Выступление с докладом на тему «Современный урок с позиции личностно-ориентированного обучения на уроках географии


МБОУ «Новотимошкинская ООШ»

Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан





Доклад на тему: Современный урок с позиции личностно- ориентированного обучения на уроках географии (на примере начального курса)





Подготовила:

учитель географии, биологии, химии

Анорьева Сильвия Витальевна











с.Новое Тимошкино

2014 г.

Современный урок с позиции личностно-ориентированного обучения на уроках географии (на примере начального курса)

Долгие годы в системе среднего образования господствовала модель традиционного обучения. В последние годы, в период перестройки жизни всего общества и в том числе российского образования, особое внимание было обращено на концепцию личностно-ориентированного обучения, относящегося к модели инновационного типа.

В науку термин «личностно-ориентированное» обучение ввела психолог Якиманская И.С. Суть его состоит в признании самоценности ученика как носителя субъективного опыта; в понимании взаимодействия между субъектами и объектами с точки зрения их ориентации на освоение общечеловеческих ценностей; в обязательном обращении к эмоционально-ценностной сфере каждого ребёнка; в ориентации учителя на выбор определенных форм, методов обучения, а основным результатом выступает развитие познавательных способностей и качеств личности школьника.

Как традиционная, так и альтернативная системы школьного обучения провозглашают в качестве приоритета развитие ребенка. При этом в традиционном обучении речь идет о формировании личности с заранее заданными свойствами и понимании под развитием наращивание знаний, умений и навыков. В развивающем обучении, представляющем переходный этап между традиционным и личностно-ориентированным обучением, акцент делается на развитие мышления и психических процессов. В свою очередь в личностно-ориентированном обучении предусматривается развитие индивидуальности ребенка, указывается, что развитие требует скачка, порождающего не количественные, а качественные изменения. Данное обучение способствует непрерывному развитию ученика, его самореализации, самораскрытию, самовоспитанию, так как оно имеет творческий характер и с вниманием относится к потенциальным возможностям каждого.

Самой сути развития противоречит идея формирования. Развивать можно то, что уже заложено в ребенке, а формирование предполагает привитие извне того, чего у него еще не было. Поэтому задача учителя в личностно-ориентированном обучении заключается в выявлении на каждом уроке избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, его внутренней мотивации, протекания процесса самореализации, предпочтения к определенным видам деятельности. То есть применительно к каждому школьнику три основных линии его развития: зона актуального развития (знания, умения, отношение к учению); зона ближайшего развития (способность к усвоению системы знаний с помощью учителя); зона самореализации (активность, самостоятельность, адекватная самооценка). При таком подходе развивается целостная личность, способная принимать нестандартные решения, быстро искать и находить свое место в условиях социально-экономической неопределенности, разбираться в многогранных проблемах взаимодействия общества и природы, справляться с решением глобальных проблем современности.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Christmas celebrations in different countries"

География, как учебная дисциплина, обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств личности, так как в основе ее содержания лежит комплексный географический подход при изучении жизнедеятельности общества и его взаимодействии с природой на разных территориальных уровнях: планета-материк, страна-регион, малая родина.

Основной вклад школьной географии в развитие личности непосредственно связан с развитием у учащихся географической культуры. Начальным этапом этого развития является изучение школьниками начального курса географии.

Цель изучения начального курса – дать учащимся знания о геосферах, об основных компонентах природного комплекса и взаимосвязях между компонентами, заложить основы воспитания у школьников бережного отношения к природе, показать знание географической науки, а также способствовать развитию личности подростка.

В начальном курсе географии формируется большое количество общих понятий, также важна роль в формировании умений, необходимых для наблюдения и исследования явлений природы. К этим умениям следует отнести: визуальные наблюдения объектов и явлений природы (погоды, форм рельефа и т.д.) и их запись и анализ; инструментальные измерения (азимутов, расстояний) и их обработка; чтение планов и карт, картометрические умения.

Важнейшей функцией географии является формирование мировоззрения учащихся и экологического сознания и воспитания бережного отношения к природе.

Таким образом, вклад географии в развитие личности школьника определяется:

— научным восприятием окружающего мира;

— умением мыслить комплексно, пространственно, во временном аспекте;

— умение решать географические проблемы, действовать в природе с точки зрения экологической целесообразности;

— умение пользоваться географическими картами, справочниками, вести наблюдения.

Анализируя вклад географии в развитие личности подростка, можно констатировать, что при изучении начального курса географии у него развивается географическое мышление, воображение, память, самостоятельность, любознательность, наблюдательность.

В личностно-ориентированном обучении особое внимание психологи и дидакты обращают на развитие операций и приемов выполнения действий, на раскрытие их эмоциональных кодов, поскольку это влияет на нравственное воспитание, всестороннее развитие личности. Ребенок, вступая в мир уже созданных нравственных отношений, не способен самостоятельно приобщиться к нравственности. Для этого необходимо на уроке географии создавать развивающие ситуации, способствующие развитию интересующих нас частей субъектного опыта. Методическими условиями реализации личностно-ориентированного обучения являются система специальных развивающих знаний и коллективные формы учебной деятельности.

Например, для раздела « План и карта» учащимся предлагаю следующие задания:

1.Пользуясь условными знаками форзаца II учебника, опишите или изобразите свой путь от дома до школы. Это задание может быть использовано при изучении темы «Что такое план местности?»

Свежие документы:  Письменность и книга на Руси

2.Представьте себя на вершине холма, изображенного на рис.5 стр.17. Вам необходимо спуститься вниз. Какую высоту вам придётся преодолеть, и какой склон вы выберете для спуска? Ответ оформите в виде схемы или описания. Задание можно использовать в теме «Изображение поверхности земли горизонталями».

3. Представьте, что вы закопали клад в какой-либо части местности (рис.17 с.30). Составьте для себя подробное описание (с указанием объектов, расстояний, направлений, высот) или изобразите путь до этого места а) с севера; б) с юго-востока; в) с запада. Задание может быть использовано на уроке обобщающего повторения по теме «План местности».

Часть развивающих заданий, формирующих у школьников важные картографо-топографические умения и способствующие развитию самостоятельности и познавательного интереса к теме, можно включать в состав практических работ.

Например, после изучения тем «Географическая широта», «Географическая долгота», «Географические координаты» для выполнения практической работы можно предложить учащимся задания личностно -ориентированного характера.

1.Определить географические координаты самой южной точки материка Африка. Для выполнения задания вы можете использовать а) приём определения географических координат точки. (§13 с.45 учебника Т.П.Герасимовой); б) рис. 23 и 25 учебника. Форма выполнения: а) запишите географические координаты точки; б) обозначьте эту точку на контурной карте.

2. Если вы перемещаетесь из точки с координатами 75º с.ш., 100º в.д. в точку с координатами 0º ш.,100º в.д., то вы пересечете материк … Используйте рисунки 23 и 25 учебника. Форма выполнения а)запишите материк; б) на контурной карте отметьте географические координаты точек, подпишите материк; стрелкой обозначьте путь перемещения.

Выполнение данной практической работы способствует формированию у учащихся умения определять географические координаты, развивает самостоятельность.

Бережное отношение к природе может сформировать при выполнении учащимися таких заданий.

Например, тема «Горячие источники – гейзеры». Представьте себя гейзером. Укажите характерные черты и характер их использования человеком. Используйте рис.38 и текст §19, или тема «Водяной пар и облака. Атмосферные осадки».

Представьте себя слоистым, перистым или кучевым облаком. Какие атмосферные осадки с ними связаны и какое влияние они оказывают на человека, животный мир и растения? При выполнении задания можете использовать рис.82 с.136. Или, тема «Атмосфера, её строение». Убеди себя в том, что нельзя загрязнять атмосферу. (§3).

Очень важно, что при выполнении этих заданий природные объекты как бы оживают перед ребёнком. Возникающие у школьников образы существенно влияют на его личность, меняют мотивацию к объектам природы, закладывают фундамент доброты.

Свежие документы:  Конспект урока по географии "Климатические пояса Земли"

Подросток старается глубоко и целенаправленно изучить всё то, что ему интересно и в связи с этим необходимо предоставить ребёнку возможность самостоятельно выполнять задания.

Эффективной формой урока в рамках личностно-ориентированного обучения является урок с элементами дискуссии. На таком уроке лучше всего ориентироваться на среднего ученика и стараться построить так обучение, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития всех учащихся.

Например, при изучении темы «Атмосферные осадки», делю класс на 2 группы для обсуждения двух сторон вопроса: «атмосферные осадки – это благо», и «атмосферные осадки – это беда». Выслушиваю высказывания. Обращаюсь к группам: «Согласны ли вы с этой точкой зрения или думаете иначе?». Далее дополняю высказывания учащихся. Но, прежде чем начать дискуссию, знакомлю с памяткой «Как вести дискуссию»:

— вступая в дискуссию, необходимо предоставлять предмет спора;

— не повторять того, что уже было сказано;

— внимательно слушать товарищей, имеющих противоположные точки зрения, найти в них сильные и слабые стороны;

— опровергнуть их доводы.

В конце этого урока можно дать такие задания на развитие любознательности, например, 1) Объясните народные пословицы: «Много снега — много хлеба», «От искры – пожар, от дождя – наводнение», или 2) Напишите рассказ на тему: «Я — снежинка», «Я – градинка», «Я – капелька дождя».

Закончить своё выступление хочу такими словами: Каждый ребёнок – это целая Вселенная. И к этой Вселенной нужен свой уникальный подход. Более того, в разных ситуациях учителю нужно вести себя по иному, поэтому общение и обучение превращается в захватывающий поиск ключей к сердцу ученика. А это в нашей педагогической деятельности очень важно.





Список используемой литературы:

  1. Большой Российский энциклопедический словарь -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003

  2. Журнал «География в школе» №2, 2001г

  3. Современный урок географии Ч.1: методические разработки уроков.

  4. Учебник Т.П.Герасимовой Начальный курс географии,2006 г.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: