Урок по географии в 9 классе «Металлургический комплекс. Чёрная металлургия России»




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Нурлат Республики Татарстан











Урок по географии в 9 классе по теме: «Металлургический комплекс. Черная металлургия России »











подготовила учитель географии

Мухарметова Наталья Владимировна

















г.Нурлат 2011

Цели урока:

1. Изучить структуру и значение металлургии, определить факторы размещения металлургического комплекса, дать понятия «комбинат», «металлургическая база». Составить характеристику металлургических баз России.

2. Продолжить формирование положительного отношения к предмету.   Воспитание патриотических чувств и подготовка учащихся к активному созидательному труду на благо Родины. Воспитание сотворчества, взаимопомощи, конструктивного взаимодействия.

3. Развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное во время работы с географическими картами.

4. Развивать умения воспринимать словесную и наглядную информацию, развивать познавательный интерес к работе с географическими картами, развивать устную речь.

Оборудование: карта «Металлургия», коллекция «Чёрная металлургия», атласы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Тест по теме «Топливно-энергетический комплекс»:

1. Электростанции, объединённые линиями электропередачи, образуют…(энергосистему)

2. К неисчерпаемым источникам энергии относятся:

а) нефть;                             б) энергия Солнца;

в) природный газ;                            г) энергия ветра;

3. На этой электростанции вырабатывают электроэнергию и тепло:

а) ТЭС;                                             б) ГЭС;

в) ТЭЦ;                                             г) АЭС.

4. Наибольшая доля электроэнергии вырабатывается на:

а) ТЭС;              б) ГЭС;                   в) АЭС.

5. Укажите город-центр Печорского угольного бассейна:

а) Ухта;                                               б) Сыктывкар;

в) Воркута;                                          г) Нарьян-Мар.

6. АЭС на Урале называется:

а) Обнинская;                                     б) Белоярская;

в) Билибинская;                                 г) Балаковская.

7. Самая дешёвая энергия производится на:

а) АЭС;                    б) ТЭС;                в) ГЭС.

8. Экологически самый чистый вид топлива:

а) торф;                                               б) газ;

в) уголь;                                              г) дрова.

Ответы: 1-энергосистема; 2-Б, В; 3-В; 4-А; 5-В; 6-Б; 7-Б; 8-А.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово учителя. Без металла не может развиваться экономика России. Такие отрасли, как автомобилестроение, военное производство, судостроение, строительство и другие отрасли не могут обходиться без стали. Технологическая цепочка чёрной металлургии выглядит следующим образом:

— добыча железной руды (в карьерах) — обогащение руды ( горнообогатительные комбинаты) — плавка чугуна (в доменных печах) — плавка стали (в сталеплавильных печах) — производство проката (листы, рельсы, уголки, трубы и др.).

Собственно основа чёрной металлургии- это три цеха (производства). Если все три производства присутствуют на предприятии, то это завод полного цикла.

Работа с картой:

— Найдите на карте атласа «Металлургия»  заводы полного цикла. Где они расположены?

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Мишка косолапый"

Ответы учащихся:  Нижний Тагил, Магнитогорск, Липецк, Череповец, Новотроицк- большей частью у месторождений руды на Урале и в районе КМА.

Основная часть металла производится на металлургических комбинатах.

Запись в тетрадь.

Комбинат-это предприятия, на которых кроме металлургического производства имеются производства других отраслей, связанных с основным технологически и экономически.

1. Где строят металлургические предприятия?

Отвечая на вопрос, учащиеся приходят к выводу о том, что при размещении металлургических предприятий учитывают следующие факторы: сырьевой, энергетический, водный, транспортный, трудовой, наличие потребителя. Ребята сами приходят к выводу, что в России металлургические предприятия размещены неравномерно.

4. Что называют металлургической базой?

Используя имеющиеся знания, учащиеся дают определение, что основной металлургической базой называют группу предприятий, использующих общие рудные и топливные ресурсы и обеспечивающих потребности страны в металле. В России выделяют три основные металлургические базы:

  1. Уральская;

  2. Центральная;

  3. Сибирская.

IV. Работа в группах.

Задание группам.

I группа— пользуясь картами атласа и учебником, дайте характеристику Уральской металлургической базы. Назовите крупнейшие комбинаты, откуда поступает сырье, определите проблемы и перспективы развития.

II группа— Центральная металлургическая база.

III группа— Сибирская металлургическая база.

IV группа— объясните и обоснуйте необходимость создания новой базы на Дальнем Востоке, выберите оптимальный район строительства.

Пока работают группы, провожу индивидуальную работу со слабыми учащимися, объединив их в одну группу, выясняю, что они не усвоили.

Вновь проговариваем те вопросы, на которые они не могут ответить.

Отчеты групп.

Ребята выходят к доске, находят на карте крупные предприятия, объясняют, почему они здесь созданы, откуда поступает сырье, где используется металл.

I Уральская металлургическая база прошла трехвековой путь развития. За всю историю уральской металлургии было построено более 200 металлургических заводов. Главным фактором размещения является сырьевой: Уральские горы богаты железной рудой. На Урале находятся 4 металлургических гиганта: Нижнетагильский комбинат, Челябинский, Магнитогорский, Новотроицкий. Используют уголь Кузбасса.

Проблемы: не хватает электроэнергии, железная руда поступает с Казахстана, т.к. свои месторождения истощены, сложная экологическая обстановка.

II. Центральная металлургическая база-создается на железных рудах КМА и Кольско-Карельского района, больших запасах металлолома. Коксующийся уголь Печорского бассейна не покрывает потребности и поэтому используется уголь Кузбасса и Донбасса. Центры-Череповец, Липецк, Старый Оскол.

III. Сибирская металлургическая база- в ее составе выделяют районы:

А) Южно-Сибирский- развивается на угле Кузнецкого бассейна и месторождениях железной руды Приангарья и Горной Шории. Это крупнейший производитель алюминия из местного (Ачинского) и уральского глинозема. Центры- Братск, Красноярск, Саяногорск, Шелехово.

Б) Северо- Сибирский- развивается на разработке богатейших залежей медно-никелевых руд (Норильск). Часть перерабатывается на месте, а часть- на предприятиях Кольского полуострова и Красноярска.

IV. Дальневосточная- планируется в Южной Якутии, где есть близость высококачественных железных руд (Таежное) и коксующихся углей (Южно- Якутский бассейн). Центры- Нерюнгри, Чульман. Благоприятные факторы: наличие угля и руды, отсутствие металлургических комбинатов в регионе, возможная ориентация на экспорт. Отрицательные факторы: неосвоенность района, отсутствие трудовых ресурсов.

V. Подведение итогов урока. Краткий анализ работы групп. Выставление отметок.

VI. Домашнее задание стр. 131-135,вопросы стр. 138.















































Список используемой литературы:

  1. А.И.Алексеев, В.В.Николькина. География: население и хозяйство России, 9 класс, М., Просвещение, 2006.

  2. В.П.Дронов, В.Я.Ром. География: население и хозяйство России, 9 класс, М., Дрофа,2010.

  3. Е.А.Жижина, методическое пособие для учителя. М., Дрофа, 2006.




Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса «Решение систем уравнений второй степени»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: