Урок №
Тема: Атмосферное давление. Ветер.
Цели:
Образовательные:
Сформировать представление об атмосферном давлении и о величине нормального атмосферного давления.
Сформировать знания о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурой воздуха над ней и атмосферным давлением.
Сформировать знания о ветре и о причинах его возникновения.
Сформировать представления о розе ветров и умение строить по имеющимся данным розу ветров и анализировать её.
Развивающие: Продолжить развивать умение выделять причинно-следственные связи. Умение решать проблемы.
Воспитательные: Экологическое
Оборудование: Презентация, синоптические данные, рабочая тетрадь на печатной основе.
Тип урока: Изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Понятие:
-атмосфера
— погода
— ветер
Объяснять:
-образование ветра
Определять:
-преобладающее направление ветра
Уметь:
— Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за состоянием воздуха в своей местности, определения комфортных и дискомфортных параметров. Меры по сохранению качества воздуха.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
3. Новый материал.
Формулирование основного познавательного вопроса урока: Как изменяется атмосферное давление? Почему дует ветер?
БЛОК 1. Понятие об атмосферном давлении.
БЛОК 2. Изменение атмосферного давления с высотой.
БЛОК 3. Изменение атмосферного давления в зависимости от нагревания земной поверхности.
Формирование знаний в процессе учебного моделирования и жизненного опыта учащихся.
БЛОК 4. Причины движения воздуха. Формирование знаний о ветре и причинах его образования
Первичное закрепление.
БЛОК 4. Сила ветра, направление ветра.
Формирование знаний о направлении ветра, его силы
Обучающая практическая работа: « Построение розы ветров»
БЛОК 5. Обобщение знаний.
4. Домашнее задание. |
Дайте определение понятий: — Атмосфера — Погода Слайд №1.
Какой проблемный вопрос мы сформулировали на предыдущем уроке? Какую причину мы изменения погоды мы выделили на прошлом уроке? Слайд №2.
Проверка понимания причинно-следственных отношений.
Слайд №3. Постановка проблемного вопроса урока. Как изменяется атмосферное давление? Почему дует ветер?
Слайд №4. Объявление темы урока: «Атмосферное давление. Ветер». Слайд №5.
Познавательная задача: Что такое атмосферное давление? Слайд №6. Объяснение учителем. Слайд №7 Познавательная задача: Как меняется давление воздуха с высотой? Слайд №8 Задание по рисунку: Проанализируйте рисунок. Какую закономерность вы определили? Почему давление воздуха с высотой уменьшается на каждые 10.5 метров на 1 мм.рт.ст.?
Вывод: Атмосферное давление изменяется с высотой.
Слайд №9. Познавательная задача: Как изменяется атмосферное давление в зависимости от нагревания земной поверхности. Слайд №9.
Беседа о взаимосвязи между характером подстилающей поверхности, интенсивностью её нагрева и различиями в атмосферном давлении воздуха над ней. Слайд №10. Жаркий летний день. Открытое пространство, например поверхность луга, нагревается сильнее, чем земная поверхность под лесом. Нагревшийся от земли тёплый легкий воздух поднимается вверх, и над лугом формируется область пониженного атмосферного давления. А в лесу поверхность нагревается меньше, поэтому воздух холоднее, опускается и формируется область высокого давления. Вывод: Разная по составу земная поверхность нагревается по-разному, поэтому атмосферное давление изменяется в зависимости от нагрева земной поверхности.
Слайд №11. Вывод:
Слайд №12. Познавательная задача: Почему и в каком направлении движется воздух?
Слайд №13. Формирование умения решать проблему. Утверждение: Воздух перемещается горизонтально. Доказательства: Разная поверхность – разный нагрев – разность в давлении – появление горизонтального перемещения воздуха (ветер) Вывод: Ветер – горизонтальное перемещение воздуха из области высокого давления в область низкого давления.
Слайд №14. Вывод:
Слайд №15 Совместно решение задачи по моделированию направлений дневного и ночного бризов. Задание: Изобразите в тетради схематически образование ночного бриза
Выполнение задания требует от учащихся применения знаний, именно в процессе их применения формируются новые знания о бризах.
Слайд №16. Познавательная задача: От чего зависит сила ветра? Как определить направление ветра?
Знакомство с розой ветров ( Слайд №17).
Познавательная задача: Как изменяется атмосферное давление? Почему дует ветер?
Общий вывод: Как изменяется атмосферное давление? Почему дует ветер?
Земная поверхность нагревается по-разному
1. В зависимости от характера подстилающей поверхности 2. В зависимости от высоты Солнца над горизонтом
Разная температура воздуха
Разное атмосферное давление
Образование ветра
Какие знания были вами получены на уроке для решения обшей познавательной задачи темы: «Почему погода бывает разная?»
Объяснение домашнего задания.
§ 28, 29.
|
Дают определения понятий
Почему погода бывает разная?
Изменяется температура. Как и почему изменяется температура воздуха?
Общий вывод: Как и почему изменяется температура воздуха?
Земная поверхность нагревается Солнцем, а от неё нагревается воздух. Земная поверхность нагревается Солнцем, а от неё нагревается воздух.
Земная поверхность нагревается по-разному
1. В зависимости от характера подстилающей поверхности 2. В зависимости от высоты Солнца над горизонтом
Воспринимают проблемный вопрос урока
Запись темы урока в тетрадь.
Выявление при анализе рисунка ( Слайд №8) закономерности изменения давления воздуха с высотой.
— Чем выше над уровнем моря расположена территория, тем давление ниже. — Потому что уменьшается столб воздуха, давящего на поверхность. Делают вывод.
Участие в беседе.
В ходе беседы усваивают взаимосвязь между характером подстилающей поверхности, интенсивностью её нагрева и различиями в атмосферном давлении воздуха над ней.
Делают вывод.
Делают вывод.
Осознают проблемный вопрос
Анализ рисунка Овладевают ходом ответа на проблемный вопрос (формулируют утверждение, доказывают его, делают выводы)
Установление взаимосвязи.
Выполнение задания в тетрадях. Составление схемы ночного бриза.
Самостоятельно определяют направление ветра.
Анализ календаря погоды
Построение графика розы ветров в июне для Нефтеюганска по данным.
Анализ графика. Вывод. Определение, в каком случае ветер будет сильнее и почему? Самостоятельное установление причинно-следственной связи (чем больше разность в давлении, тем сильнее ветер)
Совместный вывод, запись схемы в тетрадь.
Обобщение знаний урока
Запись домашнего задания. |