Урок по теме: «Почвы и земельные ресурсы»


Тема: Почвы и земельные ресурсы.

Цели и задачи :

1. Вспомнить понятия «почва», «гумус», факторы формирования почв.

2. Сформировать у учащихся понятие об особенностях почв округа: почв тундры и лесотундры, северной тайги, горной части.

3. Развивать умение учащихся работать с картой и определять размещение земельных ресурсов по территории округа.

Оборудование: Атлас ЯНАО, учебник, раздаточный материал

Ход урока

1. Организационный момент: сообщение темы и цели урока. Д.З. стр. 107 Почвы. Сделать круговую диаграмму по стат материалам в приложении.

2. Проверка д.з.

Тест по теме: Водные ресурсы округа

Тест: Водные ресурсы

1. ЯНАО беден водными ресурсами?

а. да; б. нет.

2. Водные ресурсы это:

а .все внутренние воды страны;

б. воды суши, которые можно использовать для удовлетворения

потребностей человека и хозяйственных нужд;

в. все внутренние воды страны, а также вода морей и океанов, ее омывающих;

г. поверхностные внутренние воды страны;

д. подземные внутренние воды страны.

3. Правый берег Оби, как правило, …

а. ниже левого; б. выше левого.

4. Для ЯНА О характерна разветвленная густая речная сеть ?

а. да; б. нет.

5. Обь при впадении в Карское море

а. имеет слаборазветвленную небольшую дельту;

б. имеет широкий эстуарий;

в. имеет сильноразветвленную широкую дельту;

г. не имеет дельты, ни эстуария.

6. Крупнейшей рекой ЯНАО являются:

а. Обь; б. Иртыш; в. Пур г. Енисей;

7. Реки носят равнинный характер у районов

а. Левобережья Оби; б. Правобережья Оби;

в. Пур-Тазовского р-на; г. Ямало-Гыданского р-на.

8. Основным источником водного питания рек являются

а. дождевые воды; б. талые снеговые воды; в. подземные воды;г. болотные воды

9. Самая длинная река ЯНАО —

а. Таз; б. Пур; в. Полуй; г. Щучья;

д. Сыня; е. Собь.

10.Крупнейший приток Оби —

а. Щучья; б. Сыня; в. Собь; г. Полуй; д. Куноват.

11.К бассейну Карского моря относятся реки:

а. Надым; б. Таз;

в. Урал; г. Сыня;

д. Печора; е. Ангара;

ж. Юрибей; з. Амур.

12.Река Обь образуется от слияния двух рек:

а. Тобола и Иртыша; б. Зеи и Бурей;

в. Бии и Иртыша; г. Бии и Катуни.

13.Равнинные озера ЯНАО по происхождению

а. ледниковые; б. термокарстовые; _

в. пойменные; г. прибрежно-лагунные;

д. вулканические; е. тектонические;

ж. Лагунные.

14.Самое глубокое озеро на территории ЯНАО —

а. Шурышкарский сор; б. Питлярский сор;

в. Большое Щучье; г. Нейто;

д. Ямбурто; е. Яррото.

15.Наиболее густая сеть озер характерна для

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса «ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА»

а. левобережья Оби; б. горной части округа;

в. Пур-Тазовского р-на; г. Ямало-Гыданского р-на; д. Ямальского р-на.

16. Самое крупное по площади озеро ЯНАО находится в

а. Ямальском р-не; б. Шурышкарском р-не;

в. Надымском р-не; г. Пуровском р-не; :

д. Тазовском р-не.

3. Изучение нового материала

Беседа вопросы:

Что такое почва?

— Что такое гумус?

— В каких почвах накапливается больше всего гумуса? Почему?

Каковы факторы формирования почв?

Какие из них будут влиять на образование почв округа? (Суровые климатические условия, значительное количество осадков, плоский рельеф, многолетняя мерзлота и т. д.)

Исходя из вышеизложенного что можно сказать О плодородии почв нашего округа? (Почвы малоплодородны).

4. Практическая часть

задания по рядам: подготовить характеристику почв тундры и лесотундры, северной тайги, горной части округа.

После выполнения заданий каждый учащийся зачитывает написанное вслух, товарищи анализируют и оценивают услышанное, называя главные особенности типов почв.

Учитель предлагает выполнить задание 1 из практикума на с. 113 учебника и определить по почвенной карте географического атласа, какие почвы встречаются на территории округа.

Учащиеся определяют тип почвы в своем населенном пункте.

Далее учитель говорит о том, что почвы — один из природных ресурсов и что такие ресурсы называются земельными. Дается характеристика земельных ресурсов округа, их особенностей и размещения (можно предложить учащимся проанализировать приложение 2 учебника и ответить, как распределяются земельные ресурсы в пределах округа). В заключение учащиеся делают вывод: благоприятны ли условия для сельского хозяйства в ЯНАО?

5. Закрепление:

ответить на вопрос: Почему мощность гумуса увеличивается с севера на юг?

Тест

Выберите правильные ответы:

1. В тундре преобладают:

а) глеевые почвы; б) подзолистые почвы.

2. Для лесотундры характерны:

а) аркотундровые почвы; б) глеево-подзолистые почвы; в) подзолистые почвы.

3. Мощность гумуса увеличивается: а) с севера на юг; б) с юга на север.

4. Для почвенного покрова округа характерны: а) зональность почв; б) изменчивость в пределах

зоны; в) мощность почв до 1 м.


Головоломка

Заполните клетки головоломки, вписав в них названия почв округа.

1. Почвы лесной зоны.

2. Почвы тундры.

3. Почвы поименной части рек.

4. Болотно-подзолистые почвы.









2







О










Ч



3




В








4







Ы


Задание на дом. Прочитать § 1.7 учебника, подготовить сообщение о земельных ресурсах ЯНАО.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: