Урок по теме: «Атмосферное давление. Ветер»


Урок №

Тема: Атмосферное давление. Ветер.



Цели:

Образовательные:

  1. Сформировать представление об атмосферном давлении и о величине нормального атмосферного давления.

  2. Сформировать знания о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурой воздуха над ней и атмосферным давлением.

  3. Сформировать знания о ветре и о причинах его возникновения.

  4. Сформировать представления о розе ветров и умение строить по имеющимся данным розу ветров и анализировать её.


Развивающие: Продолжить развивать умение выделять причинно-следственные связи. Умение решать проблемы.

Воспитательные: Экологическое

Оборудование: Презентация, синоптические данные, рабочая тетрадь на печатной основе.


Тип урока: Изучение нового материала.


Планируемые результаты:


Понятие:

-атмосфера

— погода

— ветер

Объяснять:

-образование ветра

Определять:

-преобладающее направление ветра


Уметь:

— Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за состоянием воздуха в своей местности, определения комфортных и дискомфортных параметров. Меры по сохранению качества воздуха.














Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


  1. Орг. момент.

  2. Актуализация.


























3. Новый материал.


Формулирование основного познавательного вопроса урока: Как изменяется атмосферное давление? Почему дует ветер?


БЛОК 1. Понятие об атмосферном давлении.




БЛОК 2. Изменение атмосферного давления с высотой.







БЛОК 3. Изменение атмосферного давления в зависимости от нагревания земной поверхности.


Формирование знаний в процессе учебного моделирования и жизненного опыта учащихся.






















БЛОК 4. Причины движения воздуха.

Формирование знаний о ветре и причинах его образования











Первичное закрепление.











БЛОК 4. Сила ветра, направление ветра.


Формирование знаний о направлении ветра, его силы


Обучающая практическая работа: « Построение розы ветров»










БЛОК 5. Обобщение знаний.

























4. Домашнее задание.



Дайте определение понятий:

— Атмосфера

— Погода

Слайд №1.


Какой проблемный вопрос мы сформулировали на предыдущем уроке?

Какую причину мы изменения погоды мы выделили на прошлом уроке?

Слайд №2.


Проверка понимания причинно-следственных отношений.
















Слайд №3.

Постановка проблемного вопроса урока.

Как изменяется атмосферное давление? Почему дует ветер?


Слайд №4.

Объявление темы урока: «Атмосферное давление. Ветер».

Слайд №5.


Познавательная задача: Что такое атмосферное давление?

Слайд №6.

Объяснение учителем.

Слайд №7

Познавательная задача: Как меняется давление воздуха с высотой?

Слайд №8

Задание по рисунку:

Проанализируйте рисунок. Какую закономерность вы определили? Почему давление воздуха с высотой уменьшается на каждые 10.5 метров на 1 мм.рт.ст.?


Вывод: Атмосферное давление изменяется с высотой.




Слайд №9.

Познавательная задача: Как изменяется атмосферное давление в зависимости от нагревания земной поверхности.

Слайд №9.


Беседа о взаимосвязи между характером подстилающей поверхности, интенсивностью её нагрева и различиями в атмосферном давлении воздуха над ней.

Слайд №10.

Жаркий летний день. Открытое пространство, например поверхность луга, нагревается сильнее, чем земная поверхность под лесом. Нагревшийся от земли тёплый легкий воздух поднимается вверх, и над лугом формируется область пониженного атмосферного давления. А в лесу поверхность нагревается меньше, поэтому воздух холоднее, опускается и формируется область высокого давления.

Вывод: Разная по составу земная поверхность нагревается по-разному, поэтому атмосферное давление изменяется в зависимости от нагрева земной поверхности.



Слайд №11.

Вывод:

  1. Атмосферное давление изменяется с высотой.

  2. Атмосферное давление изменяется в зависимости от нагрева земной поверхности.


Слайд №12.

Познавательная задача: Почему и в каком направлении движется воздух?


Слайд №13.

Формирование умения решать проблему.

Утверждение: Воздух перемещается горизонтально.

Доказательства: Разная поверхность – разный нагрев – разность в давлении – появление горизонтального перемещения воздуха (ветер)

Вывод: Ветер – горизонтальное перемещение воздуха из области высокого давления в область низкого давления.


Слайд №14.

Вывод:


Слайд №15

Совместно решение задачи по моделированию направлений дневного и ночного бризов.

Задание:

Изобразите в тетради схематически образование ночного бриза


Выполнение задания требует от учащихся применения знаний, именно в процессе их применения формируются новые знания о бризах.



Слайд №16.

Познавательная задача: От чего зависит сила ветра? Как определить направление ветра?


  1. Проверить правильность понимания смысла названия ветра (по той стороне, откуда он дует)


Знакомство с розой ветров ( Слайд №17).







  1. Определение, в каком случае ветер будет сильнее и почему?



Познавательная задача: Как изменяется атмосферное давление? Почему дует ветер?


Общий вывод:

Как изменяется атмосферное давление? Почему дует ветер?


  1. Атмосферное давление изменяется с высотой.

  2. Атмосферное давление изменяется в зависимости от нагрева земной поверхности.


Земная поверхность нагревается по-разному


1. В зависимости от характера подстилающей поверхности

2. В зависимости от высоты Солнца над горизонтом


Разная температура воздуха


Разное атмосферное давление


Образование ветра


Какие знания были вами получены на уроке для решения обшей познавательной задачи темы: «Почему погода бывает разная?»


Объяснение домашнего задания.


§ 28, 29.





Дают определения понятий



Почему погода бывает разная?


Изменяется температура.

Как и почему изменяется температура воздуха?


Общий вывод:

Как и почему изменяется температура воздуха?



Земная поверхность нагревается Солнцем, а от неё нагревается воздух.

Земная поверхность нагревается Солнцем, а от неё нагревается воздух.


Земная поверхность нагревается по-разному




1. В зависимости от характера подстилающей поверхности

2. В зависимости от высоты Солнца над горизонтом





Воспринимают проблемный вопрос урока




Запись темы урока в тетрадь.











Выявление при анализе рисунка ( Слайд №8) закономерности изменения давления воздуха с высотой.



— Чем выше над уровнем моря расположена территория, тем давление ниже.

— Потому что уменьшается столб воздуха, давящего на поверхность.

Делают вывод.







Участие в беседе.


В ходе беседы усваивают взаимосвязь между характером подстилающей поверхности, интенсивностью её нагрева и различиями в атмосферном давлении воздуха над ней.







Делают вывод.




Делают вывод.






Осознают проблемный вопрос



Анализ рисунка

Овладевают ходом ответа на проблемный вопрос (формулируют утверждение, доказывают его, делают выводы)







Установление взаимосвязи.



Выполнение задания в тетрадях.

Составление схемы ночного бриза.













Самостоятельно определяют направление ветра.


Анализ календаря погоды


Построение графика розы ветров в июне для Нефтеюганска по данным.


Анализ графика.

Вывод.

Определение, в каком случае ветер будет сильнее и почему? Самостоятельное установление причинно-следственной связи (чем больше разность в давлении, тем сильнее ветер)






Совместный вывод, запись схемы в тетрадь.


















Обобщение знаний урока



Запись домашнего задания.


Свежие документы:  Урок для 6 класса по теме: "Гидросфера (вводный урок)"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: