечных лучей, область давления)Записываем области давления на к/карту у всех поясов. Записываем воздушные массы в каждом поясе.

Остальные компоненты климата наносим на карту из климатической карты.

3.Самостоятельно по образцу вы даёте характеристики остальным климатическим поясам Африки.

1. Субэкваториальный(стр.118-119), 2 колонка- тропический(стр.119), 3-я колонка-субтропический(стр.120 2-ой абзац снизу).Время на выполнение задания 7 мин.

Заслушивание обобщённых характеристик поясов.1.Субэкваториальный. Вывод: климатические пояса изменяются, удаляясь от экватора. 2.Тропический. Южный тропический пояс отличается количеством осадков от сев тропического пояса. Почему?

( Ответы учащихся:меньшие размеры,влияние холодного Бенгельского течения(пустыня Намиб, наветренные склоны Драконовых гор и пассаты).

3.Субтропический пояс. Учащихся делают вывод: самый благоприятный для жизни людей

2 человека выполняют опережающее задание. Анализ климатограмм на стр.99(стр. 279) .

( Приложение 4)

д/з Почему пол-ов Сомали- одна из самых сухих территорий Африки?



























Приложения.

Приложение 1.



Проверка домашнего задания.

1)Проверка знания номенклатуры

Цифрами нанести объекты на контурную карту

1.Драконовы горы; 2.Восточно-Африканское плоскогорье; 3.Впадина Конго; 4. Эфиопское нагорье; 5. влк. Килиманджаро.

2)Географический диктант

6.Нефть, газ, каменный уголь, залегающие на западе и севере материка имеют происхождение…..(осадочное);

7.Вид полезных ископаемых, залегающих в основном в Восточной Африке…(рудные);

8. Тектоническая структура, лежащая в основании материка называется…(Африкано-Аравийская платформа)

Критерии оценки.

8 баллов- «5»; 7-6 баллов-«4″;4-5 баллов-«



Приложение 2

Приём определения географического положения климатического пояса.

План

Состав приёма

1.Положение на градусной сетке.

2.Положение относительно других объектов

1. Определить положение на градусной сетке: между какими градусами широты находится, на какое расстояние протягивается

2. Определить положение относительно других объектов:

А)в какой части материка находиться, какую площадь занимает;

Б)как расположен относительно морей, океанов, крупных форм рельефа, водных объектов, др. климатических поясов и т.д.



Приложение 3

План характеристики климатического пояса.

1.Формирующие воздушные массы, пояса давления.

2.Средняя температура воздуха в январе, в июле, годовая амплитуда температур, макс. и мин. темпертура;

3.Годовое количество осадков их распределение по сезонам.

Свежие документы:  Духовно-нравственное воспитание на уроках географии через интеграцию с литературой

4.Есть ли сезонность и в чём она проявляется?(уч-к стр.)

Приложение 4

План анализа климатограммы.(стр. 279) .

1.Рассмотрите все обозначения на климатограмме. Что по ней можно узнать?

(-месяцы года обозначаются через один, начальными буквами на горизонтальной оси; )

2.Выясните годовой ход температур.(когда температура ниже, когда она выше)Чему равны средние температуры января, июля? Какова годовая амплитуда температур?

3.Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим осадков в течение года?

4.Сделайте вывод о типе климата и оцените его с позиций жизни и хозяйственной деятельности человека.















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: